"Тиражная графика, или эстамп – полноценный вид искусства и может стоить дороже, чем живопись", – рассказывает Эльчин Али-заде, инициатор маркета WIN-WIN на "Винзаводе", основатель издательства и галереи Формат Один.
Это самый демократичный вид искусства, и речь далеко не о репродукциях с некоего "оригинала". Каждый отпечаток в серии, произведенной ручными методами печати, немного отличается от предыдущего. Иногда каждый лист полностью уникален: он может быть доработан вручную, или сделан в другой цветовой гамме. Такие тиражи называются "each unique".
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822833953_0:0:1134:756_600x0_80_0_1_a96a79b0a93b7f012c7d5586b036ce79.jpg)
"Тиражная графика, или эстамп – полноценный вид искусства и может стоить дороже, чем живопись", – рассказывает Эльчин Али-заде, инициатор маркета WIN-WIN на "Винзаводе", основатель издательства и галереи Формат Один.
Это самый демократичный вид искусства, и речь далеко не о репродукциях с некоего "оригинала". Каждый отпечаток в серии, произведенной ручными методами печати, немного отличается от предыдущего. Иногда каждый лист полностью уникален: он может быть доработан вручную, или сделан в другой цветовой гамме. Такие тиражи называются "each unique".
На маркете представлены как известные имена, так и начинающие художники. Здесь показывают все: от графики и акварельных работ до живописи, скульптуры малых форм, перформансов и других классических и экспериментальных видов современного искусства.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822833887_0:0:1134:756_600x0_80_0_1_314f35827c0c0c3e0a4c91f4addb0c5a.jpg)
На маркете представлены как известные имена, так и начинающие художники. Здесь показывают все: от графики и акварельных работ до живописи, скульптуры малых форм, перформансов и других классических и экспериментальных видов современного искусства.
"Хороший эстамп – это не копия чего-то уже существующего. Это полноценная новая работа, созданная специально для этого тиража, и не существующая в других форматах", – поясняет Эльчин.
На одном из стендов – железные бархатные щенки художника Вильгения Мельникова.
"Это металл с напылением, парафраз на скульптуру "Собака" Джеффа Кунса. Китчевый символ дорогого искусства, – объясняет Ирина Саминская, руководитель спецпроектов Фонда поддержки современного искусства "Винзавод". – Вильгений препарирует идею и превращает ее в панк-стиль с элементами чего-то детского".
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822854928_0:0:1134:665_600x0_80_0_1_828f20467d0336ef7935f2f7c2f09065.jpg)
"Хороший эстамп – это не копия чего-то уже существующего. Это полноценная новая работа, созданная специально для этого тиража, и не существующая в других форматах", – поясняет Эльчин.
На одном из стендов – железные бархатные щенки художника Вильгения Мельникова.
"Это металл с напылением, парафраз на скульптуру "Собака" Джеффа Кунса. Китчевый символ дорогого искусства, – объясняет Ирина Саминская, руководитель спецпроектов Фонда поддержки современного искусства "Винзавод". – Вильгений препарирует идею и превращает ее в панк-стиль с элементами чего-то детского".
Иван Архипов работает не только с бумагой, но и по жести, дереву, линолеуму, алюминию.
Художнику нравится переосмысливать технику гравюры, искать новые формы и создавать вневременные монументальные вещи. По его словам, наибольшим спросом пользуется оттиск на металле.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916199_0:0:1178:638_600x0_80_0_1_53173c5bfe04dee64a9e7bd7b3c5137d.jpg)
Иван Архипов работает не только с бумагой, но и по жести, дереву, линолеуму, алюминию.
Художнику нравится переосмысливать технику гравюры, искать новые формы и создавать вневременные монументальные вещи. По его словам, наибольшим спросом пользуется оттиск на металле.
"Это демократичное искусство, за тысячу рублей можно купить графику, которая будет с тобой вечно", – отмечает Ирина Саминская.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822833955_0:0:1134:756_600x0_80_0_1_9fa212fb09a707a334e05b3fec617d37.jpg)
"Это демократичное искусство, за тысячу рублей можно купить графику, которая будет с тобой вечно", – отмечает Ирина Саминская.
На маркете можно посмотреть (и приобрести) принты Айдан Салаховой. В этот раз широко представлены художники из регионов (примерно 30 процентов).
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916340_0:0:1417:643_600x0_80_0_1_0edc774989b64f83689579cd92265d22.jpg)
На маркете можно посмотреть (и приобрести) принты Айдан Салаховой. В этот раз широко представлены художники из регионов (примерно 30 процентов).
Тиражные произведения и зины (любительское малотиражное издание, от английского magazine, — Прим. ред.) делают современное искусство более доступным для простых людей, объясняют организаторы.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822855045_0:0:1196:673_600x0_80_0_1_dee8e18f4c746450434fa605b2283ff9.jpg)
Тиражные произведения и зины (любительское малотиражное издание, от английского magazine, — Прим. ред.) делают современное искусство более доступным для простых людей, объясняют организаторы.
Про работы Тимофея Малярова из Нижнего Новгорода говорят "если один раз увидишь, сразу запомнишь". На его холстах и коврах много цветовых акцентов.
"Раньше я делал одежду в технике окрашивания tie dye. Продавал ее не только в России, но и в Америку отправлял. Потом начал рисовать абстракцию. С тканью я упирался в ограничения, на бумаге больше свободы", – рассказывает художник.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822855023_63:0:1197:638_600x0_80_0_1_61ccd6efd7fb1536e80371bbab92c95c.jpg)
Про работы Тимофея Малярова из Нижнего Новгорода говорят "если один раз увидишь, сразу запомнишь". На его холстах и коврах много цветовых акцентов.
"Раньше я делал одежду в технике окрашивания tie dye. Продавал ее не только в России, но и в Америку отправлял. Потом начал рисовать абстракцию. С тканью я упирался в ограничения, на бумаге больше свободы", – рассказывает художник.
Он использует в работах тушь, масляную пастель, аэрозольную краску.
"Хочется идти дальше, в сторону предметного дизайна со своим видением", – указывает Тимофей на ковры разных размеров и цветовой гаммы.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916231_0:0:1134:621_600x0_80_0_1_ccbd5e400f1d2fafa7dc39b2d6557ca1.jpg)
Он использует в работах тушь, масляную пастель, аэрозольную краску.
"Хочется идти дальше, в сторону предметного дизайна со своим видением", – указывает Тимофей на ковры разных размеров и цветовой гаммы.
Есть на маркете и благотворительные стенды. "Часть средств от продаж пойдет беженцам, часть – авторам работ", — поясняет художница Светлана Шуваева. Здесь выставлены картины, фотографии, футболки, деревянные и керамические экспонаты.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822833931_0:0:1134:756_600x0_80_0_1_ba732d3ba42d216e51b97a56c5422e8d.jpg)
Есть на маркете и благотворительные стенды. "Часть средств от продаж пойдет беженцам, часть – авторам работ", — поясняет художница Светлана Шуваева. Здесь выставлены картины, фотографии, футболки, деревянные и керамические экспонаты.
Выставочная зона заняла три пространства: Цех Белого, Цех Красного и Винтажный зал. По словам арт-директора "Винзавода" Сабины Чагиной, текущая экспозиция, в первую очередь, про искусство, которое "несмотря на сложившиеся ограничения, развивается и существует".
Например, работа-перформанс "Тысяча рукопожатий" Сергея Катрана. Ножки грибов сформированы из глины за счет сжатия их в пальцах целой цепочки людей.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916277_0:0:1225:638_600x0_80_0_1_04c9405caea54c4e806e923b99c6c03e.jpg)
Выставочная зона заняла три пространства: Цех Белого, Цех Красного и Винтажный зал. По словам арт-директора "Винзавода" Сабины Чагиной, текущая экспозиция, в первую очередь, про искусство, которое "несмотря на сложившиеся ограничения, развивается и существует".
Например, работа-перформанс "Тысяча рукопожатий" Сергея Катрана. Ножки грибов сформированы из глины за счет сжатия их в пальцах целой цепочки людей.
Некоторые художники размышляют на религиозную тему: создают отрефлексированные холсты-иконы или различные виды алтарей – последние были хитом прошлого маркета.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916253_0:0:1417:685_600x0_80_0_1_ef3aa8ce69f7051bdf3c317968277c6a.jpg)
Некоторые художники размышляют на религиозную тему: создают отрефлексированные холсты-иконы или различные виды алтарей – последние были хитом прошлого маркета.
Кто-то исследует корни своей национальной идентичности. Например, участники проекта "Когда я была казашкой".
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822834106_0:0:1134:756_600x0_80_0_1_be221815d64a6b87eb826b1b2a97295a.jpg)
Кто-то исследует корни своей национальной идентичности. Например, участники проекта "Когда я была казашкой".
Для междисциплинарного издательства Носорог художник Александр Повзнер вылепил бюсты носорожьих носов (образец тиражного искусства).
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822834062_0:0:1134:756_600x0_80_0_1_63794314bd45ed0d1193de760eb0e85e.jpg)
Для междисциплинарного издательства Носорог художник Александр Повзнер вылепил бюсты носорожьих носов (образец тиражного искусства).
На выставке можно увидеть огромную деревянную пиццу Эльдара Ганеева (художник группировки ЗИП) и доски, использованные в качестве холстов.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916339_0:0:1138:576_600x0_80_0_1_c12dc7d68861c4559fa2c17501ef9d40.jpg)
На выставке можно увидеть огромную деревянную пиццу Эльдара Ганеева (художник группировки ЗИП) и доски, использованные в качестве холстов.
"Бывают и интерактивные тиражи, они предполагают определенное взаимодействие с объектом. Например, отклеивать части работы (специально для этого задуманные) или менять местами части тела персонажей из серии. Так зритель становится участником творческого процесса", — рассказывает Эльчин.
Такой игровой элемент есть в работах-конструкторах Марии Шишовой, которые, однако, не являются примером тиражного искусства в чистом виде.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916384_0:0:1417:638_600x0_80_0_1_1a8e30589b88f29ca0cc456f9e9b8ddc.jpg)
"Бывают и интерактивные тиражи, они предполагают определенное взаимодействие с объектом. Например, отклеивать части работы (специально для этого задуманные) или менять местами части тела персонажей из серии. Так зритель становится участником творческого процесса", — рассказывает Эльчин.
Такой игровой элемент есть в работах-конструкторах Марии Шишовой, которые, однако, не являются примером тиражного искусства в чистом виде.
"Есть ощущение, что многие художники, работающие с тиражным искусством, стали чаще переходить в объем, выходя за рамки плоскости в скульптуру, работу с керамикой, деревом, тканью или другими материалами", — отмечает эксперт.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822916275_0:0:1417:638_600x0_80_0_1_bf0ba8dee672baa422125668e4865a25.jpg)
"Есть ощущение, что многие художники, работающие с тиражным искусством, стали чаще переходить в объем, выходя за рамки плоскости в скульптуру, работу с керамикой, деревом, тканью или другими материалами", — отмечает эксперт.
Относительно недавняя инновация – использование дополненной реальности в экспонатах. При наведении камеры на куар-код на картине или принте работа начинает жить своей собственной, неожиданной жизнью.
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822834039_0:0:1134:756_600x0_80_0_1_8cdb31bda67e07ef4e64a533db313fe2.jpg)
Относительно недавняя инновация – использование дополненной реальности в экспонатах. При наведении камеры на куар-код на картине или принте работа начинает жить своей собственной, неожиданной жизнью.
"В советское время была хорошая школа тиражной графики, — продолжает Эльчин. — В 1990-е все стагнировало. В последние годы мы пытаемся вызвать интерес к этому направлению".
![Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе Пятый маркет в поддержку современного искусства на Винзаводе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/0a/1822855068_197:0:1331:638_600x0_80_0_1_caf9eca2f7e668303ea8775b1e830ba4.jpg)
"В советское время была хорошая школа тиражной графики, — продолжает Эльчин. — В 1990-е все стагнировало. В последние годы мы пытаемся вызвать интерес к этому направлению".