"Они поменяли тактику"
Что происходит в Донецке
В последние недели Донецк — сплошная линия фронта. Город усиленно обстреливают: прилетает даже в кварталы, которые считаются глубоким тылом. Такого не было и в 2014-м. Практически каждый день гибнут мирные жители. Улицы опустели. О ситуации в столице ДНР — в репортаже РИА Новости.
"Лишь бы наступил мир"
"Вот это моя квартира. Все выгорело, почти ничего не уцелело", — Вячеслав Подвойский показывает на первый этаж дома на улице Тренева, 5б. Это Киевский район, север города. Сюда снаряды еще не прилетали.
Дом на Тренева, 5б
Осколок перебил газовый трубопровод, возник пожар. Задело второй и третий этажи. "У меня спальне досталось, а так более-менее", — говорит Руслан, сосед Вячеслава. Взрыв был такой, что дверь гостиной вылетела в коридор.
Жители Киевского района об обстрелах жилого дома
© Мария Марикян/РИА Новости
Многие жильцы разъехались, а те, кому некуда, временно перебрались в бомбоубежище в паре кварталов отсюда.
"Началось после обеда, мы сразу бросились в укрытие. Вечером вернулся, а дома уже нет, — вспоминает Вячеслав. — Никто не пострадал — вот что главное".
Вход в подвал на улице Артема, Киевский район
Волонтеры помогли с едой. Питьевую воду покупает, техническую подвозят к дому — набирает в баклажки. И надеется, что к осени восстановят жилье или хотя бы переселят во временное. "Понимаю, что не я один в таком положении. Поэтому готов подождать. Лишь бы наконец наступил мир", — подчеркивает Подвойский.
Дальше по улице Артема и Щорса — ряд зданий с дырами от снарядов. "В мой дом попало 13-го числа. Утром я поехала получать российский паспорт. На обратном пути укрывалась в троллейбусе, лежала на асфальте на остановке, пряталась в магазине. Так, короткими перебежками, добралась", — рассказывает Виктория, живущая на Артема, 118.
Разрушенный дом в Киевском районе Донецка
Бомба попала в крышу, на верхних этажах трещины. У женщины все в порядке, но "расслабляться пока рано". "Приготовили подвал. На всякий случай, — добавляет она. — Честно, мы так устали, просто нет слов. У меня после 2014-го развился психоз: боюсь находиться у окон. Тогда я работала в центре города, в офисе. От взрыва стекло посыпалось на меня, я вся была в крови, шрамы видны до сих пор…"
"Бог уберег"
Тяжелая обстановка и в Куйбышевском районе. Двадцать третьего июня обстреляли Свято-Благовещенский храм. Снаряд разорвался в шести метрах от протоиерея Виктора. Прихожанин, стоявший рядом, погиб. У самого батюшки множественные осколочные ранения.
Священнику говорить непросто, но от встречи он не отказывается. "Было два часа дня. Мы убирали территорию от мусора, наводили порядок — и началось. В тот же злополучный день попали в детский сад по соседству", — объясняет он.
Отец Виктор рассказывает об обстрелах храма
© Мария Марикян/РИА Новости
По церкви бьют далеко не первый раз. Прилетает регулярно — с 2015-го. Здание каждый год ремонтируют. Теперь придется латать фасад, посеченный осколками. И вставлять стекла.
"Благо стены метровые. Да и подвал хороший. Благодаря этому и выжили", — поясняет настоятель.
Пока там служит один из его сыновей. Обстрелы не утихают.
"Кровавый понедельник"
На улице Куйбышевской — выгоревший супермаркет. Тут же рынок. Работают три павильона, остальные пустуют — почерневшие от копоти, перекосившиеся. Неподалеку — завод "Топаз". Именно туда 18 июня, как сообщает мэрия, целились украинские военные. На этом предприятии разрабатывают сложные радиотехнические системы и комплексы специального назначения.
© РИА Новости / Мария МарикянЗдание завода "Топаз"
© РИА Новости / Мария МарикянСгоревший супермаркет в Куйбышевском районе
© РИА Новости / Мария МарикянРынок у завода "Топаз"
© РИА Новости / Мария МарикянПоследствия обстрелов рынка в Куйбышевском районе
"Было два прилета. Без десяти восемь и в полшестого вечера, — уточняет продавщица Ольга. — Я живу на Куйбышева, 202. Подъезд первый. В чем была, в том и осталась. Все в щепки, ничего не уцелело. Куда идти? Спим с мужем на ошметках прямо на полу".
© РИА Новости / Мария МарикянЗдания в Куйбышевской районе Донецка посечены осколками
© РИА Новости / Мария МарикянКуйбышевский район Донецка
Геннадий — из второго подъезда, с третьего этажа. Снаряд ударил между четвертым и пятым, попал в лифт. Лестничный марш обвалился. Чтобы попасть на улицу, жители верхних этажей перебираются через крышу в третий подъезд.
"Одного придавило. Он в больнице. Говорят, никого не узнает, — разводит руками Геннадий. — Утром выбежали в подвал в пижамах. Когда стихло, вернулись. А вечером снаряды снова летели один за другим, без перерыва".
Геннадий рассказывает о последствиях обстрелов его дома
© Мария Марикян/РИА Новости
Погибли два сотрудника МЧС ДНР, приехавшие к дому. Пожарный — на месте. Водитель скончался в больнице. Еще троих госпитализировали.
Накануне в Буденновском районе три снаряда калибра 155 миллиметров угодили на Майский рынок. Сотрудники назвали это "кровавым понедельником".
"Погибла женщина с маленьким ребенком. У нее был день рождения, пришла рано утром за свежей клубникой. Старший сын отстал от них. Как он кричал, когда их увидел на асфальте, так больно было… — плачет продавщица Валентина. — Наш район с 2014-го считался самым спокойным. А теперь постоянно громыхает".
Жители Донецка об обстрелах Майского рынка
© Мария Марикян/РИА Новости
Погиб работник пункта по ремонту телефонов. Не успел выбежать. Сгоревшие павильоны до сих пор стоят нетронутыми. У обочины — автомобиль, пробитый огромным осколком.
"Вот эти два ларька — наши, — указывает пенсионерка Валентина. — Как чувствовали — устроили в понедельник выходной. Иначе вряд ли бы выжили… Все в дырах, искромсано вдоль и поперек".
© РИА Новости / Мария МарикянСгоревший павильон на рынке в Буденновском районе
© РИА Новости / Мария МарикянМайский рынок в Буденновском районе
© РИА Новости / Мария МарикянМайский рынок
© РИА Новости / Мария МарикянАвтомобиль, в котором застрял осколок от снаряда
© РИА Новости / Мария МарикянРаньше Буденновский район считался одним из самых безопасных
Сердце республики
Когда снаряды полетели в Ворошиловский район — "сердце республики", — Донецк испытал шок. Шестнадцатого июня попали в магазин "Ткани" на улице Лагутенко. Фасад обрушился, но полуподвальное помещение уцелело.
"У входа стояли две канистры с бензином. Чудом не вспыхнули, — говорит хозяйка торговой точки. — Швеи пораньше ушли с работы, поэтому никто не пострадал".
© РИА Новости / Мария МарикянРазрушения на улице Лагутенко
© РИА Новости / Мария МарикянВход в магазин "Ткани"
© РИА Новости / Мария МарикянМагазин "Ткани" начали восстанавливать
Громыхало и на проспекте Ватутина. Две воронки на обочине уже засыпали. Досталось зоомагазину — животные тяжело ранены. Загорелся автомобиль Екатерины, владелицы этого бизнеса, — уже не восстановить. Она рассчитывает на компенсацию.
"Не знаю, дождусь ли. Все в очень подвешенном состоянии. Кто мог, уехали. А мне некуда, мой дом здесь. Пока работаю, хоть выручка мизерная. За день — тысяча рублей", — говорит она.
© РИА Новости / Мария Марикян
Елена с коллегой Светланой в зоомагазине
© РИА Новости / Мария МарикянПроспект Ватутина Ворошиловского района
© РИА Новости / Мария МарикянВыгоревшие квартиры в центре города
Подали на компенсацию и жители Школьного бульвара — их сгоревшие машины так и остались на парковке. С одного из автомобилей огонь перекинулся на второй и третий этажи соседнего дома.
"Было поздно, собирались ложиться спать. Опомниться не успели, так быстро все случилось. Балкон вспыхнул как спичка", — объясняет пенсионер Игорь.
Спасатели успели выбить балкон с внутренней стороны. Теперь там только бетонный блок.
© РИА Новости / Мария Марикян
Сгоревшие автомобили на Школьном бульваре
© РИА Новости / Мария Марикян
Сгоревший балкон по адресу: Школьный бульвар, 18
"Живем вместе с детьми и внучкой. Надо за лето как-то привести все в порядок, — вздыхает Анна, супруга Игоря. — Ребенок от каждого гула, даже на окраинах, бежит прятаться".
Школу на Зеленой улице обстреляли 30 мая, когда дети сдавали экзамен по русскому. Погибли две сотрудницы.
© РИА Новости / Мария МарикянШкола № 22 после обстрела
© РИА Новости / Мария МарикянРазрушены школьные помещения
© РИА Новости / Мария МарикянШкола № 22 со двора
© РИА Новости / Мария МарикянАнна на балконе своей квартиры
"Били по вузам и общежитиям. Даже в 2014-м такого не было", — возмущается завкафедрой Донецкого национального университета Дмитрий Муза, живущий напротив школы. На шестом этаже — его художественная мастерская. Некоторые работы посекло стеклом.
"Небольшой осколок вонзился в иконку, что у меня на балконе. У соседа фрагмент снаряда застрял в экране телевизора, — говорит он. — Сам не пострадал, повезло. А вот престарелый священник Донецкой епархии из соседнего дома погиб".
Дмитрий Муза об обстрелах жилых кварталов
© Мария Марикян/РИА Новости
По данным властей ДНР, только с 3 по 16 июня от обстрелов погибли 50 гражданских и 129 сотрудников силовых структур. Сотни раненых. По городу бьют из американских гаубиц М777. Над Донецком то и дело срабатывает система ПВО.
Сейчас в центре немного успокоилось, однако местные не верят, что это надолго - из дома без веского повода стараются не выходить. После 16 часов магазины закрываются, на улицах пусто. Люди в один голос твердят, что хотят только одного - чтобы все побыстрее закончилось.
Сгоревшие машины в Ворошиловском районе Донецка
08:00 29.06.2022
(обновлено: 11:47 20.07.2022)