Бессмертный принцип Сухомлинского. Чему он учит даже 100 лет спустя?
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — знаменитый советский педагог-гуманист родом из Украины. Писатель, кандидат педагогических наук и новатор в образовании, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка. В Китае изучение его идейного наследия входит в программу школ и университетов. Но в последние годы на Украине его критикуют и называют сторонником коммунистической системы воспитания. Где настоящий Сухомлинский? В чем заключались его бессмертные идеи? В этом РИА Новости помог разобраться член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.
Советский педагог и писатель Василий Александрович Сухомлинский с матерью Оксаной Авдеевной.
Поселок Павлыш, конец 40-х годов.
Репродукция.
Учитель жизни
Книга Сухомлинского "Сто советов учителю" является культовой в Китае. Прочитав его произведения, многие в этой стране хотят стать учителями. Большинство идей и мыслей Сухомлинского до сих пор актуальны. Он считал, что в школах мало учат настоящей жизни, а оценки по предметам вредят детям. Педагог был уверен, что со старшеклассниками нужно вести беседы о семье, любви и браке, поэтому в его школе был предмет, где детей учили взаимоотношениям.
Он писал не только для учительского сообщества и детей, но и для семей. В своем произведении "Родительская педагогика" он высказал удивительно новаторскую для того времени мысль о том, что отцы должны ухаживать за детьми в том же объеме, что и матери. Кроме того, Сухомлинский обратил внимание родителей на то, как важно не переставать заниматься своим развитием на протяжении всей жизни: "Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает".
Литературные труды советского педагога, Героя Социалистического труда Василия Александровича Сухомлинского.
Воспитание красотой природы
Система Сухомлинского во многом построена на приобщении к природе. В хорошую погоду он проводил уроки в саду под голубым небом и вместе с учениками сочинял истории о муравейниках, листьях и облаках. С помощью окружающего мира педагог пробуждал в детях поэтическое творчество. В книге "Сердце отдаю детям" он писал:
Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.
В своей итоговой статье "Чем лечить мозг — мыслью, трудом, творчеством — или лекарствами?" Сухомлинский рассказал о своей работе с необучаемыми детьми. Они почти не разговаривали, не смеялись и плохо запоминали. На прогулках "под голубым небом" педагог-гуманист концентрировал их внимание на красоте природы. И спустя время дети начинали сочинять миниатюры о солнце, каплях росы и листьях деревьев. В итоге все 107 детей, которые пришли в Павлышскую школу малоспособными стали умными и образованными людьми.
Идеологическая травля
До 1967 года профессиональная судьба Сухомлинского складывалась благополучно: директор сельской школы, писатель, которого признавали в Москве и печатали в прессе. Это вызывало зависть у коллег.
Однако его знаменитая книга "Сердце отдаю детям" шла к читателю целых семь лет, продираясь через бесконечные идеологические правки. Всего его произведения бесконечно и беспощадно редактировали. Страницы в книге, где описывалось, как педагог гулял с детьми и беседовал о природе, правили на разговоры о курсе партии.
Май 1967 года подкосил здоровье педагога. В "Учительской газете", где вышла статья "Нужна борьба, а не проповедь", раскритиковали его гуманные взгляды. Сухомлинского обвинили в мелкобуржуазности и "абстрактном гуманизме": идея любви к ребенку просто так, вне классовых и политических принципов, была не допустима в коммунистической стране. Выйдя из больницы, где лечили его больное сердце, он снова оказался там.
© РИА Новости / Всеволод Тарасевич | Перейти в медиабанкФото из серии "Школа Сухомлинского". Фотовыставка "АПН-72". Выставочный фонд.
© РИА Новости / Всеволод Тарасевич | Перейти в медиабанкУкраинская ССР. Поселок Павлыш. Торжественная линейка, посвященная дню рождения В. И. Ленина, в павлышской средней школе, директором которой был педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
1 / 3
Фото из серии "Школа Сухомлинского". Фотовыставка "АПН-72". Выставочный фонд.
3 / 3
Украинская ССР. Поселок Павлыш. Торжественная линейка, посвященная дню рождения В. И. Ленина, в павлышской средней школе, директором которой был педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
От апологетики наказаний до абсолютной любви
В последние годы на Украине Сухомлинский подвергался критике как выразитель советской системы воспитания и апологет марксистско-ленинской идеологии. Действительно, в его работах встречаются подобные отсылки. Динамика педагогических взглядов Сухомлинского прошла непростой путь. Трудно представить, но в начале своей директорской карьеры он был педагогом авторитарного типа.
Но за несколько лет до смерти, произошло "новое рождение" Сухомлинского. Его духовно-нравственные принципы разошлись с государственным курсом, и начался период ярко выраженного гуманизма. Он, гражданин коммунистической страны, директор сельской школы, вступил в переписку со священниками. Это было крайне опасно, но сохранились десятки писем, наполненных его мудрыми мыслями.
© РИА Новости / Всеволод Тарасевич | Перейти в медиабанкУкраинская ССР. Открытие надгробного памятника советскому педагогу, Герою Социалистического труда Василию Александровичу Сухомлинскому в поселке Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области.
© РИА Новости / Всеволод Тарасевич | Перейти в медиабанкУкраинская ССР. Поселок Павлыш. Урок математики в 10-ом классе павлышской средней школы, директором которой был педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
© РИА Новости / Всеволод Тарасевич | Перейти в медиабанкУкраинская ССР. Поселок Павлыш. Урок чтения в 1-ом классе павлышской средней школы, директором которой был педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
© РИА Новости / Всеволод Тарасевич | Перейти в медиабанкУкраинская ССР. Поселок Павлыш. Анна Сухомлинская в библиотеке, собранной её мужем педагогом Василием Александровичем Сухомлинским.
1 / 4
Украинская ССР. Открытие надгробного памятника советскому педагогу, Герою Социалистического труда Василию Александровичу Сухомлинскому в поселке Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области.
2 / 4
Украинская ССР. Поселок Павлыш. Урок математики в 10-ом классе павлышской средней школы, директором которой был педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
3 / 4
Украинская ССР. Поселок Павлыш. Урок чтения в 1-ом классе павлышской средней школы, директором которой был педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
4 / 4
Украинская ССР. Поселок Павлыш. Анна Сухомлинская в библиотеке, собранной её мужем педагогом Василием Александровичем Сухомлинским.
Экзамен на человечность
Взгляды и идеи педагога-гуманиста до сих пор можно назвать современными и актуальными. В его итоговой книге "Сто советов учителю" сказано, что "ребенка нельзя наказывать ни за что". Сухомлинский рассматривал уважение к человеческому достоинству не как порцию доброты, а как умение проникнуть во внутренний мир. Высказанная им мысль: "Все более глубокое понимание ребенка — это и есть воспитание" — помогает понять всю подлинность гуманизма его педагогики. Смысл его идей — в безграничной любви и вере в детей.
______________________________________________________
Михаил Богуславский — председатель научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.