Рейтинг@Mail.ru
Марина Лошак: на нашу новую выставку выбирали вещи буквально пинцетом - РИА Новости, 09.11.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Марина Лошак: на нашу новую выставку выбирали вещи буквально пинцетом

© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкГлавные залы ГМИИ им. А. С. Пушкина после реэкспозиции
Главные залы ГМИИ им. А. С. Пушкина после реэкспозиции - РИА Новости, 1920, 09.11.2021
Читать ria.ru в
МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости, Анна Нехаева. В Пушкинском музее открылся масштабный проект "Бывают странные сближенья…" — новый взгляд на коллекцию ГМИИ и историю искусства вообще. На выставке — вещи из постоянной экспозиции, редкие предметы из запасников и других собраний, которые вступают в диалог друг с другом и превращают залы в игровое пространство. Посетителям предложат найти сходство в изображениях драпировок на средневековых иконах с уловками кубистов, проследить, как Мадонна Энгра превратилась в "Черный квадрат" Малевича.
Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак рассказала в интервью РИА Новости, как создавалась эта выставка-игра, почему музей провел реэкспозицию до переезда, что интересует современных зрителей и покажут ли в Москве Арчимбольдо.
Как возникла идея выставки "Бывают странные сближенья…"?
— Это абсолютно уникальный проект. Я подумала, что сейчас, когда мы так замучены пандемией, так осторожны, когда нам не хватает эмоций, живости, смены впечатлений, важно, чтобы музей возбудил все эти чувства в человеке и дал возможность изменить парадигму жизни.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкВыставка "Бывают странные сближенья..."
Выставка Бывают странные сближенья... - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Выставка "Бывают странные сближенья..."
Жан-Юбера Мартена знают в России благодаря его кураторству Третьей Биеннале современного искусства, одного из самых нашумевших и визионерских проектов. Он также был одним из кураторов с французской стороны выставки "Москва — Париж".
Однажды в командировке я оказалась на его выставке Carambolage в Гран-Пале. Она меня поразила, потрясла и ввергла в состояние счастья. Я почувствовала дыхание, лишенное стереотипов, внутреннюю свободу.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Куратор Жан-Юбер Мартен на открытии выставки "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени Пушкина в Москве

Куратор Жан-Юбер Мартен на открытии выставки Бывают странные сближенья... в ГМИИ имени Пушкина в Москве.

Куратор Жан-Юбер Мартен на открытии выставки "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени Пушкина в Москве

1 из 2
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Куратор Жан-Юбер Мартен выступает на открытии выставки "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени Пушкина в Москве

Куратор Жан-Юбер Мартен выступает на открытии выставки Бывают странные сближенья... в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Куратор Жан-Юбер Мартен выступает на открытии выставки "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени Пушкина в Москве

2 из 2

Куратор Жан-Юбер Мартен на открытии выставки "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени Пушкина в Москве

1 из 2

Куратор Жан-Юбер Мартен выступает на открытии выставки "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени Пушкина в Москве

2 из 2
Ощущение Мартена совпадает с моим: мир искусства непрерывен, это общее поле. И чтобы его увидеть таковым, надо обладать определенной свободой и смелостью.
На той выставке соседствовали вещи разных периодов, жанров, они существовали рядом по разным причинам. В экспозиции не было этикеток: информацию поместили в определенном месте, куда ты подходил уже после просмотра зала. Это был вдохновляющий проект.
Как думаете, для современного зрителя подобные проекты интереснее?
— Я считаю такую выставку важной для сегодняшнего состояния, когда мы стараемся шире видеть, менять парадигмы увиденного, менять оптику.
И я пригласила Мартена сделать проект на базе нашего собрания — такое "сочинение на вольную тему".
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Посетительница на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

Посетительница на выставке Бывают странные сближенья... в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Посетительница на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

1 из 2
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Посетительница фотографирует картину на выставке "Бывают странные сближенья..."

Посетительница на выставке Бывают странные сближенья... в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Посетительница фотографирует картину на выставке "Бывают странные сближенья..."

2 из 2

Посетительница на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

1 из 2

Посетительница фотографирует картину на выставке "Бывают странные сближенья..."

2 из 2
Занимались этим четыре года: он ознакомился с большим количеством наших вещей, путешествовал по культурным институциям России, Франции и других мест. Из них скрупулезно, буквально пинцетом, выбирали то, что помогло бы произведениям из нашей коллекции рассказать определенные истории.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкСокуратор выставки Александра Данилова, директор ГМИИ Марина Лошак на открытии выставки "Бывают странные сближенья..."
Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак (справа) на открытии выставки Бывают странные сближенья... в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Сокуратор выставки Александра Данилова, директор ГМИИ Марина Лошак на открытии выставки "Бывают странные сближенья..."
Довольны результатом?
— Это выставка-игра, от которой нельзя требовать строгого следования истории искусств. Она — об истории человеческого воображения.
Проект большой, много тем и условных коридоров, по которым можно пройтись. Выставка занимает почти весь второй этаж здания. Там около 300 экспонатов только из нашего собрания!
На протяжении полугода ГМИИ будет с разных ракурсов показывать нашу коллекцию. Первый этаж я бы описала как "выставка вещей из постоянной экспозиции". Потому что по завершении следующего года мы опять все переделаем — уже по новым принципам.
Для меня самой это интересно: на первом и втором этажах вещи из нашего собрания будут по-разному работать.
В чем еще специфика проекта?
— Нет этикеток, текстов — только названия тем, которые очевидны и дают много ключей к пониманию. Но у каждого будет доступ к этикеткам — на специальном сайте выставки martin.pushkinmuseum.art, адрес которого указан на билете, представлена карта экспозиции и брошюра с дополнительной информацией. Брошюра в печатном виде есть также в музейном магазине.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Посетительницы на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

Посетительницы на выставке Бывают странные сближенья... в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Посетительницы на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

1 из 2
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Посетитель на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

Посетитель на выставке Бывают странные сближенья... в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Посетитель на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

2 из 2

Посетительницы на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

1 из 2

Посетитель на выставке "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве

2 из 2
Это свободная прогулка, в которой человек не просто знакомится с музеем, но и становится путешественником по миру искусства.
Много работ из зарубежных собраний? Были ли трудности с транспортировкой в связи с пандемией?
— На выставке работы из 63 коллекций. Мы брали поштучно то, что нам нужно. Я во время монтажа по многу раз в день поднималась, просто чтобы вдохновиться происходящим.
Конечно, трудно в пандемию. Случаются неожиданности. Например, в намеченный день к нам не пришел транспорт, потому что таможенник заболел, закрыли весь таможенный пункт. Транспорт прибыл на сутки позже. Ты зависишь сейчас от разных мелочей. Но все стараются, хранители и кураторы приезжают, чтобы передать произведения.
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкДиректор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак перед началом презентации выставки "Сиена на заре Ренессанса" в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак перед началом презентации выставки Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак перед началом презентации выставки "Сиена на заре Ренессанса" в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве
Что бы вы лично выделили в проекте?
— Это неправильно — что-то выделять. Каждая вещь играет определенную роль, как на сцене. Здесь нет солистов.
Многие, посещавшие залы на первом этаже, которые мы открыли после трансформации, сожалели, что не видели каких-то предметов из постоянной экспозиции. Так вот все они — на втором этаже, у Мартена!
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкВыставка "Бывают странные сближенья..."
Выставка Бывают странные сближенья... - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Выставка "Бывают странные сближенья..."
А после закрытия выставки экспозиция на втором этаже опять поменяется. Самые важные вещи окажутся на первом, остальные — в хранилище или поедут на другие выставки.
Кстати, о реэкспозиции. Как возникла эта идея и почему она была необходима?
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкПосетительница в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве после реэкспозиции
Посетительница в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве после реэкспозиции - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Посетительница в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве после реэкспозиции
— Это было связано с тем, что почти весь следующий год будет заполнен большими выставками: проект Жан-Юбера Мартена, потом проект, посвященный коллекции братьев Морозовых. Именно это и стало основным триггером осуществившегося.
Мы решили сделать реэкспозицию, добавить французское, итальянское искусство XVII-XVIII веков, пригласили французского сценографа и историка искусств Патрика Уркада.
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкПосетители в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве после реэкспозиции
Посетители в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве после реэкспозиции. - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Посетители в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве после реэкспозиции
Было непросто — сотрудники музея и сейчас привыкают. Но у нас скоро открытие нового здания Галереи старых мастеров. Нужно понимать, что с искусством можно работать по-разному.
Мы живем, когда необходимость изменений диктует развитие наших нейросетей. Ничто не бывает навсегда — и это хорошая новость. Надо стараться с этим жить.
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкГлавные залы ГМИИ имени А. С. Пушкина после реэкспозиции
Главные залы ГМИИ им. А. С. Пушкина после реэкспозиции - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Главные залы ГМИИ имени А. С. Пушкина после реэкспозиции
Как движется строительство музейного городка? Какие работы и где сейчас ведутся?
— Строить очень тяжело, не передать словами насколько. Но все идет по плану: в конце 2023-го мы откроем депозитарий, выставочное пространство, реставрационное.
Сразу вслед за этим — Галерею импрессионистов и постимпрессионистов, затем — Галерею старых мастеров и Дом текста.
© РИА Новости / Светлана ЯнкинаБюро британского архитектора Нормана Фостера представило обновленный проект реконструкции ГМИИ имени Пушкина
Бюро британского архитектора Нормана Фостера представило обновленный проект реконструкции ГМИИ имени Пушкина.  - РИА Новости, 1920, 08.11.2021
Бюро британского архитектора Нормана Фостера представило обновленный проект реконструкции ГМИИ имени Пушкина
Кстати, также в 2023-м организуем большую совместную выставку вместе с Лондонской Национальной галереей (она будет и в Лондоне, и в Москве), посвященную импрессионистам. Это в главном здании, а после завершения начнется переезд в Галерею импрессионистов.
Какие планы на выставку Арчимбольдо, которую перенесли из-за пандемии?
— Надеемся на конец будущего года. Очень осторожно говорю, потому что там много лендеров (владельцев работ. — Прим. ред.) со всего мира. Арчимбольдо нигде нет в больших количествах. Чтобы собрать, надо постараться.
© Джузеппе Арчимбольдо

Картина Джузеппе Арчимбольдо "Осень" (1572). Из цикла "Времена года"

Джузеппе Арчимбольдо. Осень (1572 год). Из цикла Времена года

Картина Джузеппе Арчимбольдо "Осень" (1572). Из цикла "Времена года"

1 из 2
© Фото : Public domain

Картина Джузеппе Арчимбольдо "Библиотекарь" (1562)

Картина  Джузеппе Арчимбольдо Библиотекарь (1562 г.)

Картина Джузеппе Арчимбольдо "Библиотекарь" (1562)

2 из 2

Картина Джузеппе Арчимбольдо "Осень" (1572). Из цикла "Времена года"

1 из 2

Картина Джузеппе Арчимбольдо "Библиотекарь" (1562)

2 из 2
Как оцениваете систему с QR-кодами в музее?
— Мне кажется, это уже устоялось, хотя поначалу было трудно и все были нервно настроены. На данный момент посетители дисциплинированны, и я им очень благодарна.
Выставка "Бывают странные сближения..." продлится до 6 февраля 2022 года.
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - РИА Новости, 1920, 12.10.2021
Зельфира Трегулова: показ нашего искусства создает другой взгляд на Россию
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала