10:00 27.07.2022
(обновлено: 10:01 27.07.2022)
Соединяя великие реки: история строительства Волго-Донского канала
© РИА Новости / Александр МоклецовВолго-Донский судоходный канал имени В.И. Ленина
![Волго-Донский судоходный канал имени В.И. Ленина Волго-Донский судоходный канал имени В.И. Ленина - РИА Новости, 1920, 27.07.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805120675_0:138:2000:1263_1920x1080_80_0_0_ad9ccab06c79e4097476bc7c6ecf3bdd.jpg)
Читать ria.ru в
МОСКВА, 27 июл — РИА Новости. Ровно 70 лет назад, 27 июля 1952 года, состоялось официальное открытие Волго-Донского судоходного канала. Для постройки 101 километра водной артерии использовались шагающие экскаваторы, а властям пришлось принять решение о переселении 160 станиц и хуторов.
От турецкого султана до Петра I
Идея соединить Волгу и Дон появилась еще в середине XVI века: тогда в 1569 году турецкий султан Селим II отправил около 20 тысяч воинов прорыть канал между реками, но ничего не получилось.
Объединить Волгу и Дон грезил и Петр I в 1697 году. Правда, он рассчитывал на более скромный вариант, предполагая прорыть канал между притоками этих двух крупных водных артерий – Иловлей и Камышинкой. Петровской стройкой руководил иностранный инженер Иоганн Бреккель, и, если верить документам, к 1701 году часть объектов была построена, но начавшаяся Северная война скорректировала планы и внимание государя.
«
К моменту революции 1917 года было разработано около 30 проектов канала, но реализовать идею смогли только после Великой Отечественной войны.
Стройка в цифрах
Строительство Волго‑Донского канала началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года – рекордно короткий срок для своего времени. Трудовые ресурсы для стройки власти набирали по всей стране, также в строительстве принимали участие военнопленные немцы и советские заключенные. Последние получали зарплату наравне с добровольцами.
© РИА Новости / В. ЛеоновСтроительство Волго-Донского канала
![Строительство Волго-Донского канала Строительство Волго-Донского канала - РИА Новости, 1920, 26.07.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805124960_0:0:1398:2000_1920x2747_80_0_0_7b85f225114870958347ef662ae04657.jpg)
Строительство Волго-Донского канала
Стройка была поистине колоссальная: было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В ходе работ задействовали 8 тысяч единиц техники.
«
Именно здесь впервые в мире были применены шагающие экскаваторы ЭШ-14/65, или гигантские землеройные машины.
Стрела экскаватора составляла 65 метров, а ковш забирал сразу 14 кубометров грунта – это почти два вагона, и доставал его с глубины 40 метров, поднимал на высоту 40 метров и переносил на 100 метров. Машина весила 1,2 тысячи тонн.
Побочный эффект
Так как создание нового канала означало неминуемое затопление ряда территорий, в 1949 году было отдано распоряжение о переселении людей, а дома, постройки, кладбища и все виды растительности подлежали уничтожению или перемещению. Переселение продолжалось в течение двух лет.
«
В общей сложности под программу попали более 160 станиц и хуторов на территории Ростовской и Сталинградской (ныне Волгоградской) областей. При этом одним нужно было передвинуть свой дом на лишь 300–400 метров, а другим пришлось переехать на несколько десятков километров.
Шлюзовые лестницы и гидроузел
В 1952 году воды Волги и Дона наконец слились между 1 и 2-м шлюзами. К концу стройки общая протяженность канала составила 101 километр, а глубина – не менее 3,5 метров.
© РИА Новости / Евгений ХалдейВолго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции
![Волго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции Волго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции - РИА Новости, 1920, 26.07.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805121628_0:0:2000:1927_1920x1850_80_0_0_e7493902e9afed996c234d931d4be948.jpg)
Волго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции
Трасса канала, пересекающая Береславское, Варваровское и Карповское водохранилища, насчитывает 13 судоходных шлюзов, разделенных на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 метров, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 метра, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Расстояние между шлюзами варьируется от 700 метров на волжском склоне до 20 километров на донском склоне.
«
Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7 водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани.
Водоснабжение осуществляется из Дона и перекачивается в водохранилища тремя насосными станциями – Карповской, Мариновской и Варваровской.
В комплекс Волго‑Донского канала также входит Цимлянский гидроузел и сеть оросительных каналов, используемая для орошения и обводнения земель засушливой зоны.
© РИА Новости / Кирилл БрагаТеплоход "Александр Суворов" проходит через шлюз №1 в Волго-Донский судоходный канал
![Теплоход Александр Суворов проходит через шлюз №1 в Волго-Донский судоходный канал Теплоход Александр Суворов проходит через шлюз №1 в Волго-Донский судоходный канал](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805126502_0:127:2000:1252_768x0_80_0_0_61f3dc92ebbe01553df5293db2aa99b2.jpg)
Теплоход "Александр Суворов" проходит через шлюз №1 в Волго-Донский судоходный канал
1 из 11
© РИА Новости / Борис ДавыдовШлюз № 1 Волго-Донский судоходного канала имени В. И. Ленина
![Шлюз № 1 Волго-Донский судоходного канала имени В. И. Ленина Шлюз № 1 Волго-Донский судоходного канала имени В. И. Ленина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805121053_0:115:2000:1240_768x0_80_0_0_57e852d6973d245130abcfeee1bce009.jpg)
© РИА Новости / Александр МоклецовВолго-Донский судоходный канал имени В.И. Ленина
![Волго-Донский судоходный канал имени В.И. Ленина Волго-Донский судоходный канал имени В.И. Ленина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805120675_0:153:2000:1278_768x0_80_0_0_2dff8d18052447b3b35ba9de6340dc19.jpg)
© РИА Новости / Ю. ЕвсюковВход в Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина
![Вход в Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина Вход в Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805121231_0:646:2000:1771_768x0_80_0_0_a25144c5a95b143b6369d200e6dcf4de.jpg)
© РИА Новости / Евгений ХалдейВолго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции
![Волго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции Волго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805121628_0:376:2000:1501_768x0_80_0_0_4f287ac65c667774a06ec5e8e4bad041.jpg)
Волго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции
5 из 11
© РИА Новости / С. ГолубевВолго-Донский судоходный канал
![Волго-Донский судоходный канал Волго-Донский судоходный канал](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805124530_0:96:2001:1221_768x0_80_0_0_cb02fcc9da1392b0af27df86b8990ba8.jpg)
© РИА Новости / В. ЛеоновСтроительство Волго-Донского канала
![Строительство Волго-Донского канала Строительство Волго-Донского канала](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805124960_0:905:1398:1691_768x0_80_0_0_7a9001b14898de941d9adfdc61227399.jpg)
© РИА Новости / Евгений ХалдейОткрытие Волго-Донского судоходного канала им. В.И.Ленина. Шлюз №1
![Открытие Волго-Донского судоходного канала им. В.И.Ленина. Шлюз №1 Открытие Волго-Донского судоходного канала им. В.И.Ленина. Шлюз №1](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805125803_0:170:2650:1661_768x0_80_0_0_b66cf184cd77834b6da08c8dd83e22ac.jpg)
Открытие Волго-Донского судоходного канала им. В.И.Ленина. Шлюз №1
8 из 11
© РИА НовостиКарта Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина
![Карта Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина Карта Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805126252_358:0:1643:723_768x0_80_0_0_95de33ca4abfd057d045a9d1caa15209.jpg)
Карта Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина
© РИА Новости
9 из 11
© РИА Новости / Кирилл БрагаТеплоход "Александр Суворов", следующий по маршруту из Волгограда в Ростов-на-Дону
![Теплоход Александр Суворов, следующий по маршруту из Волгограда в Ростов-на-Дону Теплоход Александр Суворов, следующий по маршруту из Волгограда в Ростов-на-Дону](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805127564_0:0:2000:1126_768x0_80_0_0_b4422f874b8b0ad04abe2c9132cefa68.jpg)
Теплоход "Александр Суворов", следующий по маршруту из Волгограда в Ростов-на-Дону
10 из 11
© РИА Новости / Кирилл БрагаСуда на 30-ом шлюзе Волго-Донского судоходного канала
![Суда на 30-ом шлюзе Волго-Донского судоходного канала Суда на 30-ом шлюзе Волго-Донского судоходного канала](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/1a/1805127884_0:105:2000:1230_768x0_80_0_0_e25806c21fff4992e0aed4b131a617f7.jpg)
Теплоход "Александр Суворов" проходит через шлюз №1 в Волго-Донский судоходный канал
1 из 11
Волго-Донский судоходный канал им. В.И.Ленина. Водосливная плотина Цимлянской гидроэлектростанции
5 из 11
Открытие Волго-Донского судоходного канала им. В.И.Ленина. Шлюз №1
8 из 11
Карта Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина
© РИА Новости
9 из 11
Теплоход "Александр Суворов", следующий по маршруту из Волгограда в Ростов-на-Дону
10 из 11