Рейтинг@Mail.ru
Герои Северного флота. Тайны затонувшего эсминца - РИА Новости, 30.06.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эскадренный миноносец Деятельный

Герои Северного флота. Тайны затонувшего эсминца

Северный флот потерял более 100 кораблей во время Великой Отечественной войны, отстаивая рубежи советской Арктики. Боевые потери частично возмещались за счет союзников — США и Великобритании. Летом 1944 года над группой эсминцев американской постройки, переданных СССР Великобританией, был поднят советский флаг. Из этого состава за период боевого дежурства погиб только один — "Деятельный". О его истории и современном этапе исследований — в материале РИА Новости.
© РИА Новости / Евгений Халдей | Перейти в медиабанкБойцы перегружают торпеды на катера. Северный флот.
Погрузка торпед на катера Северного флота
Бойцы перегружают торпеды на катера. Северный флот.
© РИА Новости / Евгений Халдей | Перейти в медиабанкБратья зенитчики Долговы в морском дозоре на одном из кораблей Северного флота.
Братья зенитчики Долговы в морском дозоре на одном из кораблей Северного флота
Братья зенитчики Долговы в морском дозоре на одном из кораблей Северного флота.
© РИА Новости / Евгений Халдей | Перейти в медиабанкКорабли Северного флота в боевом походе.
Корабли Северного флота в боевом походе
Корабли Северного флота в боевом походе.
1.
Бойцы перегружают торпеды на катера. Северный флот.
2.
Братья зенитчики Долговы в морском дозоре на одном из кораблей Северного флота.
3.
Корабли Северного флота в боевом походе.
Договор союзников
После капитуляции фашистской Италии, 8 сентября 1943 года, Советский Союз, США и Великобритания договорились о разделе итальянского флота. В счет причитавшейся СССР части союзники передали во временное пользование американские и английские корабли, среди которых было восемь эскадренных миноносцев.
Передача кораблей проходила в Великобритании. Для этого командование советского военно-морского флота отобрало наиболее опытных офицеров, старшин и матросов. После осмотра принимаемых эсминцев стало ясно, что ни один из них не может выйти в море: судна были в запущенном состоянии и нуждались в ремонте. Советским экипажам понадобилось два месяца, чтобы привести их в рабочее состояние.
Летом 1944 года в North Shields был поднят советский военно-морской флаг на шести эскадренных миноносцах — "Дерзком", "Деятельном", "Достойном", "Жарком", "Жгучем" и "Живучем". В Мурманск корабли "благополучно прибыли" 24 августа 1944 года. Об этом сообщил Верховный Главнокомандующий вооруженными силами СССР Иосиф Сталин в телеграмме премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю.
Маршал СССР Иосиф Виссарионович Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в Ливадийском дворце

"Сегодня, 24 августа, утром благополучно прибыла из Англии в известный Вам советский порт эскадра в составе одного линкора и восьми миноносцев, переданных Советскому Союзу Великобританией"

DD198 Herndon, Churchill или "Деятельный"
Особое место в этой истории занимает эсминец "Деятельный". Корабль принадлежал к массовой американской постройке "гладкопалубников" 1918-1920 гг. В 1918 году он был заложен на верфи Newport News Shipbuilding and Dry Dock Co, а в 1920 году принят в состав военно-морских сил США под именем DD198 Herndon.
Затем, в начале Второй Мировой войны, США и Великобритания договорились об обмене американских эсминцев на долгосрочную аренду военных баз нескольких английских колоний. В 1940 году 50 однотипных "гладкопалубников", в том числе DD198 Herndon, вошли в состав военно-морских сил Великобритании. Эсминец получил новое имя в честь премьер-министра страны — Churchill.
Эскадренный миноносец Деятельный
Эскадренный миноносец "Деятельный.
В советский флот корабль вошел под именем "Деятельный". Первое боевое задание он выполнил в паре с эскадренным миноносцем "Жгучий". Эсминцы успешно провели судно "Софья Перовская" из Йоканьги в порт Мезень. Считается, что судоходство в Мезенской губе — одно из сложнейших в Белом море.
"Деятельный" прослужил пять месяцев на Северном флоте. За это время он выполнил 24 боевых задания, провел 17 конвоев, четыре раза выходил для встречи и проводки союзных конвоев, 12 раз обнаруживал подлодки противника и атаковал их. Все доверенные эсминцу судна пришли в порты назначения без потерь.
Транспортировка леса по реке Мезень
Лесосплав в Архангельской области. Транспортировка леса по реке Мезень.
Последний конвой
Очередной конвой из Кольского залива в Архангельск, 16 января 1945 года, стал последним боевым заданием "Деятельного": в 20 часов 30 минут к северу от губы Рында эсминец обнаружил на радиолокаторе "малую цель" — подлодку. Корабль сбросил серию глубинных бомб и пошел на разворот для повторной атаки, в этот момент произошел взрыв — пострадала корма эсминца. Через несколько секунд прогремел еще один взрыв в воде.
Последнее сообщение от командира корабля капитан-лейтенанта Константина Кравченко было отправлено в 21 час 15 минут.

Я торпедирован. Обе машины залиты водой. Имею крен правый борт. Пытаюсь исправить цистерну, выровнять крен. Медленно погружаюсь. Принимаю меры спасению корабля

На помощь отправились "Дерзкий" и "Живучий". Однако на подходе к месту аварии были обнаружены подводные лодки. И пока эсминцы атаковали противника глубинными бомбами, "Деятельный" исчез с экрана радиолокатора — в 21 час 46 минут. "Дерзкий" подошел к месту гибели корабля через несколько минут после его погружения в воду.
Корабль унес с собой часть экипажа и командира корабля Кравченко на дно Баренцева моря, некоторые моряки погибли при взрыве торпеды, другие от переохлаждения в ледяной воде — всего 117 человек. Спастись удалось только семерым.
Советское командование пришло к выводу, что "Деятельный" был поражен новым оружием противника — торпедами с акустической системой самонаведения. Эта гипотеза была подтверждена в послевоенное время: из немецких архивов стало известно, что эсминец был потоплен подлодкой "U997" с помощью торпеды с акустической головкой наведения.
Затонувший без вести?
История и судьба эскадренного миноносца до сих пор привлекают внимание исследователей. И в июне этого года проект 1XPEDITION в рамках подводной экспедиции вновь обратился к этому вопросу.
"Наша задача — найти останки, понять, что это было за судно, почему оно потонуло, узнать судьбу моряков, которые погибли, сражаясь за Родину. Ведь история страны — это наше наследие", — прокомментировал руководитель клуба подводного плавания "Диво", координатор проекта 1XPEDITION Сергей Куликов.
При исследовании, как отметил координатор проекта, команда экспедиции обращалась к предшествующему опыту коллег: в 2016 году морская инженерная компания "Фертоинг" провела комплексные работы по поиску и идентификации знаменитого корабля.
В этом году специалисты 1XPEDITION — историки и подводные археологи — изучили предположительное место нахождения затонувшего корабля.
"Наша команда обследовала дно при помощи гидролокатора бокового обзора в предполагаемом квадрате, который по архивным описаниям находится на траверзе поселка Рында. Помимо этого, мы погружались на глубину до 40 метров и проводили визуальный осмотр", — рассказал Куликов.
Вопрос об исследовании эсминца остается открытым в научном сообществе. Команда проекта 1XPEDITION планирует вернуться на предполагаемое место нахождения "Деятельного" со специалистами по геодезии и провести глубоководное сканирование с помощью современного оборудования в августе.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала