Рейтинг@Mail.ru
Помогли для галочки: на что жалуются ветераны Великой Отечественной - РИА Новости, 06.05.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ветеран

Помогли для "галочки": на что жалуются ветераны Великой Отечественной

Антонина Матвеева
По закону "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны полагаются всевозможные льготы и меры соцподдержки, включая повышенные пенсии и регулярные выплаты ко Дню Победы. Но некоторые годами не могут добиться от региональных властей помощи в элементарных бытовых вопросах.
"В госпиталях не задерживались"
Девяностошестилетний Алексей Васильевич Невзоров бережно перебирает фотографии военных лет. На снимках он совсем юный. Не успев окончить школу, сутками трудился на оборонном заводе — собирал снаряды для "Катюш". В 17 лет ушел на фронт добровольцем. Первый бой помнит, словно это было вчера.
Ветеран Алексей Невзоров у себя дома
Ветеран Алексей Васильевич Невзоров у себя дома
"Наш взвод отправили под Сталинград: вокруг степи, укрытия нет. Внезапно на горизонте появились немецкие самолеты. Палили до ночи. Такие же зеленые мальчишки, как я, падали один за другим. Каким-то чудом тогда удалось выстоять", — рассказывает он.
Алексей Васильевич получил контузию, но война для него не закончилась. Не раз потом попадал в переплеты. В Курской битве был ранен, освобождал Псковскую область, за которую велись ожесточенные бои.
"Старались не задерживаться в госпиталях. Как только перевязывали раны и оказывали первую помощь, сбегали на фронт", — говорит ветеран.
Фото Алексея Невзорова
Фото Алексея Невзорова
В Латвии к Балтийскому морю прижали так называемую Курляндскую группировку вермахта — более двухсот тысяч солдат и офицеров. В конце концов их заставили капитулировать. Алексей Васильевич закончил войну именно там.
Его китель украшают четыре ордена и более двадцати медалей, в том числе "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией".
Невзоров — заслуженный экономист России, занимал пост зампредседателя Госкомитета СССР по статистике. В командировках объездил полмира. Но теперь не может покинуть даже собственную квартиру.
По лестнице на костылях
В доме на Кутузовском проспекте в Москве Алексей Васильевич живет уже 61 год. Все это время лифт в подъезде ходит только со второго этажа, до него нужно пройти пролет по лестнице. В молодости это неудобств не причиняло, но сейчас у ветерана артроз коленных суставов, вторая группа инвалидности. Даже несколько ступеней — настоящее испытание, преодолевать их приходится на костылях.
"Последние несколько лет я редко выбираюсь на улицу подышать свежим воздухом, — признается пенсионер. — Пару метров пройду, а потом обязательно надо присесть".
Участник ВОВ поднимается по лестнице на костылях
Участник войны поднимается по ступеням на костылях
Чтобы размять мышцы, остается только ходить по квартире и делать зарядку. Выносит мусор, покупает продукты и готовит социальная работница от Дома ветеранов — пару раз в неделю.
Выводить на прогулки не может — на попечении у нее еще несколько героев войны. А больше помогать некому: с родственниками теплые отношения, но живут они далеко.
"Благодарен, что помогли. Жаль, установили не то"
Мечта ветерана — подъемник с сиденьем, чтобы передвигаться по лестнице.
В прошлом году Невзорову попытались помочь в рамках патриотического проекта "Живой голос Победы". Его руководитель Вячеслав Нарский обратился к кандидату в депутаты Госдумы Евгению Попову.
Но вместо подъемника в подъезде появился лифт для инвалидов-колясочников. Пользоваться им ветеран не может: это не безопасно. Да и устройство до сих пор не работает. Жаловаться пенсионер не стал: не хочет быть обузой. На решение проблемы уже не надеется.
Лифт для инвалидов-колясочников, установленный в подъезде
Лифт для инвалидов-колясочников, установленный в подъезде
"Я благодарен, что мне помогли. Жаль, что установили не то. Может, торопились?" — разводит руками Алексей Васильевич.
РИА Новости отправило запрос в префектуру Западного округа Москвы, где живет ветеран. На момент публикации материала ответ не поступил.
После выхода статьи в редакцию обратились представители управы района Дорогомилово и сообщили, что введут в эксплуатацию уже установленный лифт. В марте Совет депутатов муниципального округа решил выделить на это бюджетные средства. Когда они будут получены ведомством, начнутся работы. Дата не уточняется.
Неужели не заслужил?
У ровесника Невзорова, 96-летнего бывшего узника немецких концлагерей Ивана Тимофеевича Золотарева из Белгородской области, бытовые проблемы посерьезнее. Его жилье местные чиновники отремонтировали только наполовину.
Дом в селе Веселая Лопань Иван Тимофеевич построил сам более полувека назад. Небольшой — 60 квадратных метров. Комната с коридором, санузел, объединенный с кухней, и маленький подвал. Пенсионер живет с внучкой Ириной — она переехала к нему, чтобы помогать по хозяйству.
Иван Золотарев
Иван Золотарев
Два года назад ветеран обратился в администрацию Белгородского района — попросил помочь с ремонтом: крыша протекала, пол гнил, разрушались несущие конструкции, сыпалась штукатурка, а окна приходилось заклеивать пленкой. В доме было сыро и холодно. Также хотел сделать перегородку — разделить ванную комнату, туалет и кухню.
Несколько раз приезжала строительная комиссия. В итоге подтвердила: ремонт нужен. Но лишь на словах, никаких официальных документов не выдали.
"Чиновники заявляли, что несовершеннолетние узники и дети войны не могут претендовать на улучшение условий жизни за счет бюджетных средств, — объясняет Ирина. — Но у дедушки есть удостоверение, подтверждающее статус, а также награда "За победу над Германией". По сути, он приравнивается к участникам войны. Неужели не заслужил доживать свои годы в комфорте?"
Золотарев провел в концлагерях несколько лет. Попал туда в 15.

"Нас вывозили в товарных поездах, — вспоминает он. — Все вокруг кишело паразитами. В Германии занимался сельским хозяйством, работал на бумажной фабрике в городе Эхинген, потом строил взлетную полосу. Немцы пленных за людей не считали: били и оскорбляли".

Освободили его в 1945-м. После войны служил в армии стрелком и телеграфистом.
"Не был бы слепым — все сам сделал бы"
После отказа чиновников дедушка с внучкой решили не сдаваться и продолжили добиваться помощи в восстановлении дома. И вот Золотарева навестил глава Белгородского района Владимир Перцев.
Дом Ивана Золотарёва с внешней стороны
Дом Ивана Золотарева с внешней стороны
Ремонт в конце концов сделали за счет внебюджетных источников. Но не полностью: выкопали выгребную яму, утеплили и починили крышу, а водостока нет, поменяли оконные рамы — однако сняли наличники, из-за чего жилье теперь продувает.
Окно в доме Ивана Золотарева
Окно в доме Ивана Золотарева
Кроме того, в ходе работ пострадало плиточное покрытие во дворе: пенсионеру теперь сложнее выезжать на инвалидной коляске. Беда еще в том, что несколько лет назад он почти полностью потерял зрение.
"Оставила дедушку одного буквально на час, чтобы сбегать в магазин. Он упал, споткнувшись во дворе на разрушенной плитке", — рассказывает Ирина.
Разрушенное плиточное покрытие
Разрушенное плиточное покрытие
Дедушка с внучкой не раз просили закончить ремонт. Ответ один: "Денег на вас больше нет".
"Если бы не был слепым, сам бы все сделал, — говорит пенсионер. — Нам помогли, но этого, увы, недостаточно".
РИА Новости направило запрос в администрацию Белгородского района. В ведомстве заявили, что семья не имеет права на помощь за счет госбюджета, поскольку ее доход превышает прожиточный минимум региона — 10 363 рубля. Отдельно в ответе подчеркнули, что Золотарев получает компенсацию за коммунальные услуги и поздравительные открытки от властей. Последний осмотр его дома показал: условия для жизни там "удовлетворительные".
Льготы и выплаты
По словам руководителя патриотического проекта "Живой голос Победы" Вячеслава Нарского, помощь ветеранам местные власти нередко оказывают просто для галочки — чтобы отчитаться.
Уже почти десять лет он с командой волонтеров разыскивает и опрашивает участников войны, издает их биографии, помогает решить жилищные вопросы.
"Считаю, любые просьбы прошедших войну людей должны рассматриваться незамедлительно. Но ветераны не приходятся чиновникам бабушками и дедушками. Им трудно почувствовать их боль, лишения. Отсюда работа спустя рукава. Впрочем, к счастью, это не повсеместная история. Многие главы субъектов и районов искренне заботятся о ветеранах", — рассуждает он.
Напомним, по законодательству льготы и меры дополнительной социальной поддержки предусмотрены не только для непосредственных участников Великой Отечественной, но и для жителей блокадного Ленинграда, лиц, задействованных для нужд обороны или работавших на военных объектах, тружеников тыла.
Реализуются и другие программы поддержки. Так, в начале 2022-го в Госдуму внесли поправки о компенсации ветеранам войны расходов на коммуналку. Депутаты предложили освободить их, например, от взносов на капремонт и платы за отопление, если оно не централизованное.
Нарский уверен: улучшить ситуацию можно, взяв каждого участника ВОВ на пристальный и индивидуальней контроль. А госслужащим необходимо как можно чаще обзванивать и навещать пенсионеров, узнавать об их нуждах, разъяснять права на льготы. Пока же этим занимаются в основном родственники и волонтеры.
Мужчина спускается в подземный переход на одной из улиц в Москве
Пожилой мужчина на одной из улиц в Москве
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала