Рейтинг@Mail.ru
Валерий Шоржин: эволюцию связи определит потребитель - РИА Новости, 21.09.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Валерий Шоржин: эволюцию связи определит потребитель

© Фото : Билайн Исполнительный вице-президент билайна по технике Валерий Шоржин
Исполнительный вице-президент билайна по технике Валерий Шоржин - РИА Новости, 1920, 21.09.2022
Читать ria.ru в
Для большинства из нас жизнь без смартфона и интернета сегодня почти немыслима. Вытеснит ли мобильный интернет звонки по телефону окончательно, наступят ли времена, когда интернет будет в самой дремучей глуши, нужна ли обычному потребителю скорость 5G, и когда на смену смартфону и планшету придут совсем другие гаджеты? Об эволюции мобильной связи и многом другом корреспонденту РИА Новости Карине Ивашко рассказал исполнительный вице-президент билайна по технике Валерий Шоржин.
- Билайн был создан практически одновременно с появлением мобильной связи в России. Сегодня компания проводит модернизацию инфраструктуры, строит новые базовые станции, проводит рефарминги… Чем это вызвано?
Мы идем за клиентом. У него растут потребности, и мы пытаемся их удовлетворить. Увеличивается потребление данных. Конечно, клиент про это не думает – он выбирает видео и фотографии в лучшем качестве, больше контента сохраняет… А мы смотрим, как люди начинают свой день и как они его проводят. И пытаемся быть с человеком все 24 часа. Сегодня люди хотят иметь доступ к цифровым сервисам – от вызова такси до онлайн-голосования на выборах. Хотят оставаться на связи, без ограничений потреблять и создавать контент. И чтобы все это отправлялось в сеть без ожидания, мгновенно. С ростом тяжести контента требования к сети меняются. В общем, то, что делает билайн, равно как и другие игроки рынка, это поход за клиентом.
Вышка сотовой связи Билайн - РИА Новости, 1920, 15.09.2022
"Билайн" в честь 30-летия назовет 30 базовых станций именами сотрудников
- То есть телефонная связь уже гораздо менее популярна? А есть вероятность, что мобильный интернет рано или поздно вытеснит ее вовсе?
Я думаю, люди как белковые существа, которые общаются вербально, будут и дальше нуждаться в голосовой мобильной связи – она останется. Безусловно, мы видим снижение потребления "голоса" в виде телефонных звонков, частично он просто уходит в мессенджеры, ведь это тоже удобная форма общения. Понятно, что возрастные группы по-разному себя ведут: молодежь гораздо меньше разговаривает, но гораздо больше использует сообщения в мессенджерах. Тем не менее, до конца мобильная связь не уйдет – более того, будут рецидивы. Мы помним взрыв с Клабхаусом (социальная сеть, основанная на голосовом общении – ред.), который, правда, быстро прошел, но продемонстрировал, насколько может быть востребованным современный голосовой сервис. Люди вдруг поняли, что просто послушать и поговорить тоже может быть приятно.
- Да, с одной стороны, сегодня многим комфортнее написать, а не позвонить и вести живой диалог, а с другой, люди стали больше ценить поздравления с днем рождения по телефону, а не через мессенджер…
Эмпатию, конечно, проще передать через звонок. Но когда, например, человек общается с сервисом – от заказа еды до техподдержки, ему проще делать это через сообщения.
- Мы говорим об интернете, а между тем в России с ее просторами и особенностями климатических условий и мобильная связь не везде есть. Наступит ли момент, когда мобильная связь будет ловить везде, или это невозможно технически?
Я думаю, просторы нашей необъятной Родины покрыть полностью мобильной связью теоретически, наверное, можно, но практически это сложно реализуемая задача, потому что где-то нет электрических сетей. А все наши базовые станции работают от электричества, и без подключения к сетям энергоснабжения их непросто эксплуатировать. Хотя у нас есть узлы, запитанные от дизельных генераторов и других типов автономных источников, но это очень дорогая эксплуатация, а мобильная связь в своей экономической модели ориентируется на платящих потребителей – за счет этого окупается строительство. Для покрытия больших малонаселенных пространств есть другие технологии: прежде всего, микроспутники. Вот здесь они то, что надо.
Кстати, хочу упомянуть еще одну вещь, которая очень мешает полному покрытию. Это радиофобия. Парадокс: все хотят иметь мобильную связь, но многие не хотят видеть антенны. И это один из сдерживающих факторов. Из-за радиофобии возникают сложности с размещением оборудования. Вот люди поехали в СНТ во время пандемии… Оказалось, что поставить столб или вышку в СНТ – большая проблема, потому что начинается обсуждение, кого она облучает, и не станут ли хуже расти огурцы. А это беспочвенная боязнь. У нас очень жесткие требования к размещению оборудования – это абсолютно безопасно. Наверное, государство тоже должно решать эти вопросы, в том числе предоставляя операторам муниципальную инфраструктуру для размещения оборудования. В регионах с этим пока сложно.
- Сейчас постоянно появляются и внедряются новые технологии голосовых звонков через интернет – типа VoLTE и VoWiFi. Целесообразно ли внедрение этих технологий во всех регионах России?
Девушка на территории общественно-городского пространства Хлебозавод в Москве - РИА Новости, 1920, 05.09.2022
Количество пользователей VoWiFi в сети билайн выросло почти в 4 раза
Это целесообразно там, где есть достаточное количество пользователей с телефонами, поддерживающими эти технологии. Мы говорим про смартфоны, причем продвинутые. Для оператора это интересно, потому что мы освобождаем самый дефицитный – частотный – ресурс. Голос у нас сейчас идет по технологиям 2G и 3G – до VoLTE. То есть, перемещая его в VoLTE, мы освобождаем частоты, проводя те самые рефарминги. А спектральная эффективность передачи информации в LTE, конечно, сильно выше, чем в 2G и 3G. Для потребителя это тоже интересно, потому что VoLTE дает очень качественную голосовую связь с эффектом присутствия, где как раз проще передать эмпатию. Это не задавленный звук, а звук, дающий ощущение, что человек находится рядом с вами. Voice over WiFi дает возможность получать телефонные звонки там, где нет покрытия мобильной связи. Это необязательно пустынная местность – это может быть и городская застройка: подвал или гараж, куда не пробивает связь. Или, наоборот, у операторов связи есть проблема с высотками, когда с верхних этажей видно все базовые станции в округе. Вот там хорошее покрытие сделать либо сложно, либо дорого. В этих случаях Voice over WiFi приходит на помощь.
- Давайте поговорим о передаче технических функций, которые ранее были на аутсорсинге, в билайн. Прежде всего, что это за функции?
Мы процесс завершаем в ближайшие месяцы. В первый этап мы вернули функции, которые обобщенно можно назвать "мозги". Это планирование, проектирование и развитие сети, управление строительством, работа с арендой. Первый этап мы завершили в 2021 году. Сейчас мы забираем "руки" - полевую эксплуатацию, тех людей, которые, если что-то сломалось, едут на базовую станцию и чинят ее. Этот этап у нас 30 сентября завершится, со вторым партнером мы 30 октября заканчиваем работу.
- Ситуация на рынке оборудования довольно сложная. Как билайн выходит из положения?
Пока мы используем то, что купили, до того, как все началось. В принципе, по транспорту, IP есть альтернативы. Есть отечественные производители, есть иностранные партнеры, которые по-прежнему с нами работают. По оборудованию базовых станций мы тоже ведем поиск, но пока не нашли того, что нужно. Работаем с российскими компаниями вместе с другими операторами: определяем требования к оборудованию, участвуем в согласовании дорожных карт, но импортозамещение для БС придет не скоро – дай бог, к 2024-2025 годам. С производителями, которые ушли, тоже работаем: обсуждаем условия ухода, в том числе возможность закупки определенного оборудования.
- Вместе с тем у всех на слуху уже 4G, 5G. Нужно ли обычному абоненту пятое поколение связи, что оно может ему дать, и готов ли билайн к его внедрению?
В отношении 5G я бы всех потребителей поделил на бизнес и массовый рынок. В мире существует четкое понимание, зачем для бизнеса нужен 5G. Это встраивание технологий в бизнес- и производственные процессы, включая управление фабриками, карьерами, рудниками. И есть уже большое количество реализованных кейсов 5G для бизнеса. Если говорить про массовый сектор – про человека со смартфоном, несмотря на то, что сети во многих странах развернуты, и операторы находятся в поиске возможностей монетизации этого нового качества, мы потребителю еще не дали ту ценность, за которую он готов платить. По моему мнению, все сковывается форматом потребления, и пока мы будем ходить со смартфонами и планшетами, нам скорости 5G не нужны. Но есть очень большой шанс, что поменяется сам терминал нашего общения с сетью, когда вместо параллелепипеда с черным экраном у нас появятся очки или другие гаджеты, которые позволят иначе потреблять контент. Если появятся очки, и это будет нормальная дополненная реальность или виртуальная – мета-вселенная, о которой сейчас активно говорят, то там, конечно, высокие скорости потребуются для того, чтобы нормально совмещать реальный мир и виртуальный в одной картинке.
- То есть только тогда внедрение 5G будет иметь смысл? Или какие-то шаги на опережение вы уже делаете?
Как я сказал, с корпоративными заказчиками работаем вовсю. Не могу похвастаться, что мы 5G много запустили, но с 4G работаем и к работе с 5G тоже готовы. А в массовый сектор мы пока не пойдем, потому что, кроме неясности в частотном вопросе – выделении частот, на которых это можно эффективно сделать, есть еще неясность с оборудованием. И пока непонятно, за счет каких сервисов мы сможем окупить инвестиции. В принципе, связь в России – одна из самых дешевых в мире: за месяц люди платят нам столько, сколько стоит чашка кофе. И понимания, за что клиент нам заплатит больше, пока нет. Кстати, в Америке операторы, развернув 5G, тоже этим вопросом озадачены, так как окупаемости нет. Они пытаются быстрые подключения продавать по подписке, но вопрос открыт.
Молодые люди у фонтана на Тверском бульваре в Москве. - РИА Новости, 1920, 25.08.2022
Билайн на треть увеличил скорость соединения с популярными сервисами
- Любопытно. Между тем недавно сообщалось, что в России уже испытали первую базовую станцию 5G, причем с отечественным ПО, и билайн принимал в этом участие. Мы уже затрагивали тему импортозамещения, но если говорить конкретно о работе с 5G, как вы взаимодействуете с российскими разработчиками оборудования и софта?
Речь идет об Open RAN – это концепция открытых стандартов. Мы с операторами связи объединились на одной площадке, есть ассоциация, в которую также входят производители, разработчики. Долго спорили, кто что в этой ассоциации будет делать, потому что и у некоторых операторов есть амбиции стать разработчиками. Пока сошлись на том, что главное, что могут привнести операторы в процесс, это свою экспертизу. То есть обозначить требования к оборудованию в процессе эксплуатации и обслуживания клиентов и помочь производителю в тестировании продукта. В рамках этого наши инженеры вместе с инженерами других операторов, в частности, протестировали то, что сделал Сколтех, подписали протоколы, подсветили, какие функции работают – какие нет. Вообще, если говорить о 5G, 6G, Open RAN – эта перспективная архитектура, и действительно дает возможность в России получить что-то свое, ведь у нас есть проблемы с оборудованием, а что касается разработки ПО, в стране есть сильные игроки и сильные школы. А Open RAN как раз и позволяет отделить оборудование от ПО, сильно упростив при этом требования к оборудованию. Другой вопрос, что как мировая экосистема эта концепция до конца не сформировалась. Но это вопрос времени. Рано или поздно мы к этому придем. И если говорить о 5G, 6G и далее – а все идет в более высокие частоты, мы должны прийти к тому, что базовых станций должно стать миллионы, а не сотни тысяч, как сейчас. И вообще базовая станция должна быть похожа на точку Wi-Fi и стоить столько же. Тогда это будет экономически обосновано, выгодно и просто. И Open RAN, пожалуй, может дать такую возможность.
- И когда, по вашему мнению, это случится?
Я думаю, в течение пяти лет вполне может произойти. Но опять же все определит потребитель – то конечное приложение, которое будет им востребовано. Если завтра люди полюбят играть в какие-то игры, как, например, в Pokemon Go, в которую играли, уткнувшись в свои смартфоны, если придет длительный тренд на некий контент – неважно, игра это, виртуальное путешествие или телемедицина, то экосистема для доставки такого контента на больших скоростях сформируется достаточно быстро.
Пассажиры в Московском метро  - РИА Новости, 1920, 05.08.2022
Билайн увеличил среднюю скорость мобильного интернета в метро в 4,5 раза
- Вы подчеркивали, что идете за потребностями пользователей, которые и диктуют модернизацию, но, похоже, и сами не прочь вывести их запросы на новый уровень. Так?..
- Мы, безусловно, где-то подталкиваем их к этому, создавая возможности для новых потребностей. Например, сделали в метро качественное покрытие мобильной связи на всех перегонах – люди стали смотреть больше кино и сериалов. Количество цифровых сервисов постоянно растет, в том числе и усилиями государства, которое является активным их генератором и создателем. И, повторю, с ростом тяжести контента требования к сети тоже растут. А взять потребность в безопасности – мобильная связь очень сильно поменяла жизнь человека с этой точки зрения. Сегодня вы можете смотреть, где находится ваш ребенок, что происходит на территории вашего загородного дома… Частично эти потребности формируются сервисом, а частично – нами.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала