Рейтинг@Mail.ru
Робер Лепаж: современная "культура отмены" превращается в цензуру - РИА Новости, 09.12.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Робер Лепаж: современная "культура отмены" превращается в цензуру

© Фото : пресс-служба Театра нацийРобер Лепаж
Робер Лепаж - РИА Новости, 1920, 09.12.2021
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 9 дек — РИА Новости, Анна Нехаева. В Театре наций — одна из главных декабрьских премьер: "Мастер и Маргарита" канадского режиссера Робера Лепажа. Грим и спецэффекты фантастические. И состав звездный — Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий.
Перед премьерой Лепаж рассказал в интервью РИА Новости о том, чем российские зрители отличаются от канадских, что самое сложное в работе над таким материалом, как использовали опыт воркшопа, в чем опасность "культуры отмены" и почему важно отделять автора от его произведений.
— Как по-вашему — роман "Мастер и Маргарита" не устарел?
— Не думаю. На мой взгляд, это уникальная книга о человеческом опыте и отношениях, а не только о конкретном историческом периоде. Роман о творческой свободе, о том, как артист должен выражать себя. Ради этого и затевали проект.
© Фото : пресс-служба Театра нацийРепетиция
Репетиция - РИА Новости, 1920, 08.12.2021
Репетиция
В определенном смысле роман "Мастер и Маргарита" с его религиозными отсылками — как Библия. В книге много вещей, моментов и подтем, изучая которые получаешь огромное удовольствие как читатель и как зритель.
— В своих проектах вы нацелены создавать новый театральный язык или опираться на классические приемы трактовки сюжета?
— Если говорить об этой постановке, то публике, вероятнее всего, она покажется классической интерпретацией. Я иностранец, поэтому с большим уважением отнесся к первоисточнику и с воодушевлением работал над проектом. Роман — не часть моей культуры, а то, во что я сам себя погрузил.
© Фото : пресс-служба Театра нацийЛепаж во время примерки костюмов к постановке
Примерка - РИА Новости, 1920, 08.12.2021
Лепаж во время примерки костюмов к постановке
Ставить "Мастера и Маргариту непросто. Надо решить множество вопросов — например, как показать магию. Думаю, мы нашли новые подходы к тому, как интерпретировать и представить это волшебство аудитории. А именно — с помощью спецэффектов. Они привносят нечто поэтическое.
— Роман довольно сложный. Вы упрощали повествование для современного зрителя? Ведь фокус внимания у аудитории сейчас не такой, как 15-20 лет назад.
— Это нелегко: приходится адаптировать книгу, но не хочется слишком ее упрощать. Ведь материал такой насыщенный!
У нас были читки в Москве — причем самого романа, не адаптации. Мы много спорили, обсуждали, что обязательно должно войти в спектакль, а что можно сократить. И все ли персонажи достойны появления на сцене.
© Фото : пресс-служба Театра нацийХаматова и Миронов на репетиции
Репетиция - РИА Новости, 1920, 08.12.2021
Хаматова и Миронов на репетиции
Конечно, преданные фанаты Булгакова найдут несоответствия, но мы старались сохранить дух книги.
Самое сложное в постановке "Мастера и Маргариты" — сокращать и отбирать важное, решать, кто из героев главный. Ведь все истории в романе перекликаются между собой. Если убираешь одну сцену, надо придумать, как скорректировать другие сюжетные линии.
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра наций

Актеры и режиссер на репетиции спектакля

Актеры на репетиции спектакля Театра наций Мастер и Маргарита в постановке Робера Лепажа

Актеры и режиссер на репетиции спектакля

1 из 3
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра наций

Актеры и Лепаж на репетиции "Мастера и Маргариты"

Актеры на репетиции спектакля Театра наций Мастер и Маргарита в постановке Робера Лепажа

Актеры и Лепаж на репетиции "Мастера и Маргариты"

2 из 3
© Фото : Пресс-служба Театра нацийСпектакль "Мастер и Маргарита" в Театре наций
Спектакль Мастер и Маргарита в Театре наций
Спектакль "Мастер и Маргарита" в Театре наций
3 из 3

Актеры и режиссер на репетиции спектакля

1 из 3

Актеры и Лепаж на репетиции "Мастера и Маргариты"

2 из 3
Спектакль "Мастер и Маргарита" в Театре наций
3 из 3
— Как проходили репетиции — учитывая, что актеры играют на русском? Наверное, сложно ставить им задачу, основываясь на переводе?
— Вся команда артистов невероятно талантлива. Они меня очень поддерживали и обсуждали между собой, как лучше представить тот или иной фрагмент.
Конечно, я не мог помочь им с лингвистическими моментами, но чувствовал их энергию и общую атмосферу. Это был коллективный творческий процесс.
© Фото : пресс-служба Театра нацийЛепаж во время примерки костюмов
Примерка - РИА Новости, 1920, 08.12.2021
Лепаж во время примерки костюмов
Он отличался от традиционной схемы, когда режиссер приходит с пьесой и командует, что и как сыграть. У нас все вырастало из формата воркшопа: каждый привносил собственное видение.
— Вы сразу представляли Евгения Миронова в роли Мастера, Чулпан Хаматову — в образе Маргариты и других актеров в их партиях?
— Я не знал всех артистов, видел только Чулпан в некоторых постановках. Евгений стал для меня отличным гидом. Что-то определилось во время читок: каждый артист в спектакле играет шесть-семь разных персонажей. Это и большие партии, и поменьше — настоящий ансамбль.
© Фото : пресс-служба Театра нацийМиронов и Хаматова на примерке костюмов к спектаклю
Примерка - РИА Новости, 1920, 08.12.2021
Миронов и Хаматова на примерке костюмов к спектаклю
— Что можете сказать о российской аудитории? И в чем главная сложность постановки для русского зрителя?
— Всегда немного завидовал тому, какая в России публика. Канада — великолепная страна, но молодая, и история культуры у нас не такая богатая.
Не знаю, идет ли это с советских времен, но в Москве люди очень образованны. Я встречаюсь со студентами, сталкиваюсь с людьми в ресторанах, и многие говорят: "О, знаю, вы канадский режиссер".
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра нацийАктеры на репетиции спектакля Театра наций "Мастер и Маргарита" в постановке Робера Лепажа
Актеры на репетиции спектакля Театра наций Мастер и Маргарита в постановке Робера Лепажа
Актеры на репетиции спектакля Театра наций "Мастер и Маргарита" в постановке Робера Лепажа
1 из 4
© Фото : Пресс-служба Театра Наций

Спектакль "Мастер и Маргарита" в Театре наций

Спектакль Мастер и Маргарита в Театре Наций

Спектакль "Мастер и Маргарита" в Театре наций

2 из 4
© Фото : Пресс-служба Театра наций

Спектакль "Мастер и Маргарита"

Спектакль Мастер и Маргарита в Театре наций

Спектакль "Мастер и Маргарита"

3 из 4
© Фото : предоставлено пресс-службой Театра Наций

Актеры на репетиции спектакля "Мастер и Маргарита" в постановке Робера Лепажа

Актеры на репетиции спектакля Театра Наций Мастер и Маргарита в постановке Робера Лепажа

Актеры на репетиции спектакля "Мастер и Маргарита" в постановке Робера Лепажа

4 из 4
Актеры на репетиции спектакля Театра наций "Мастер и Маргарита" в постановке Робера Лепажа
1 из 4

Спектакль "Мастер и Маргарита" в Театре наций

2 из 4

Спектакль "Мастер и Маргарита"

3 из 4

Актеры на репетиции спектакля "Мастер и Маргарита" в постановке Робера Лепажа

4 из 4
Хотел бы я, чтобы и в Канаде была такая аудитория! Но нам еще надо подтянуть образованность.
А для российской публики можно делать более сложные проекты, с несколькими смыслами и референсами к ранним классическим вещам. Здесь люди жадны до новых идей, у них широкий кругозор и большой интерес к театру.
Знакомые режиссеры и продюсеры пугали: в России зрители так "насмотрены", что, если им не нравится постановка, через десять минут они просто могут встать и выйти из зала. Постараюсь, чтобы такого не случилось.
— Как вы пришли к идее такого визуального воплощения — со спецэффектами, проекциями, гримом? Замысел возник от слова или от пространства?
© Фото : пресс-служба Театра нацийХаматова и Миронов на репетиции
Репетиция - РИА Новости, 1920, 08.12.2021
Хаматова и Миронов на репетиции
— У меня собственная студия в Квебеке. С актерской командой "Мастера и Маргариты" мы пару недель репетировали там, создали своеобразную игровую комнату. Пробовали разные вещи со светом, видео, предметами интерьера, технологиями.
Но представление о финальном воплощении пришло позже: мы просто позволили пьесе органично сформировать пространство на основе наших репетиций.
— Как вы считаете, движения #MeToo, Black Lives Matter влияют на творческий фон и тон постановок?
Протесты в Нью-Йорке - РИА Новости, 1920, 08.12.2021
— Все эти движения важны, они меняют наши отношения в рабочем пространстве — от репетиционных залов до взаимодействия режиссеров и актеров. Но существует и негативная сторона: "культура отмены". Это грустно.
Во французском есть слово "balancier" (маятник. — Прим. ред.). Сейчас он на одном краю — "культура отмены" беспощадна, она зашла чересчур далеко. Надеюсь, со временем маятник вернется на середину.
Например, Национальный балет Канады теперь не может ставить "Белоснежку". Или в Квебеке артистам нельзя курить на сцене.
"Культура отмены" превращается в цензуру. А искусство должно быть свободным.
Уличное украшение к Новому году с персонажем из сказки Щелкунчик - РИА Новости, 1920, 24.11.2021
В Берлине отменили балет "Щелкунчик" из-за расизма
Необходимо создавать культуру будущего, изменять ту историю, за которую мы отвечаем, а не переписывать прошлое. Из него мы можем только извлекать уроки.
— Всем известны скандалы с Вуди Алленом или Джоан Роулинг. Нужно ли отделять творцов от их произведений?
— Абсолютно! Мы должны помнить те времена, когда смотрели фильмы Аллена до скандалов. Его картины имели большое социальное значение, меняли ментальность общества. Нельзя сделать вид, что этого не было.
© Фото предоставлено компанией "Иноекино"

Вуди Аллен и Мэрил Стрип в фильме "Манхэттен"

Вуди Аллен и Мэрил Стрип в фильме Манхэттен. Фото предоставлено компанией Иноекино

Вуди Аллен и Мэрил Стрип в фильме "Манхэттен"

1 из 2
© AP Photo / Invision/ Joel RyanАнглийская писательница Джоан Роулинг
Английская писательница Джоан Роулинг
Английская писательница Джоан Роулинг
2 из 2

Вуди Аллен и Мэрил Стрип в фильме "Манхэттен"

1 из 2
Английская писательница Джоан Роулинг
2 из 2
Если вы хотите просто обвинить режиссера или писателя — другой вопрос. Но в целом, думаю, не стоит проецировать проступки человека на его работу и на то хорошее, что он делал.
Конечно, есть связь между автором и произведениями. Но не надо обманывать себя, зная, какие эмоции вы испытывали, когда смотрели или читали его работы.
— Вы следите за творчеством кого-то из коллег?
— Мне очень нравятся проекты Кэти Митчелл в разных странах, но, кажется, она еще ничего не ставила в Москве (поставила на сцене Большого театра оперу Генделя "Альцина" и получила за нее в 2019-м премию "Золотая маска". — Прим. ред.). Она работает в современных техниках, создает новый театральный словарь. При этом ее база — система Станиславского. Обученная по традиционным программам, Митчелл ярко отображает происходящее сегодня, и это вдохновляет.
© Фото : Пресс-служба Большого театра/Дамир Юсупов

Фрагмент оперы Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

Премьера оперы Альцина

Фрагмент оперы Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

1 из 5
© Фото : Пресс-служба Большого театра/Дамир Юсупов

Опера Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

Премьера оперы Альцина

Опера Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

2 из 5
© Фото : Пресс-служба Большого театра/Дамир Юсупов

Сцена из оперы Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

Премьера оперы Альцина

Сцена из оперы Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

3 из 5
© Фото : Пресс-служба Большого театра/Дамир Юсупов

Опера "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

Премьера оперы Альцина

Опера "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

4 из 5
© Фото : Пресс-служба Большого театра/Дамир Юсупов

Сцена из оперы Генделя "Альцина" в ГАБТе. Постановка Кэти Митчелл

Премьера оперы Альцина

Сцена из оперы Генделя "Альцина" в ГАБТе. Постановка Кэти Митчелл

5 из 5

Фрагмент оперы Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

1 из 5

Опера Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

2 из 5

Сцена из оперы Генделя "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

3 из 5

Опера "Альцина" в Большом театре. Постановка Кэти Митчелл

4 из 5

Сцена из оперы Генделя "Альцина" в ГАБТе. Постановка Кэти Митчелл

5 из 5
— А с кем актеров хотели бы поработать?
— Их очень много! Почему-то я ни разу не ставил спектакли с американским артистами. Однажды мне предлагали сотрудничать с Аль Пачино, но не сложилось. Всегда хотелось осуществить проект с кем-то из нью-йоркских театральных актеров — тех, кто позднее сделал карьеру в Голливуде. Или, например, с Кейт Бланшетт — она удивительная на сцене, хотя большинство знает ее по кинофильмам.
© AP Photo / Bob Galbraith

Актер Аль Пачино, получивший "Оскар" как лучший актер за роль в фильме "Запах женщины"

Актер Аль Пачино, получивший Оскар, как лучший актер, за роль в фильме Запах женщины

Актер Аль Пачино, получивший "Оскар" как лучший актер за роль в фильме "Запах женщины"

1 из 2
© AP Photo / Invision/ Joel C RyanАвстралийская актриса Кейт Бланшетт
Австралийская актриса Кейт Бланшетт
Австралийская актриса Кейт Бланшетт
2 из 2

Актер Аль Пачино, получивший "Оскар" как лучший актер за роль в фильме "Запах женщины"

1 из 2
Австралийская актриса Кейт Бланшетт
2 из 2
— Есть в планах другие российские проекты?
— Мы в процессе переговоров с Евгением — всегда ищу повод с ним посотрудничать. Но пока он очень занят в Театре наций, и у меня свой театр в Квебеке. Сейчас все ждут, когда ситуация с пандемией пойдет на спад и будет проще строить планы. Конечно, надеюсь вернуться в Россию на фестивали с новыми постановками. И точно хочу опять поработать с российскими артистами.
Премьерный блок постановки "Мастер и Маргарита" пройдет в Театре наций с 9 до 11 декабря.
Евгений Миронов в спектакле Мастер и Маргарита Театра наций  - РИА Новости, 1920, 01.12.2021
"Мастер и Маргарита" в Большом и Театре наций: эти и другие яркие премьеры
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала