Рейтинг@Mail.ru
Как Москва вышла из сумрака
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
1883 год, август, примерно час ночи. Писатель и журналист Владимир Гиляровский выходит от своего друга, художника Павла Яковлева, и направляется в сторону дома по Цветному бульвару. В кармане Гиляровский держит кастет, в сапоге — перочинный нож. Элитным центральным районом Цветной бульвар станет не скоро. Пока это мрачные трущобы, где за целковый могут покалечить или даже убить.
Одна надежда для Гиляровского — что разбойники его не увидят.
Ночь выдалась темная, туманная, непроглядная. И ни одного горящего фонаря.
Тип фонаря: переносной
Сила света: ~ 1 свеча
До XVIII века уличного освещения в Москве не было в принципе. Москва была городом-крепостью, и с наступлением ночи городские ворота закрывали на въезд. Добропорядочные горожане сидели по домам и жгли лучины. Только сторожа, вооружившись колотушкой и фонарем со слюдяными стенками, расхаживали по темным улицам и пугали "лихих людей".
Ответственность за освещение полностью лежала на москвичах. В 1699 году Петр I, вернувшись из путешествия по Европе, издал указ, запрещающий им ходить по городу вечером без своих светильников. Кроме слюдяных для этой цели использовались паюсные и холстинные фонари.
Тип фонаря: масляный
Сила света: ~ 1-2 свечи
Первые в России уличные фонари появились тоже при Петре I, в 1721 году — но в Петербурге. Положение москвичей позже исправила племянница Петра, императрица Анна Иоанновна. По ее указу 25 декабря 1730 года в Москве установили масляные фонари. Удовольствие это было дорогое, поэтому они размещались в Кремле, Китай-Городе, Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе лишь на больших улицах.
К середине XVIII века в столице насчитывалось около 600 уличных фонарей. Сначала они горели только в зимние ночи, по большим праздникам и в лучшем случае до полуночи. Позже был введен "осветительный календарь": свет на улицах зажигали с сентября по май и лишь 18 ночей в месяц, когда не было луны.
Платили за освещение улиц сами жители. С каждого жилого дома в освещенных районах взималась плата от 50 копеек до 1 рубля 25 копеек. Для сравнения — за рубль можно было купить чуть больше ведра водки или проехать 200 километров в почтовой карете.
Впрочем, света масляные фонари давали немного, да и площадь освещения была совсем небольшая: в центре фонари ставили через каждые 10 саженей (21 метр), а в остальных частях города через каждые 15-20 саженей. К тому же фонарщики, которых набирали из числа обычных горожан, регулярно воровали конопляное масло к своему обеденному столу. Фонарные столбы же специально красили так, чтобы их было видно даже при тусклом свете. Стенки фонарей были стеклянными: по указу 1730 года было запрещено использовать слюдяные, паюсные и холстинные.
Принцип работы масляного фонаря
К полосатому деревянному столбу с помощью кронштейнов крепились четырех- или шестигранные фонари с плошкой для масла, которым пропитывался фитиль
Подписи:
Фонарщик:
Инвентарь: лестница, кувшин с маслом и зажигательный фонарь
Система контроля:
Специально назначенный "хожалый по фонарям" пешком проходил по маршруту и проверял, горят ли фонари
Тип фонаря: масляный, спирто-скипидарный, керосиновый, газовый
Сила света: ~ 8-12 свечей
К началу столетия на улицах Москвы горело уже 6000 фонарей. Обязанности по освещению улиц были возложены на пожарных, а они входили в городскую полицию, так что фонари стали называть полицейскими. Осветительные материалы теперь строго контролировались, а масло стало несъедобным, так как в него начали добавлять скипидар.
Фонари теперь горели дольше — до 2-3 часов ночи, но все еще зажигались строго по графику, хотя с 1842 года фонари зажигали уже на 24 ночи в месяц. В остальное время жителям столицы нужно было довольствоваться светом луны. Если же по календарю ночь считалась лунной, но самой луны не было видно из-за плохой погоды — что ж, значит, москвичам просто не повезло.
Можно опять нарисовать Гиляровского гифкой с жестом Траволты и с баблом-цитатой: "По случаю лунной ночи, по правилам думского календаря, хотя луны и не видно на самом деле, уличные фонари всей Москвы погашены".
Постепенно вводили разные усовершенствования, например трехсторонний металлический отражатель. Увеличивали количество фитилей — с одного до трех. Пробовали разные горючие материалы: лампадное масло, чистый хлебный спирт, смесь спирта со скипидаром.
В 1851 году масляные фонари на главной улице столицы —Тверской — заменили на спиртовые. Изменилась и работа фонарщиков. Теперь осветительная жидкость хранилась в специальном депо, которым руководил присяжный смотритель. Фонарщики обязаны были каждый день являться туда за наполненными лампами, а затем разносить их по местам в ящиках, которые крепились на коромысла.
Принцип работы спирто-скипидарного фонаря
Уличные фонари имели шестигранную форму и крепились на кронштейне или к столбу так, чтобы их было удобно снимать. Осветительную жидкость наливали в лампу с фитилем, который мог оставаться в лампе до семи дней без перемены
Фонарщик
Инвентарь: лестница, зажигательный фонарь
Система контроля
Присяжный смотритель (заведовал инструментами и осветительными материалами, руководил фонарщиками)
В 1862 году в столице было 2282 спиртовых фонаря. Годом позже были объявлены очередные торги на улучшение освещения. Выиграл их француз Боаталь, который предложил керосиновую лампу. В итоге все спирто-скипидарные и масляные фонари в Москве заменили на керосиновые.
С ростом количества фонарей и качества освещения Москва все больше оживала, принимала европейский вид. Витрины магазинов выглядели пышнее и привлекательнее, горожане принялись чаще наряжаться и выходить в свет. Разбойникам и ночным воришкам стало сложнее "работать".
Принцип работы керосинового фонаря
Как и в масляном фонаре: в емкость заливали горючее вещество (в данном случае керосин) и поджигали фитиль. Фитиль нужно было установить так, чтобы фонарь давал достаточно света и не коптил. Кроме того, керосиновые фонари оборудовали рефлекторами для увеличения силы света
Фонарщик:
Инвентарь: лестница, спички
Система контроля:
В середине XIX века на улицах столицы появились газовые фонари с холодным, зеленовато-белым светом (масляные и керосиновые давали более теплый, желтоватый оттенок). В 1865 году городские власти подписали 30-летний контракт с английской фирмой "А. Букье и Н. Д. Гольдсмит", предложившей самую низкую цену на устройство газового освещения. Англичане построили газовый завод и даже установили 3170 фонарей, но в итоге разорились. Газовое освещение не пользовалось популярностью у москвичей. Горожане долгое время боялись газа и не понимали, как может гореть воздух без фитиля.
Кроме того, во второй половине столетия в Москве начались первые эксперименты с электрическими лампами. Впервые они были опробованы в 1856 году в Лефортовском дворце в день коронации императора Александра II. Московский Кремль был иллюминирован шкаликами — стаканчиками, наполненными маслом или салом с горящим фитилем.
Иллюминация Большого театра в день коронации императора Александра II
В 1876 году русский изобретатель Павел Яблочков придумал свой вариант электрической дуговой лампы простой конструкции. Первые сто фонарей со "свечами Яблочкова" установили в столице в 1880 году. Спустя три года в честь коронации Александра III в Москве устроили первую электрическую иллюминацию, для которой закупили в Америке 3500 ламп Эдисона. Они украсили колокольню Ивана Великого.
Тип фонарей: керосиновые, газовые, электрические
Сила света: ~ 25-5000 свечей
В начале XX века система газового освещения претерпела значительные изменения. В 1904 году все газовые фонари Москвы были оборудованы калильными сетками — специальными "колпачками", которые накалялись от пламени и начинали светиться, благодаря чему фонари горели в 4-5 раз ярче. Кроме того, в 1905 году газовый завод перешел в собственность города. Газовое освещение стало стоить дешевле, распространилось далеко за пределы Садового кольца и успешно конкурировало с электрическим.
Принцип работы газового фонаря
Инвертные газокалильные фонари были подвешены на кронштейне и светили вниз. Осветительные краны и длинный шест давали фонарщикам возможность прямо с мостовой выключать часть горелок во второй половине ночи
Фонарщик:
Инвентарь: шест
Система контроля:
В 1912 году в Москве наконец появился единый отдел по управлению городским освещением, который разработал проект улучшения освещения города. До 1910 года улицы Москвы освещали фонари с дуговыми лампами, затем за границей стали закупать лампы накаливания с металлической нитью — к 1913 году число последних превысило дуговые втрое. Но Первая мировая война, революция и Гражданская война практически разрушили систему городского освещения.
Только в декабре 1920 года Владимир Ильич Ленин эффектно презентовал в Большом театре план ГОЭЛРО, который дал официальный старт электрификации всей страны. На сцене театра висела карта, где лампочками были отмечены места строительства 30 будущих крупных электростанций. Чтобы зажечь эти лампочки, пришлось отключить все источники энергии в Кремле.
Участники комиссии по разработке плана ГОЭЛРО К.А. Круг, Г.М. Кржижановский, Б.И. Угримов, Р.А. Ферман, Н.Н. Вашков, М.А. Смирнов
"...въехал я в Москву ночью. Это было в конце сентября 1921-го года. По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную столицу..."
Михаил Булгаков, "Сорок Сороков"
Последние газовые и керосиновые фонари в столице уступили место электрическим лишь в начале 1930-х годов, после реорганизации столичного хозяйства. Обслуживание уличных фонарей, а также освещение зданий, витрин и магазинов полностью перешло тресту "Мосгорсвет". В это время в столице была создана независимая высоковольтная сеть наружного освещения.
Принцип работы электрического фонаря
За освещение города отвечал большой штат электромонтеров, которые ежедневно включали и выключали около двух тысяч рубильников. Свет включали последовательно: от центра города к окраинам, а отключали в обратном порядке
Электромонтер
Инвентарь: "когти" с поясом или лестница
Система контроля:
В 1936 году электромонтеры получили в пользование первые автовышки, а в 1941-м была разработана система централизованного телемеханического управления, позволяющая включать и выключать городские фонари за несколько секунд. Разрабатывали ее в военных целях для обеспечения светомаскировки в случае войны. Сигнал передавался с помощью кабельной телефонной сети. В специальных зданиях с глубокими подвалами были оборудованы диспетчерские пункты: семь районных и один центральный.
С началом Великой Отечественной войны город погрузился во мрак. В Москве объявили режим полного затемнения, а главной задачей "Мосгорсвета" стало обеспечение светомаскировки города. Сотрудники предприятия держали город в спасительной темноте, предотвращая провокации и диверсии. Свет вернулся в город только 30 апреля 1945 года — для москвичей этот день стал настоящим праздником и знаком скорой победы.
Да будет свет, веселый яркий, наш первый вечер торжества.
Открыла площади и парки не затемненная Москва.
Перекликаются в беседе московских улиц фонари —
Один другому о победе сигнализируют они.
Самуил Маршак
После войны наступило время совершенствования технологий. Лампы накаливания, использовавшиеся в фонарях в то время, освещали улицы ярким, близким к солнечному светом, но были весьма неэкономичны. После экспериментов с ртутными и натриевыми лампами в 1954 году "Мосгорсвет" сделал ставку на люминесцентные энергоэффективные светильники, однако выяснилось, что такие лампы боятся мороза и плохо горят при минусовой температуре. В 1960-70-х для уличного освещения начали использовать газоразрядные ртутные лампы высокого давления, которые давали голубовато-белый свет.
ВРЕЗ: Во времена Хрущевской оттепели в Москве "пересаживали" фонари в попытке сэкономить расход электроэнергии. В результате на перенос столбов потратили чуть ли не больше средств, чем требовалось ранее на освещение
В 1975 году на Охотном ряду (тогда проспект Карла Маркса) и Лубянке (бывшая площадь Дзержинского) появилось 460 светильников с натриевыми лампами высокого давления, удививших москвичей непривычным оранжевым оттенком. Сейчас в городе около 70% светильников с этим типом ламп.
Тип фонарей: газорядные, светодиодные
Сила света: ~ 1000-5000 свечей
В 1999 году было организовано предприятие "Моссвет", которое выполняет функцию городского заказчика. В 2007 году им была разработана общая концепция единой светоцветовой среды города. Кроме того, в 2010 году в Москве появились первые светодиодные светильники, которые позволяют экономить энергию и создают естественное освещение.
Врез: Интенсивность излучения или цветовая температура современных московских фонарей равна 2700-3000 кельвинов, что является наиболее комфортным показателем, максимально приближенным к солнечному свету
Сейчас Москва наряду с Токио, Лондоном, Парижем и Нью-Йорком входит в пятерку самых освещенных городов мира. Удерживать этот титул помогает почти миллион светильников.
Уличные фонари в столице включаются вечером, время их работы зависит от сезона и погодных условий. С наступлением холодов освещение работает дольше. Если в Москве пасмурно, идет сильный ливень или снегопад, подсветку на городских объектах и фонари на улицах включают раньше, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пешеходов и автомобилистов.
Кроме уличных фонарей путь москвичам освещает архитектурно-художественная подсветка зданий, но горит она не всю ночь. В 23.00 отключается подсветка жилых многоквартирных домов. Ровно в полночь перестают подсвечиваться административные здания, часом позже — вестибюли станций московского метрополитена. Последними, в три часа ночи, "выключаются" мосты, расположенные в центре города.
Уже сейчас в ряде районов столицы работают так называемые "умные" фонари, которые хоть и не умеют разговаривать, но могут включаться группами и регулировать свою яркость. Светодиодные светильники в этих фонарях потребляют в два раза меньше электроэнергии, чем их предшественники, и имеют срок службы примерно 12-15 лет. В прошлом году в Москве уже установили около 50 тысяч таких умных фонарей.
Принцип работы умного фонаря
К корпусу светильника крепится специальный модуль, который контролирует работоспособность фонаря, наличие электроснабжения, яркость лампы. С его помощью специалисты в диспетчерском центре могут управлять освещением
Фонарщики:
Электромонтеры (АО "Мосгорсвет") и диспетчеры (Единый диспетчерский центр (ОЭК)
Инвентарь: светильники, лампы, кабель, изолента, телескопическая вышка
Система контроля:
Управлять умными фонарями и подсветкой можно дистанционно, отслеживая не только интенсивность освещения, но и возможные поломки. С 2015 года эксплуатацией объектов наружного освещения в Москве занимается АО "Объединенная энергетическая компания" (ОЭК). Тогда и была создана центральная диспетчерская, откуда можно следить за всеми объектами освещения из одного места, включать и выключать их нажатием нескольких кнопок на мониторе компьютера.
Еще одной важной составляющей современного наружного освещения Москвы можно считать подсветку архитектурных памятников. Цель ее чаще всего более эстетическая, нежели утилитарная, она придает городу особый ночной шарм.
89 МВт — мощность наружного освещения
16 МВт — мощность подсветки архитектурных памятников
360 млн кВт/ч тратится ежегодно на наружное освещение
36 млн кВт/ч на подсветку
Задача светотехников — создать единую гармоничную среду и избежать светового загрязнения. Поэтому при разработке вечернего освещения для конкретного здания учитывается множество факторов:
Например, в границах Садового кольца на фасадах зданий в основном работают светильники золотистого спектра – эта концепция визуально объединяет объекты внутри пространства. А вот в освещении объектов в пределах Бульварного кольца, наоборот, преобладают оттенки нейтрального белого цвета. Эта схема, в частности, служит отсылкой к историческому прошлому Москвы, а именно – к Белому городу, по границам которого и проходит Бульварное кольцо.
Здание Белорусского вокзала
Высотка на Котельнической набережной
Андреевский железнодорожный мост
Отдельная светоцветовая концепция освещения реализована и на главной центральной улице Москвы — Тверской. Здесь на фасадах исторических зданий установлено специальное оборудование, с помощью которого подсветку фасадов при необходимости можно менять с привычного золотистого на красный, синий или другой оттенок. Обычно палитру освещения изменяют в общегородские выходные или во время масштабных праздников, например на Новый год или День Победы. Подсветка положительно влияет на настроение москвичей и гостей города и к тому же служит дополнительным украшением столицы.
Источники:
Проект подготовлен при участии комплекса городского хозяйства г. Москвы
Благодарим директора музея "Огни Москвы" Наталью Потапову за помощь в подготовке материала
МИА "Россия сегодня", 2021 год
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала