Герои Северного флота. Тайны затонувшего эсминца
Северный флот потерял более 100 кораблей во время Великой Отечественной войны, отстаивая рубежи советской Арктики. Боевые потери частично возмещались за счет союзников — США и Великобритании. Летом 1944 года над группой эсминцев американской постройки, переданных СССР Великобританией, был поднят советский флаг. Из этого состава за период боевого дежурства погиб только один — "Деятельный". О его истории и современном этапе исследований — в материале РИА Новости.
© РИА Новости / Евгений Халдей | Перейти в медиабанкБойцы перегружают торпеды на катера. Северный флот.
Бойцы перегружают торпеды на катера. Северный флот.
© РИА Новости / Евгений Халдей | Перейти в медиабанкБратья зенитчики Долговы в морском дозоре на одном из кораблей Северного флота.
Братья зенитчики Долговы в морском дозоре на одном из кораблей Северного флота.
Корабли Северного флота в боевом походе.
1.
Бойцы перегружают торпеды на катера. Северный флот.
2. Братья зенитчики Долговы в морском дозоре на одном из кораблей Северного флота.
3. Корабли Северного флота в боевом походе.
Договор союзников
После капитуляции фашистской Италии, 8 сентября 1943 года, Советский Союз, США и Великобритания договорились о разделе итальянского флота. В счет причитавшейся СССР части союзники передали во временное пользование американские и английские корабли, среди которых было восемь эскадренных миноносцев.
Передача кораблей проходила в Великобритании. Для этого командование советского военно-морского флота отобрало наиболее опытных офицеров, старшин и матросов. После осмотра принимаемых эсминцев стало ясно, что ни один из них не может выйти в море: судна были в запущенном состоянии и нуждались в ремонте. Советским экипажам понадобилось два месяца, чтобы привести их в рабочее состояние.
Летом 1944 года в North Shields был поднят советский военно-морской флаг на шести эскадренных миноносцах — "Дерзком", "Деятельном", "Достойном", "Жарком", "Жгучем" и "Живучем". В Мурманск корабли "благополучно прибыли" 24 августа 1944 года. Об этом сообщил Верховный Главнокомандующий вооруженными силами СССР Иосиф Сталин в телеграмме премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю.
"Сегодня, 24 августа, утром благополучно прибыла из Англии в известный Вам советский порт эскадра в составе одного линкора и восьми миноносцев, переданных Советскому Союзу Великобританией"
DD198 Herndon, Churchill или "Деятельный"
Особое место в этой истории занимает эсминец "Деятельный". Корабль принадлежал к массовой американской постройке "гладкопалубников" 1918-1920 гг. В 1918 году он был заложен на верфи Newport News Shipbuilding and Dry Dock Co, а в 1920 году принят в состав военно-морских сил США под именем DD198 Herndon.
Затем, в начале Второй Мировой войны, США и Великобритания договорились об обмене американских эсминцев на долгосрочную аренду военных баз нескольких английских колоний. В 1940 году 50 однотипных "гладкопалубников", в том числе DD198 Herndon, вошли в состав военно-морских сил Великобритании. Эсминец получил новое имя в честь премьер-министра страны — Churchill.
Эскадренный миноносец "Деятельный.
В советский флот корабль вошел под именем "Деятельный". Первое боевое задание он выполнил в паре с эскадренным миноносцем "Жгучий". Эсминцы успешно провели судно "Софья Перовская" из Йоканьги в порт Мезень. Считается, что судоходство в Мезенской губе — одно из сложнейших в Белом море.
"Деятельный" прослужил пять месяцев на Северном флоте. За это время он выполнил 24 боевых задания, провел 17 конвоев, четыре раза выходил для встречи и проводки союзных конвоев, 12 раз обнаруживал подлодки противника и атаковал их. Все доверенные эсминцу судна пришли в порты назначения без потерь.
Лесосплав в Архангельской области. Транспортировка леса по реке Мезень.
Последний конвой
Очередной конвой из Кольского залива в Архангельск, 16 января 1945 года, стал последним боевым заданием "Деятельного": в 20 часов 30 минут к северу от губы Рында эсминец обнаружил на радиолокаторе "малую цель" — подлодку. Корабль сбросил серию глубинных бомб и пошел на разворот для повторной атаки, в этот момент произошел взрыв — пострадала корма эсминца. Через несколько секунд прогремел еще один взрыв в воде.
Последнее сообщение от командира корабля капитан-лейтенанта Константина Кравченко было отправлено в 21 час 15 минут.
Я торпедирован. Обе машины залиты водой. Имею крен правый борт. Пытаюсь исправить цистерну, выровнять крен. Медленно погружаюсь. Принимаю меры спасению корабля
На помощь отправились "Дерзкий" и "Живучий". Однако на подходе к месту аварии были обнаружены подводные лодки. И пока эсминцы атаковали противника глубинными бомбами, "Деятельный" исчез с экрана радиолокатора — в 21 час 46 минут. "Дерзкий" подошел к месту гибели корабля через несколько минут после его погружения в воду.
Корабль унес с собой часть экипажа и командира корабля Кравченко на дно Баренцева моря, некоторые моряки погибли при взрыве торпеды, другие от переохлаждения в ледяной воде — всего 117 человек. Спастись удалось только семерым.
Советское командование пришло к выводу, что "Деятельный" был поражен новым оружием противника — торпедами с акустической системой самонаведения. Эта гипотеза была подтверждена в послевоенное время: из немецких архивов стало известно, что эсминец был потоплен подлодкой "U997" с помощью торпеды с акустической головкой наведения.
© Public domainЭскадренный миноносец "Дерзкий"
CC BY-SA 2.0 / Darkone / Подводная лодка U-995 Type VIIC/41, почти идентична U-997 в военно-морском мемориале Лабо
2 / 2
Подводная лодка U-995 Type VIIC/41, почти идентична U-997 в военно-морском мемориале Лабо
CC BY-SA 2.0 / Darkone /
Затонувший без вести?
История и судьба эскадренного миноносца до сих пор привлекают внимание исследователей. И в июне этого года проект 1XPEDITION в рамках подводной экспедиции вновь обратился к этому вопросу.
"Наша задача — найти останки, понять, что это было за судно, почему оно потонуло, узнать судьбу моряков, которые погибли, сражаясь за Родину. Ведь история страны — это наше наследие", — прокомментировал руководитель клуба подводного плавания "Диво", координатор проекта 1XPEDITION Сергей Куликов.
При исследовании, как отметил координатор проекта, команда экспедиции обращалась к предшествующему опыту коллег: в 2016 году морская инженерная компания "Фертоинг" провела комплексные работы по поиску и идентификации знаменитого корабля.
В этом году специалисты 1XPEDITION — историки и подводные археологи — изучили предположительное место нахождения затонувшего корабля.
© Фото : Андрей Павлов/1XPEDITIONДайверы проекта 1XPEDITION изучают дно Баренцева моря
© Фото : Андрей Павлов/1XPEDITIONДайвер проекта 1XPEDITION изучает дно Баренцева моря
© Фото : Андрей Павлов/1XPEDITIONДайвер проекта 1XPEDITION осматривает найденный с помощью гидролокатора бокового обзора затонувший объект
1 / 3
Дайверы проекта 1XPEDITION изучают дно Баренцева моря
© Фото : Андрей Павлов/1XPEDITION
2 / 3
Дайвер проекта 1XPEDITION изучает дно Баренцева моря
© Фото : Андрей Павлов/1XPEDITION
3 / 3
Дайвер проекта 1XPEDITION осматривает найденный с помощью гидролокатора бокового обзора затонувший объект
© Фото : Андрей Павлов/1XPEDITION
"Наша команда обследовала дно при помощи гидролокатора бокового обзора в предполагаемом квадрате, который по архивным описаниям находится на траверзе поселка Рында. Помимо этого, мы погружались на глубину до 40 метров и проводили визуальный осмотр", — рассказал Куликов.
Вопрос об исследовании эсминца остается открытым в научном сообществе. Команда проекта 1XPEDITION планирует вернуться на предполагаемое место нахождения "Деятельного" со специалистами по геодезии и провести глубоководное сканирование с помощью современного оборудования в августе.
09:00 30.06.2022
(обновлено: 10:37 30.06.2022)