Рейтинг@Mail.ru
"Церковный неформат". Зачем иконы писали на сушеной рыбе - РИА Новости, 30.04.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция) - РИА Новости, 1920, 06.12.2018
Религия

"Церковный неформат". Зачем иконы писали на сушеной рыбе

© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкИкона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)
Икона Богоматерь Владимирская (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков) - РИА Новости, 1920, 03.04.2022
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Никита Бизин. Для верующих икона — это написанный на доске лик святого или иллюстрация событий христианской истории. Однако вопреки канонам часто использовали не только дерево, да и сами образы получались довольно необычными. О наиболее нестандартных вариантах — в материале РИА Новости.

Две плюс одна

На одной из икон Божией Матери, все, казалось бы, как всегда: Дева Мария держит на руках Младенца Христа. Правда, есть одно "но" — у нее три, а не две руки. Отсюда и название — "Троеручица".
История образа связана с именем святого Иоанна Дамаскина (в миру Мансур ибн Сенджун). Он жил в VIII веке в Сирии, завоеванной тогда арабами, и происходил из знатного христианского рода.
В халифате он занимал видный пост, но связи с византийским миром не утратил. А там как раз набирала обороты ересь иконоборчества. Мансур составил воззвание, изобличающее противников святынь, и оно быстро разошлось по империи.
В Константинополе разозлились. Царедворцы от имени Мансура написали письмо, в котором тот якобы призывал византийского императора свергнуть мусульманскую власть в Сирии.
Согласно преданию, греческий правитель передал фальшивку халифу при личной встрече. Тот повелел отсечь Мансуру руку. Оклеветанный всю ночь молился перед образом Богоматери — и отрубленная конечность чудом приросла обратно.
© РИА Новости / Олег Ласточкин | Перейти в медиабанкИкона Божией Матери "Троеручицы" в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве
Икона Божией Матери Троеручица в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве - РИА Новости, 1920, 01.04.2022
Икона Божией Матери "Троеручицы" в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве
Изумленный халиф оправдал придворного. А тот принял монашество с именем Иоанн. Вскоре, как считают верующие, появился и первый вариант Божией Матери "Троеручицы". Правда, третью кисть изготовили из серебра и приложили к образу — в благодарность за чудо.
Но со временем ее начали дописывать красками. На Руси этот сюжет стал особенно популярным. Строгого канона не существовало, и мастера располагали конечность по своему разумению.

"Слишком уродливая"

Немало вопросов и к лику святого Христофора — его изображали с головой собаки. Почему жившего в III веке христианина превратили в "Псеглавца", доподлинно не известно.
По одной версии, он был берберским воином (племена, жившие на западе Египта) и попал в плен к римлянам. Тех якобы так поразила физическая мощь Христофора, что они сравнили его с животным.
CC0 / / Икона мученика Христофора. XVII век
Икона мученика Христофора. XVII век. - РИА Новости, 1920, 01.04.2022
Икона мученика Христофора. XVII век
Другое предположение: в юности берберец был настолько красив, что не мог избежать греховной жизни. А став христианином, умолил Бога обезобразить себя до неузнаваемости.
Есть также гипотеза, что собачья голова — символ. Мол, Христофор был предан Христу, словно пес. В XVIII веке Церковь признала икону "уродливой" и даже пыталась запретить ее, хотя она встречалась во многих храмах. Верующие, напротив, полюбили необычного святого.

Иллюстрация веры

Были и вовсе причудливые примеры. Например, в XVII веке на основе фразы из книги Псалмов "Вот, око Господне над боящимися Его" появился образ "Спас Всевидящее Око".
Композиция очень сложна. В центре круга — мироздания — Христос с благословляющим жестом. От него расходятся лучи звезды с символами четырех евангелистов: орел (Иоанн), телец (Лука), лев (Марк) и человек (Матфей).
CC0 / / Икона "Спас Всевидящее Око"
Икона Спас Всевидящее око - РИА Новости, 1920, 01.04.2022
Икона "Спас Всевидящее Око"
Над Спасителем — Богоматерь, а еще выше — Бог-Отец. Кроме центрального круга, есть и другие — большего диаметра. В одних видны части человеческого лица: глаза, уста и нос. В других — серафимы и херувимы. Каждый элемент сопровождают поясняющие строки из Священного Писания.
"Мастера изображали "Всевидящее Око" по-разному. Создавали как довольно лаконичные, так и наполненные большим количеством символов варианты", — говорит российский иконописец Александр Чашкин.
В народе икона была популярна. Однако далеко не все священнослужители считали ее каноничной. Споры об этом идут до сих пор.
А насчет образа "Христос Смесоипостасный" Церковь высказалась однозначно: в 1764-м Синод объявил ее "неканонической и уродливой". Она и вправду внушала ужас — одна голова, три лица и четыре глаза. Так некоторые мастера пытались проиллюстрировать догмат о Троице. Вероучительное положение гласит: Бог един и неразделен в трех лицах Троицы — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог — Святой Дух.
© Фото : Public domain Икона "Христос Смесоипостасный". 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
 Икона Троица (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска - РИА Новости, 1920, 01.04.2022
Икона "Христос Смесоипостасный". 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
"Такая традиция, — поясняет Чашкин, — появилась в средневековой Европе, а в XVII веке была осуждена Римско-католической церковью. Однако в том же столетии подобные образы стали распространяться на Руси".

На чем придется

Различными были не только лики, но и материалы для них. В 1906-м в Русский музей в Санкт-Петербурге из Полтавской губернии прислали два образа. На сушеной камбале.
Украинские крестьяне — чумаки, торговавшие в XVI веке рыбой, придумали делать такие миниатюры на улове и вместе с товаром распространили традицию в России. Практику переняли поморы и даже монахи Соловецкого монастыря.
"Это дорожные иконы. Чумаки писали их для того, чтобы благополучно вернуться домой. Вешали на повозки, как сегодня делают водители. Если их желание исполнялись, торговцы жертвовали "оберег" церкви", — рассказывает профессор Московской духовной академии Владимир Кириллин.
© РИА Новости / Савельев | Перейти в медиабанкИкона-"таблетка" "Троица" из Софийского собора. XV-XVII век
Икона-таблетка Троица из Софийского собора. XV - XVII век - РИА Новости, 1920, 01.04.2022
Икона-"таблетка" "Троица" из Софийского собора. XV-XVII век
Но даже среди традиционных вариантов на деревянной доске есть любопытные исключения. Например, двусторонние лики.
Самый известный — "Богоматерь Владимирская" XII века. На лицевой стороне — Богородица с Младенцем Спасителем. Но 300 лет спустя на обороте появился "Этимасий" — символический престол, на котором лежат орудия страстей Христовых (крест, терновый венец, гвозди и копье).
Такие случаи не редкость. В Новгороде, например, была широко распространена техника святцев, их еще называли "таблетками".
"Такие иконы делали на двух отдельных холстах размером 20 на 25 сантиметров, — говорит Кириллин. — Между ними прокладывали лист бумаги, а затем склеивали воедино. Самые ранние "таблетки", дошедшие до нас, относятся к XV веку".
В храмах их обычно помещали на аналой. Есть версия, что такие изображения мастера возили с собой как пример своего творчества. В целом же, отмечают специалисты, русская иконографическая традиция многогранна. Есть жанры, которые еще предстоит изучить.
Работа шахты Заря в Донецкой области - РИА Новости, 1920, 27.03.2022
"Много заблуждений". Когда не стоит надевать нательный крест
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала