Рейтинг@Mail.ru
Легендарная Niva. 45 лет отечественному внедорожнику
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Автомобиль Нива

Легендарная Niva

45 лет отечественному внедорожнику
Легендарному отечественному внедорожнику Niva 5 апреля исполняется 45 лет. По мере взросления он обзавелся фамилией и титулом, носит сегодня название LADA Niva Legend. С начала серийной сборки на дороги (и, конечно же, на бездорожье) выехали уже около 2,5 миллионов автомобилей Niva различных модификаций. Они покорили все шесть континентов, включая Антарктиду, и сегодня во многих странах именно это детище волжского автопрома считается символом марки LADA.
Niva. Начало легенды
Даже сегодня российские дороги во многих регионах оставляют желать лучшего, а ровный асфальт ведет далеко не в каждый населенный пункт. Что уж говорить о начале 60-70-х годах прошлого века. Именно тогда перед советскими автопроизводителям была поставлена амбициозная задача – создать собственный автомобиль повышенной проходимости для сельской местности.
В 1970 году ВАЗ посетил председатель совета министров Советского Союза А.Н. Косыгин, который и дал старт работе в этом направлении. В группу создателей Niva вошли: главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, конструктор Лев Вихко, испытатель Вадим Котляров и дизайнер Валерий Семушкин, который и предложил оригинальное название.
Главный конструктор Владимир Соловьев
Главный конструктор Владимир Соловьев
Ведущий конструктор Петр Прусов
Ведущий конструктор Петр Прусов
Конструктор Лев Вихко
Конструктор Лев Вихко
Дизайнер Валерий Семушкин
Дизайнер Валерий Семушкин
Условия задачи, стоявшей перед разработчиками, были непростыми: сделать вездеход на основе узлов и агрегатов легковых "Жигулей", придумав всё остальное с нуля. При этом собственного производства рам на ВАЗе не было, а это означало, что кузов должен быть несущим.
Схему полноприводного шасси отрабатывали на автомобилях с максимально простыми кузовами: первые прототипы "Нивы" и вовсе имели брезентовую крышу. И хотя в то время советский автопром тяготел к спартанскому стилю, в дальнейшем конструкторы по собственной инициативе решили максимально приблизить уровень комфорта нового внедорожника к обычному легковому автомобилю. Для этого был разработан уникальный цельнометаллический несущий кузов.
i

Опытный образец появился в 1972 году, а в 1974 году был получен патент на промышленный образец модели Niva.

Первая опытно-промышленная партия из 50 машин была готова в 1976 году, а уже 5 апреля следующего года началась конвейерная сборка. Этот день и принято считать днём рождения нового авто, которое сразу же стало пользоваться повышенным спросом: менее чем за год было произведено 10 тысяч машин, часть которых отправилась на экспорт.
Первая серийная Нива на конвейере, 1977 год
Первая серийная "Нива" на конвейере, 1977 год
Уникальные решения
Создавая новый автомобиль повышенной проходимости, советские конструкторы не пошли проторенным путем и полностью пересмотрели бытовавшие тогда подходы и стандарты. В результате появилась совершенно уникальная модель, открывшая новую страницу в истории внедорожников.
© Фото : предоставлено пресс-службой АВТОВАЗаАвтомобиль "Нива"
Автомобиль Нива
Автомобиль "Нива"
© Фото : предоставлено пресс-службой АВТОВАЗаАвтомобиль "Нива"
Автомобиль Нива
Автомобиль "Нива"
© Фото : предоставлено пресс-службой АВТОВАЗаАвтомобиль "Нива"
Автомобиль Нива
Автомобиль "Нива"
1.
Автомобиль "Нива"
2.
Автомобиль "Нива"
3.
Автомобиль "Нива"
Так, впервые для машин этого класса были реализованы такие атрибуты "легковушек", как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также ВАЗ использовал высокооборотный двигатель, в то время как в мире в то время было принято ставить на вездеходы низкооборотные моторы.
i

Главным новшеством стал постоянный полный привод, благодаря чему машина легко проходила трудные участки, а водителю при этом не нужно было приспосабливаться к различным типам привода.

Отметим, что стандартом тех времен для внедорожников была ведущая задняя ось, тогда как передняя подключалась лишь при съезде на бездорожье. На основе первоначального образца в дальнейшем было создано множество вариаций, часть которых выпускались малыми партиями, а то и в единственном экземпляре.
Были сконструированы: Niva-броневик, Niva-болотоход, Niva-амфибия, дизельная модель, пикапы и другие. Самой распространенной стала появившаяся в 1995 году пятидверная модификация, которая отличается увеличенной на полметра колесной базой.
Мировая знаменитость
С самого начала благодаря необычной конструкции автомобили Niva приобрели популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами. Уже в 1978 году начались поставки на экспорт специальной модификации с двигателем 1,3 литра. А в 1983 году была создана Niva с правым рулем, которую отправляли в Японию, Великобританию и другие страны с левосторонним движением.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанк Автомобиль "Нива" на котором приехали болельщики из Исландии на чемпионат мира по футболу в Москву.
 Автомобиль Нива на котором приехали болельщики из Исландии на чемпионат мира по футболу в Москву
Автомобиль "Нива" на котором приехали болельщики из Исландии на чемпионат мира по футболу в Москву.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкНемецкая автомобильная фирма "Диркес" продает советские автомобили "Нива" и "Лада".
Немецкая автомобильная фирма Диркес продает советские автомобили Нива и Лада
Немецкая автомобильная фирма "Диркес" продает советские автомобили "Нива" и "Лада".
© РИА Новости / А. Афизи | Перейти в медиабанкЧлены шведского экипажа рядом со специально оборудованным автомобилем марки "Нива", на котором они совершат автопробег по Африке в сентябре 1981 года.
Члены шведского экипажа рядом со специально оборудованным автомобилем марки Нива, на котором они совершат автопробег по Африке в сентябре 1981 года
Члены шведского экипажа рядом со специально оборудованным автомобилем марки "Нива", на котором они совершат автопробег по Африке в сентябре 1981 года.
1.
Автомобиль "Нива" на котором приехали болельщики из Исландии на чемпионат мира по футболу в Москву.
2.
Немецкая автомобильная фирма "Диркес" продает советские автомобили "Нива" и "Лада".
3.
Члены шведского экипажа рядом со специально оборудованным автомобилем марки "Нива", на котором они совершат автопробег по Африке в сентябре 1981 года.
В истории ВАЗа были моменты, когда до 70% машин Niva продавались за границу. Всего же примерно в сотню стран мира было поставлено более 700 тысяч отечественных внедорожников этой марки. Более того, в некоторым странах (таких, как Греция, Эквадор, Казахстан) автомобиль стали собирать на базе машинокомплектов.
Спорт и рекорды
В начале 80-х годов Niva выходит в большой автоспорт: в 1981 году получены первые награды – "бронза" самого известного мирового супер-ралли "Париж-Дакар" и "золото" на ралли-рейдах "Париж – Тунис" и "Алжир". Затем был еще ряд побед в пустыне: два "серебра" "Дакара", первые места в ралли "Алжир", "Камерун", "Ралли фараонов". В 1985 году выиграны внедорожная баха "Монтебланко", очередное ралли "Алжир", новозеландский триал "Вэлли", австралийский ралли-рейд "Маквей-1000".
Автомобиль Нива на ралли Dakar Classic, 2022 год
Автомобиль "Нива" на ралли Dakar Classic, 2022 год
В последующие годы команды гонщиков на внедорожнике занимали призовые места в ралли-рейдах "Париж-Пекин", "Париж-Дакар", "Сидней-Дарвин", Москва-Лагос", "Винн-Сафари", "Крыша Африки" и многих других.
i

В 2022 году LADA Niva вышла на старт ралли "Дакар" в ретро-номинации Dakar Classic. В гонке приняли участие четыре команды на внедорожниках Niva, одна из которых под названием "Красная легенда" официально поддерживалась маркой LADA. Экипаж на автомобиле 1984 года успешно преодолел 7800 километров.

Для российских автолюбителей Niva всегда символизировала стремление к свободе и любовь к приключениям. Поэтому не мудрено, что этот внедорожник стал участником самых необычных экспериментов, успешно пройдя испытания в суровых уголках нашей планеты.
Так, в 1998 году Niva смогла подняться в базовый лагерь под Эверестом на отметке 5200 метров над уровнем моря. А в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях российская машина без лебедок и тросов забралась выше облаков, установив абсолютный мировой рекорд - 5726 метров.
© Фото : предоставлено пресс-службой АВТОВАЗаАвтомобиль "Нива" во время путешествия в Антарктиду
Автомобиль Нива во время путешествия в Антарктиду
Автомобиль "Нива" во время путешествия в Антарктиду
© Фото : предоставлено пресс-службой АВТОВАЗаАвтомобиль "Нива" на ралли Париж-Дакар, 1982 год
Автомобиль Нива на ралли Париж-Дакар, 1982 год
Автомобиль "Нива" на ралли Париж-Дакар, 1982 год
© Фото : предоставлено пресс-службой АВТОВАЗаАвтомобиль "Нива" во время экспедиции в горы
Автомобиль Нива во время экспедиции в горы
Автомобиль "Нива" во время экспедиции в горы
1.
Автомобиль "Нива" во время путешествия в Антарктиду
2.
Автомобиль "Нива" на ралли Париж-Дакар, 1982 год
3.
Автомобиль "Нива" во время экспедиции в горы
Не остались без внимания и ледовые широты. Так, в 1999 и в 2000 годах экспедиция Волжского автозавода на сверхпроходимой модификации Niva – снегоболотоходе "Марш" – побывала на Северном полюсе. В 1990 году особая холодоустойчивая Niva прибыла в Антарктиду, где до 2005 года помогала полярникам станции "Беллинсгаузен" перевозить людей и грузы.
Niva. Наши дни
Сегодняшние модификации известного автомобиля далеко ушли от своего советского предка. Две кардинальные модернизации были проведены в 1993 и 2009 годах. В итоге значительно повысилась управляемость автомобиля, он стал более комфортным и безопасным. При этом, обновляя внутреннее содержание, инженеры старались по максимуму сохранить классический внешний вид легендарного внедорожника.
Новый этап обновления относится к 2019 году, когда интерьер машины был значительно изменен. Приборная панель была дополнена блоком управления климатической системой, появилась подсветка спидометра, тахометра и бортового компьютера. Нововведения сделали автомобиль функциональней и современнее, но подход к дизайну не повлиял на классический, узнаваемый по всему миру образ "Нивы". Особое внимание было уделено снижению шума и вибрации внутри салона.
i

Сегодня завод предлагает широкий выбор модификаций внедорожника. Так, классическая LADA Niva Legend представлена в комплектациях Classic, Luxe, Black и Urban.

По-прежнему все автомобили имеют постоянный полный привод с возможностью подключения пониженной передачи и блокировки межосевого дифференциала.
Автомобиль Нива
Автомобиль "Нива"
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала