Пророк, член тайного правительства Европы: кто такой "Отец педагогики"?
Ян Амос Коменский (1592–1670) — великий чешский педагог, автор ряда важнейших идей классического и современного образования. В марте исполнилось 430 лет со дня его рождения. Оценить актуальность его наследия, а также разобраться в мифах и загадках его биографии РИА Новости помог член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.
Первые в мире образовательные "бестселлеры"
Родился Коменский в чешской Моравии, в религиозной протестантской семье, однако в двадцатые годы XVII века из-за гонений со стороны католиков ему пришлось бежать в Польшу.
Спастись от бедности и одновременно завоевать признание в Европе ученому помог написанный им в 1631 году учебник "Открытая дверь к языкам", совершивший переворот в изучении латыни за счет использования принципа наглядности.
CC BY-SA 3.0 / /
Учебник "Мир чувственных вещей в картинках"
Учебник "Мир чувственных вещей в картинках"
CC BY-SA 3.0 / /
© Public domain Страница книги "Мир чувственных вещей в картинках"
Страница книги "Мир чувственных вещей в картинках"
© Public domain
© Public domain
Иллюстрация из "Мира чувственных вещей в картинках"
Иллюстрация из "Мира чувственных вещей в картинках"
© Public domain
1. 2. 3.
Учебник "Мир чувственных вещей в картинках"
CC BY-SA 3.0 / /
Страница книги "Мир чувственных вещей в картинках"
© Public domain
Иллюстрация из "Мира чувственных вещей в картинках"
© Public domain
Спустя четверть века Коменский выпустил второй свой "бестселлер" — энциклопедическое пособие по латыни "Мир чувственных вещей в картинках". Для своего времени это был инновационный учебник, в котором изображения впервые стали неотъемлемой частью учебной программы.
Учебники Коменского стали "хитами продаж" не только из-за наглядности, но и благодаря другому его изобретению — обучению алфавиту с помощью звукоподражания окружающему миру.
Пророк от педагогики
В возрасте около двадцати лет Ян Коменский, согласно протестантскому обряду, взял себе второе имя — Амос — в честь ветхозаветного пророка-писателя, известного своей скромностью и самоотверженностью.
Подобно пророку, Коменский был выходцем из простой семьи, посвятившим жизнь борьбе с социальной несправедливостью и неравенством.
CC BY-SA 3.0 / Michal Maňas / Изображение Яна Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)
CC BY 2.5 / Adam Zivner / Дом, где родился Ян Коменский в Угерски-Броде
1 / 2
Изображение Яна Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)
В переводе с иврита "Амос" значит "бремя". Этот символичный выбор не только отражал нравственную позицию мыслителя, но и предвосхитил его судьбу: несмотря на грандиозный прижизненный успех его учебников, обширное наследие мыслителя было несправедливо забыто на два века.
Однако главные идеи Коменского оказались провидческими и получили мощное развитие в педагогике ХХ века.
Выдающийся педагог первым обратил внимание на то, что преподавание должно опираться на глубокое понимание "человеческой природы" ребенка, то есть его психологии.
Также именно Коменскому принадлежит идея о необходимости близкого знакомства детей с устройством "великой мастерской природы", для чего, в частности, он ввел практику уроков на свежем воздухе.
Картина "Деревенская школа"
Педагог и философ Ян Амос Коменский
Кто придумал "учиться, учиться и еще раз учиться"?
Коменский верил, что всех можно легко научить всему. Разработанный им метод комплексного созидания личности опирался на идею непрерывного развития в творческом труде с использованием игры.
Педагог выделял в образовании личности 12 этапов, или "школ": от первой "материнской школы", формирующей фундамент нравственности, до последней "школы достойного ухода из жизни".
"Коменский посадил нас за парты"
Самый популярный миф о Коменском — приписывание ему авторства классно-урочной системы, предполагающей уроки по 45 минут, разделение учеников по возрасту, привычные нам четверти и каникулы.
Миф утверждает, что эта идея пришла педагогу в детстве при наблюдении за отцовской мельницей. Три жернова — самый грубый, более мелкий и последний, производящий качественную муку — якобы стали прообразом трех ступеней образования.
На самом деле, классно-урочная система, по мнению некоторых специалистов, отличающаяся авторитарностью, была создана иезуитами еще во второй половине XVI века и получила оформление в деятельности германских педагогов-протестантов — Филиппа Меланхтона и Иоганнеса Штурма.
Министр тайного правительства Европы
Однако Коменский умело применял классно-урочную систему при реформировании образования в Венгрии и Швеции, куда его приглашали как именитого ученого-педагога. К концу жизни Коменский поселился в Амстердаме, став очень влиятельной фигурой.
Самый фундаментальный и загадочный из его трудов — "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" (обнаруженный чешскими историками только в 30-е годы ХХ века) — описывает проект организации, подобной современному Совету Европы. "Совет" должен был поддерживать и координировать развитие европейских народов, приводя его "в соответствие с Божьим Промыслом".
Портрет чешского педагога Яна Амоса Коменского
Анализируя этот текст, ученые пришли к выводу, что в середине XVII века в Амстердаме и Лондоне действовал кружок влиятельных политиков и интеллектуалов, считавших себя тайным европейским правительством. Великий педагог, видимо, играл в этом кружке роль "министра образования".
Завещание епископа
Будучи уже известным ученым, Коменский принял сан епископа чешской протестантской церкви, к которой принадлежал с рождения. Всю жизнь педагог настаивал на том, что целью образования должно быть спасение бессмертной человеческой души.
CC BY-SA 4.0 / Jiří Komárek / Музей Яна Коменского в Пршерове, Чехия
CC BY-SA 3.0 / Simej / Педагогический музей Яна Коменского в Праге
CC BY-SA 3.0 / Simej / Педагогический музей Яна Коменского в Праге
Подчеркивая приоритет воспитания перед простым распространением знаний, Коменский заметил в одном из трудов, что "образование у человека, который отвращается от добродетелей, — что золотое кольцо в носу свиньи".
___________________________________________________
Михаил Богуславский — Председатель научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.
09:00 02.04.2022
(обновлено: 10:41 14.04.2022)