Рейтинг@Mail.ru
Дневник в рисунках: зачем на корабле нужен художник - РИА Новости, 28.02.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Морская держава - РИА Новости, 1920, 11.02.2021
Морская держава

Дневник в рисунках: зачем на корабле нужен художник

© Из фондов Музея Мирового океанаНИС "Дмитрий Менделеев" покидает берег Маклая. Б.В. Алексеев, М.Л. Плахова 1979. Темпера, холст
НИС Дмитрий Менделеев покидает берег Маклая. Б.В. Алексеев, М.Л. Плахова 1979. Темпера, холст
Читать ria.ru в
МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. Новые материки, острова, атоллы и заливы – многое из этого не увидел бы никто, кроме самих мореплавателей-первооткрывателей, если бы на борту их кораблей не было художников. Почему путевой альбом – это не просто зарисовка событий, а также благодаря чему с развитием фотографии и мультимедиа этот вид искусства остается востребован, корреспонденту РИА Новости рассказал куратор выставок Музея Мирового океана об экспедиционных художниках, историк искусства, участвовавший в кругосветном плаванье на паруснике "Седов" Павел Матвиец.
© Фото из личного архиваПарусник "Седов". Павел Матвиец
Парусник Седов. Павел Матвиец
Парусник "Седов". Павел Матвиец

Верный спутник морехода

Без художников редко обходилась какая-либо российская морская экспедиция в новые земли. Благодаря им современники увидели Антарктиду и тропики, Полинезию и Сахалин, Америку и Курильские острова и многое другое. Их произведения сквозь века донесли до нас, как выглядели неизведанные ранее берега, жители экзотических стран и их традиции.
Так, мир узнал об Антарктиде по запискам Фаддея Беллинсгаузена, но и во многом по рисункам пейзажиста Павла Михайлова, который принял участие в экспедиции. Эти первые изображения нового материка, айсбергов и пингвинов хранятся в Русском музее.
© Public domainВид ледяных островов 4 марта 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова
Вид ледяных островов 4 марта 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова
Вид ледяных островов 4 марта 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова
1 из 3
© Public domainЮжное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова
Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова
Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова
2 из 3
CC0 / / Пингвины. Акварель из альбома П. Михайлова
Пингвины. Акварель из альбома П. Михайлова
Пингвины. Акварель из альбома П. Михайлова
3 из 3
Вид ледяных островов 4 марта 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова
1 из 3
Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова
2 из 3
Пингвины. Акварель из альбома П. Михайлова
3 из 3
"В XVIII–XIX веках мореплавателям хотелось увековечить и путешествие, и собранный материал. Далеко не все предметы было возможно сохранить в течение нескольких лет экспедиции, особенно если это были животные, рыбы или растения, поэтому их зарисовывали художники. Эти рисунки дополняли дневниковые записи капитана и атласы путешествия", – рассказал Матвиец.
Однако, по его словам, не всегда стоит противопоставлять ученых и художников в экспедициях. Так, путешественник Николай Миклухо-Маклай сочетал в себе качества и физика, и лирика: он был ученым-естественником и талантливым художником, который создал альбомы с видами Новой Гвинеи и портретами местных жителей.
CC0 / / Мужской дом (буамбрамра) и жилая хижина (таль). Рисунок Миклухо-Маклая, 1871 или 1872 год
Мужской дом (буамбрамра) и жилая хижина (таль). Рисунок Миклухо-Маклая, 1871 или 1872 год
Мужской дом (буамбрамра) и жилая хижина (таль). Рисунок Миклухо-Маклая, 1871 или 1872 год
1 из 3
CC0 / / Портреты папуасов Новой Гвинеи. Рисунок Миклухо-Маклая, 1872 год
Портреты папуасов Новой Гвинеи. Рисунок Миклухо-Маклая, 1872 год
Портреты папуасов Новой Гвинеи. Рисунок Миклухо-Маклая, 1872 год
2 из 3
CC0 / / Дневник Миклухо-Маклая
Дневник Миклухо-Маклая
Дневник Миклухо-Маклая
3 из 3
Мужской дом (буамбрамра) и жилая хижина (таль). Рисунок Миклухо-Маклая, 1871 или 1872 год
1 из 3
Портреты папуасов Новой Гвинеи. Рисунок Миклухо-Маклая, 1872 год
2 из 3
Дневник Миклухо-Маклая
3 из 3
Матвиец отметил, что в эпоху великих открытий навыками рисования обладали практически все, кто ходил в экспедиции. Помимо профессионального художника сделать наброски мог и капитан, и военные, обучавшиеся черчению, и штурманы, фиксирующие особенности прибрежной полосы и приметных мест, и врачи, и ученые-натуралисты. Любой экспедиционный рисунок в таких условиях обретал большую ценность.

Техзадание для художника

Корабельный художник, принимавший участие в экспедиции, всегда имел четкие инструкции для выполнения поставленной задачи. Заказчиков было несколько – это и Академия художеств, и Академия наук, и военное ведомство.
При этом, по словам Павла, по рисункам судового художника можно легко рассказать о господствовавшем в его время направлении в изобразительном искусстве. Например, в эпоху Просвещения с его классицизмом папуасы могли изображаться похожими на римлян и греков. А в начале XIX века, когда на смену пришел романтизм, морские пейзажи начали приобретать настроение: добавились тревожные облака или волны.
© Public domainБриг "Рюрик" у острова Святого Павла на акварели Логгина Хориса
Бриг Рюрик у острова Святого Павла на акварели Логгина Хориса
Бриг "Рюрик" у острова Святого Павла на акварели Логгина Хориса
Однако у судовых художников не было задачи писать шторм, поэтому их изображения в целом спокойные, не считая тех, что написаны после бури по памяти или наброскам. В отличие от маринистов, которые в основном творили с берега, таких как Иван Айвазовский, в непогоду корабельный художник не рисковал и не выходил на борт с холстом.
"Вообще писать море – это очень сложная задача, мало кому это удается, да и погода меняется очень быстро. Экспедиционные художники – натуралисты, им важно изобразить побольше природных объектов, животных", – отметил специалист.
CC0 / / Морские беспозвоночные. Акварели из альбома П. Н. Михайлова
Морские беспозвоночные. Акварели из альбома П. Н. Михайлова - РИА Новости, 1920, 25.02.2022
Морские беспозвоночные. Акварели из альбома П. Н. Михайлова
При этом художник в экспедиции должен был быть внимательным не только к природе, но и к морской профессии, разбираться в ней, находясь под строгим контролем экипажа и капитана. По мнению историка искусств, этого часто не хватает маринистам.
"Художник действовал в рамках инструкций и границах своего мастерства, поэтому, когда мы смотрим на произведение, конечно, мы видим дух времени, это неизбежно. Но первым и самым суровым цензором всегда был экипаж судна. Капитан в дневнике часто давал оценку работе художника, насколько она точна", – рассказал Павел Матвиец.

Зачем художники на современных кораблях

По словам Павла, даже в советское время известные художники отправлялись в морские экспедиции очень часто. Например, Федор Решетников, написавший картину "Опять двойка", был судовым художником. Он находился в составе экипажа парохода "Челюскин" в 1930-е годы, когда тот терпел крушение.
Такие художники сотрудничали не только с научными учреждениями, но и плавали в составе рыболовецких артелей или торговых, военных судов. Они писали работы, которые потом украшали дома культур и конторы: служили наглядной пропагандой морского труда, манили молодежь в профессию, к дальним берегам.
 Командировка на север Каспийского моря. Виталий Лоянич (справа) с коллегой
Фотохудожник и море: как старший лейтенант ведет летопись Каспийского флота
Несмотря на то что с появлением фотографии практическая потребность в художниках на борту отпала, по мнению историка искусств, в XX веке эта традиция превратилась в самостоятельное и самоценное исследование, которое просто проводится художественными средствами.
В отличие от фототехники, художник способен обобщать и проводить аналитическую работу: из череды отдельных изображений он делает выборку и превращает их в образ. Это дает представление, например, не только о внешнем облике местного жителя, но и раскрывает его психологический портрет, рассказывает о его среде обитания, связях с окружающим миром.
© Фото из личного архиваШторм в Южной Атлантике, 20 февраля 2020 года. Павел Матвиец
Шторм в Южной Атлантике, 20 февраля 2020 года. Павел Матвиец
Шторм в Южной Атлантике, 20 февраля 2020 года. Павел Матвиец
1 из 3
© Фото из личного архиваОстров Маврикий, 2020 год. Павел Матвиец
Остров Маврикий, 2020 год. Павел Матвиец
Остров Маврикий, 2020 год. Павел Матвиец
2 из 3
Тупик, Баренцево море. Павел Матвиец
Тупик, Баренцево море. Павел Матвиец
Тупик, Баренцево море. Павел Матвиец
3 из 3
Шторм в Южной Атлантике, 20 февраля 2020 года. Павел Матвиец
1 из 3
Остров Маврикий, 2020 год. Павел Матвиец
2 из 3
Тупик, Баренцево море. Павел Матвиец
3 из 3
"Художники, так же как ученые, собирают материал: делают десятки маленьких зарисовок, эскизов, этюдов, потом это все обобщают и превращают в живописные полотна. По сути, это художественное произведение, созданное по материалам научной экспедиции", – отметил Павел Матвиец.
Так, рисунки художников Марии Плаховой и Бориса Алексеева, принявших участие в рейсе исследовательского судна "Дмитрий Менделеев" в Океанию в 1976–1977 годах, идут в отчетах экспедиции наряду с научными работами, фотографиями и документальным фильмом.
© Из фондов Музея Мирового океанаВечер на рифах. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, темпера, бумага
Вечер на рифах. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, темпера, бумага
Вечер на рифах. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, темпера, бумага
1 из 5
© Из фондов Музея Мирового океанаПапуа-Новая Гвинея. Резчик по дереву. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, бумага
Папуа-Новая Гвинея. Резчик по дереву. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, бумага
Папуа-Новая Гвинея. Резчик по дереву. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, бумага
2 из 5
© Из фондов Музея Мирового океана Остров Каркар, Океания. Б.В. Алексеев
 Остров Каркар, Океания. Б.В. Алексеев
Остров Каркар, Океания. Б.В. Алексеев
3 из 5
© Из фондов Музея Мирового океанаХижина сборщика кокосов. М.Л. Плахова. 1977
Хижина сборщика кокосов. М.Л. Плахова. 1977
Хижина сборщика кокосов. М.Л. Плахова. 1977
4 из 5
© Из фондов Музея Мирового океанаТропический закат. М.Л. Плахова. 1977
Тропический закат. М.Л. Плахова. 1977
Тропический закат. М.Л. Плахова. 1977
5 из 5
Вечер на рифах. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, темпера, бумага
1 из 5
Папуа-Новая Гвинея. Резчик по дереву. 1977. М.Л. Плахова. Акварель, бумага
2 из 5
Остров Каркар, Океания. Б.В. Алексеев
3 из 5
Хижина сборщика кокосов. М.Л. Плахова. 1977
4 из 5
Тропический закат. М.Л. Плахова. 1977
5 из 5
По словам специалиста, теперь руководитель экспедиции редко думает о том, чтобы включить художника в ее состав. Тем не менее некоторые признают, что такие произведения не только являются самоценным исследованием, но и дают возможность по окончании путешествия еще раз в него окунуться и поделиться на выставках впечатлением от увиденного.
"Рисунки более доступны пониманию человека, в отличии, например, от скучноватых научных выкладок. Пропуская все через себя, художник зарисовывает это так, что оно становится понятно обычному человеку, не связанному с наукой. И выставка становится более интересной широкой публике. А за этим идет определенная романтизация профессии ученого, создание положительного образа науки и путешествий", – подчеркнул историк искусства.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала