Рейтинг@Mail.ru
Ожившие мумии: где увидеть 3D-реконструкции древних египтян - РИА Новости, 25.03.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Ожившие мумии: где увидеть 3D-реконструкции древних египтян

© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкЭкспонат, представленный на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"
Экспонат, представленный на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия - РИА Новости, 1920, 25.03.2022
Читать ria.ru в
МОСКВА, 25 мар — РИА Новости, Алина Кравцова. Культура Древнего Египта интересна не только исследователям. Красоту и величие загадочных памятников архитектуры воспевали древнегреческие философы. После походов на север Африки Наполеона в европейских странах, а следом и в России началась настоящая египтомания. Уникальное собрание предметов погребального культа древнейшей цивилизации, в том числе десять мумий, представлены на выставке в ГМИИ имени Пушкина. Перед этим объекты исследовали специалисты НИЦ "Курчатовский институт". О результатах работы и раритетных экспонатах — в материале РИА новости.

История коллекции

Основа музейной коллекции древнеегипетских ценностей ГМИИ имени Пушкина — собрание исследователя Владимира Голенищева. Сын купца, он с юности был богат и полностью посвятил себя изучению истории Древнего Египта, а также созданию музея.
Ученый прекрасно владел арабским языком, что позволяло свободно общаться с жителями долины Нила и находить там уникальные артефакты. С 1879-го Голенищев 30 лет регулярно ездил в Африку, где встречался с ведущими исследователями. Он сам организовал и оплатил несколько научных экспедиций.
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкПосетители на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"
Посетители на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия - РИА Новости, 1920, 28.02.2022
Посетители на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"
К концу первого десятилетия XX века Средне-Уральское золотопромышленное акционерное общество — основной источник дохода семьи — разорилось. Голенищев был вынужден продать коллекцию государству и уехать из страны. К 1908-му, когда это произошло, собрание его Египетского музеума на улице Моховой в Санкт-Петербурге насчитывало около шести тысяч единиц. Раритеты передали недавно открывшемуся Музею изящных искусств, хотя претендовал на них и Эрмитаж, где долгие годы работал Владимир Голенищев. На выставке "Искусство бессмертия" в ГМИИ имени Пушкина представлено около 400 предметов, большинство из которых принадлежало русскому исследователю.

Ожившие мумии

Состояние экспонатов поражает: большинство статуэток, саркофагов, украшений, в том числе золотых, предметов бытовой утвари, которые помещали в гробницы, сохранились в первозданном виде. На гипсовых и картонажных (сделанных из бинтов) масках — лица, нарисованные две тысячи лет назад. Большинство объектов датируется рубежом старой и новой эры. Все это оригинальные вещи, попавшие в выставочные залы после атрибуции специалистами Национального исследовательского центра "Курчатовский институт". Масштабная работа велась с 2017-го по 2020-й.
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Посетитель на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

Посетитель на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Посетитель на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

1 из 3
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Посетительница на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия" в Москве

Посетительница на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Посетительница на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия" в Москве

2 из 3
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Посетители на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

Посетители на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Посетители на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

3 из 3

Посетитель на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

1 из 3

Посетительница на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия" в Москве

2 из 3

Посетители на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

3 из 3
Впервые публика увидит полное собрание так называемых фаюмских портретов, созданных под греко-римским влиянием и использовавшихся в Египте вместо масок при погребении. Дощечки с изображением лиц назвали по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887-м. Подобные есть в Британском музее, в Лувре и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
© РИА Новости / А. Свердлов | Перейти в медиабанк

Портрет пожилого мужчины. Египет. Вторая половина I века. Репродукция. Оригинал находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина

Портрет пожилого мужчины. Египет. Вторая половина I века

Портрет пожилого мужчины. Египет. Вторая половина I века. Репродукция. Оригинал находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина

1 из 3
© РИА Новости / А. Свердлов | Перейти в медиабанк

Портрет юноши в золотом венке. Дерево, энкаустика. II век. Репродукция. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

Портрет юноши в золотом венке

Портрет юноши в золотом венке. Дерево, энкаустика. II век. Репродукция. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

2 из 3
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Экспонат, представленный на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

Экспонат, представленный на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Экспонат, представленный на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

3 из 3

Портрет пожилого мужчины. Египет. Вторая половина I века. Репродукция. Оригинал находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина

1 из 3

Портрет юноши в золотом венке. Дерево, энкаустика. II век. Репродукция. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

2 из 3

Экспонат, представленный на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

3 из 3
Все представленное на выставке так или иначе связано с погребальным культом. Тематически экспозицию разделили на три части. Процесс мумификации — это сами мумии и элементы их декора. Потом ритуал оплакивания и гробницы. И мультимедийная часть — цифровые материалы, отражающие исследования Курчатовского института. Завораживающие 3D-реконструкции древних египтян созданы с помощью ученых.
«

"Посмотрите на саркофаг — это же потрясающе красиво! — говорит куратор выставки, заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ Ольга Васильева. — Многие древние народы верили в загробную жизнь, клали в могилы предметы быта, оружие, украшения. Но египтяне создали систему верований, мифологию, основанную на культе бога Осириса — владыки загробного мира, разработали ритуал, который не просто сохранял тело, а обеспечивал переход из одного мира в другой. Они пытались достичь бессмертия способами, воспринимаемыми сегодня как искусство, поэтому и выставка называется "Искусство бессмертия".

© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Видеооператор снимает экспонат, представленный на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

Видеооператор снимает экспонат, представленный на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Видеооператор снимает экспонат, представленный на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

1 из 3
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Экспонат в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

Экспонат, представленный на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Экспонат в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

2 из 3
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Экспонаты, представленные на выставке "Мумии Древнего Египта"

Экспонаты, представленные на выставке Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия

Экспонаты, представленные на выставке "Мумии Древнего Египта"

3 из 3

Видеооператор снимает экспонат, представленный на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

1 из 3

Экспонат в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

2 из 3

Экспонаты, представленные на выставке "Мумии Древнего Египта"

3 из 3

Послания древних египтян

Витрины с мумиями — их на выставке десять — особенно привлекают посетителей. Филигранно забинтованные тела выглядят завораживающе и пугающе — это останки обычных людей, о жизни которых теперь многое известно.
Например, специалисты Курчатовского института выяснили, что большинство этих египтян прожили не более 35 лет, но две женщины перешагнули шестидесятилетний рубеж. И все они были небольшого роста — чуть выше 160 сантиметров. В то время процесс мумификации упростился, поэтому его могли позволить себе уже не только представители привилегированного класса. Исследованные мужчины и женщины, как выяснилось, вели довольно активный образ жизни, некоторые занимались ручным трудом. Почти у всех были те или иные патологии позвоночника и стоматологические проблемы.
© Фото : ГМИИ им. А.С. Пушкина

Чехол мумии Ипанхи. Верхний Египет, север Верхнего Египта. 22-24 династия, X-VIII век до нашей эры

Чехол мумии Ипанхи, мумия. Египет, Верхний Египет, Север Верхнего Египта. 22-24 дин., X-VIII вв. до н.э

Чехол мумии Ипанхи. Верхний Египет, север Верхнего Египта. 22-24 династия, X-VIII век до нашей эры

1 из 4
© Фото : ГМИИ им. А.С. Пушкина

Саркофаг мумиеобразный Карама, мумия мужчины. Египет. IV-I век до нашей эры

Саркофаг мумиеобразный Карама, мумия мужчины. Египет. IV-I вв. до н.э

Саркофаг мумиеобразный Карама, мумия мужчины. Египет. IV-I век до нашей эры

2 из 4
© Фото : ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мумия мужчины. Египет, Ахмим (?). III–I век до нашей эры

Саркофаг мумиеобразный египтянки Ташет; мумия мужчины. Египет, Ахмим (?). III–I века до н.э.

Мумия мужчины. Египет, Ахмим (?). III–I век до нашей эры

3 из 4
© Фото : ГМИИ им. А.С. ПушкинаМумия крокодила
Мумия крокодила
Мумия крокодила
4 из 4

Чехол мумии Ипанхи. Верхний Египет, север Верхнего Египта. 22-24 династия, X-VIII век до нашей эры

1 из 4

Саркофаг мумиеобразный Карама, мумия мужчины. Египет. IV-I век до нашей эры

2 из 4

Мумия мужчины. Египет, Ахмим (?). III–I век до нашей эры

3 из 4
Мумия крокодила
4 из 4
«

"Такого комплексного исследования древнеегипетских мумий у нас никогда не проводили, — поясняет заместитель директора по научной работе НИЦ "Курчатовский институт" Екатерина Яцишина. — Отправной точкой стала рентгеновская компьютерная томография. Вместе с медиками, антропологами и даже криминалистами мы определили точные антропологические характеристики, патологии и повреждения. Очень важным был и генетический анализ мумий — первый в российской науке. Принадлежность к средиземноморскому антропологическому типу подтвердилась. Также впервые в отечественной науке удалось исследовать ДНК мумий на заболевания, в итоге выделили патогены сыпного тифа и газовой гангрены".

Специалисты Пушкинского музея также выполнили отдельное исследование маленького глиняного саркофага с детской мумией. Оказалось, что гроб — подделка XIX века, а ребенок — один из древнейших образцов мумифицированных человеческих останков, относящийся к IV тысячелетию до нашей эры.
Саркофаг с ребенком на выставке "Мумии Египта. Искусство бессмертия" в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Саркофаг с ребенком на выставке Мумии Египта. Искусство бессмертия в ГМИИ имени А.С. Пушкина
Саркофаг с ребенком на выставке "Мумии Египта. Искусство бессмертия" в ГМИИ имени А. С. Пушкина
После наполеоновских походов в начале XIX века мода на египетскую культуру охватила весь мир. Заполучить что-то из наследия жителей долины Нила желал каждый, кто мог себе это позволить. А потому на рынке появилось много подделок — в частности, саркофаги, никак не связанные с теми, кого в них помещали.
С древних времен арабские торговцы измельчали фрагменты мумифицированных тел, считая, что порошок обладает целительными свойствами, и так называемым мумиё лечили многие болезни. Люди платили немалые деньги за сеансы аутопсии — публичного вскрытия мумий.
Саркофаг на выставке "Мумии Египта. Искусство бессмертия" в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Саркофаг на выставке Мумии Египта. Искусство бессмертия в ГМИИ имени А.С. Пушкина
Саркофаг на выставке "Мумии Египта. Искусство бессмертия" в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Египтомания обернулась массовым грабежом гробниц, корабли вывозили мумии сотнями. Французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, который считается основателем египтологии, призвал прекратить эту варварскую практику. Благодаря ему начала формироваться коллекция в Лувре. Практически одновременно создавались египетские собрания и в России.
С Шампольоном связано открытие, перевернувшее представления об истории Египта. Двести лет назад ему удалось найти ключ к расшифровке письменности древнейшей цивилизации. В этом году в ГМИИ имени Пушкина планируется еще одна выставка, посвященная североафриканскому государству, — она расскажет о литературных памятниках.
Посетители на выставке Авангард: на телеге в XXI век и спецпроект Искусство перевозки искусства в пространстве Музея русского импрессионизма - РИА Новости, 1920, 04.02.2022
Сто лет сибирской ссылки. Забытые шедевры авангарда вернулись в Москву
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала