Рейтинг@Mail.ru
Что происходит в самом криминальном городе России - РИА Новости, 23.09.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Попросят закурить — не останавливайся»:

что происходит в самом криминальном городе России

Виктор Званцев

Стела на въезде в город Кызыл, Республика Тыва
Стела на въезде в город Кызыл, Республика Тыва

Убийства, поножовщина и жестокие избиения — уже несколько лет Республика Тыва лидирует среди регионов по количеству особо тяжких преступлений на душу населения. Большинство — бытовые, совершенные по пьянке. Корреспондент РИА Новости отправился в Кызыл, чтобы разобраться в причинах печальной статистики и понять, как проблему решают власти и местное население.

Нож-бабочка

Для тувинца Темира Давасюрюна сложившаяся в регионе ситуация — не сухие цифры, а личная трагедия. Три года назад погиб его единственный сын Данзын-оол.

В декабре 2017-го неизвестные жестоко избили молодого человека, бросив умирать на 30-градусном морозе. Его случайно обнаружили прохожие, вызвали скорую. Несколько дней он провел в коме, перенес инсульт и остался инвалидом второй группы.

Данзын-оол во время службы в армии
Данзын-оол во время службы в армии

«Я полгода таскал его на руках, кормил с ложечки, как ребенка, — вспоминает Темир. — К лету сын немного оклемался и даже поступил в колледж на программиста. При этом левая рука болталась как плеть, а левую ногу полностью парализовало».

Вечером 10 декабря 2018-го друзья позвали Данзын-оола прогуляться. В подъезде компания поссорилась с двумя соседскими парнями. Началась драка. «Один из них выхватил нож-бабочку и ударил сына три раза: в грудь и спину», — рассказывает Темир.

Темир рассказывает про убийство сына — видео Виктора Званцева

Данзын-оол умер на руках у бабушки и девятилетней сестры еще до приезда врачей. Подозреваемого — ранее судимого за угон машины 21-летнего Демира Оглуге — задержали спустя пару часов. Уголовное дело возбудили по статье «Убийство». Но, несмотря на тяжесть обвинения, отпустили под обязательство о явке.

Несколько раз расследование прекращали, возобновляли лишь после жалоб Темира в прокуратуру. В итоге статью переквалифицировали на «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны».

При этом, по версии СК, Оглуге осознавал, что «его действия не соответствовали характеру и опасности посягательства» со стороны Данзын-оола и его друга, поскольку у тех не было ножей.

Данзын-оол после избиения в больнице
Данзын-оол после избиения в больнице

«Я не понимаю, каким образом имеющий серьезные проблемы с двигательным аппаратом инвалид мог угрожать жизни здорового парня, — недоумевает Темир. — Да и нож Оглуге прихватил с собой явно неспроста. На допросе он заявил, что «бабочку», которую, так и не нашли, купил для резки продуктов».

Месяц назад дело закрыли за истечением срока давности, уголовное преследование Оглуге прекратили. Отец погибшего с этим не согласен и намерен добиваться справедливости.

«Трагедия ударила по всей нашей семье, — говорит он. — Дочь еще долго боялась одна выходить на улицу и в конце концов переехала к матери — в другой регион. Месяц назад не выдержало сердце у дедушки Данзын-оола, моего отца. Да и я из-за переживаний сильно сдал».

Темир рассказывает о поведении дочери после убийства брата

Примечательно, что в момент драки нападавшие были пьяны, алкоголь покупали незадолго до ссоры, хотя торговать спиртным в городе разрешено только с 11:00 до 15:00.

«Драться не будут: сразу режут»

Особенность Кызыла в том, объясняют местные, что в центре нарваться на неприятности намного проще, чем где-нибудь на окраине: алкоголиков и маргинальных личностей там гораздо больше.

«Если к тебе подойдет нетрезвый и попросит закурить, быстро проходи мимо либо дай сигарету и сразу отчаливай, — инструктирует таксист Артыш. — По ночам держись подальше от круглосуточных магазинов, в диалог с пьяными компаниями не вступай, на провокации не реагируй. Спорить и драться с тобой не будут — порежут». 

1 / 3
Центр Кызыла

Слова водителя подтверждает неутешительная официальная статистика. За первое полугодие в Кызыле — почти 30 «пьяных» убийств, а в бытовых разборках серьезно пострадали около 90 человек. Для 120-тысячного города это явно перебор.

«Запрет на продажу алкоголя не действует, торгуют круглосуточно, — описывает ситуацию многодетная мать Кристина Симонова. — У нас, например, возле торговой точки вечером постоянно собираются пьяные компании: дерутся, режут друг друга, гоняют на машинах. Также некоторые частники продают разбавленный технический спирт».

Кристина Симонова
Кристина Симонова

Дом в районе Кожзавод ей выделили 11 лет назад — как сироте. С тех пор она и еще две неравнодушные местные жительницы ведут настоящую войну против местных бутлегеров. Пишут в полицию и прокуратуру, называя точные адреса, где торгуют суррогатом, обращаются к депутатам и в администрацию. Но все бесполезно.

«В июне ко мне пришли две женщины и заявили, что это их район, — вспоминает Кристина. — Накинулись на меня и сильно избили, написали на заборе «крыса», пригрозили спалить дом. Полиция приехала лишь спустя два часа».

Надпись на заборе Кристины
Надпись на заборе Кристины

Пострадавшая официально зафиксировала побои. Хулиганок задержали, но через два дня отпустили. Уголовное дело до сих пор не возбудили, хотя Кристине по-прежнему угрожают расправой.

Побои на лице Кристины
Побои на лице Кристины

«Мне страшно не столько за себя, сколько за детей. У меня один — инвалид по зрению, — добавляет собеседница. — Не хочу, чтобы они стали жертвами пьяного водителя или какого-нибудь отморозка с ножом. Но куда еще жаловаться, я просто не знаю. Такое ощущение, что за всей этой торговлей стоят очень влиятельные люди».

Кристине угрожают местные жители — фото предоставлено К. Симоновой

Уличные патрули

Одна из причин тяжелой криминогенной обстановки — нехватка полицейских, считает бывший сотрудник уголовного розыска, и. о. первого заместителя председателя правительства республики по взаимодействию с правоохранительными органами Олег Бады.

«Мало участковых, инспекторов ДПС и ППС, — объясняет он. — Особенно в отдаленных районах. Кроме того, многие молодые люди, которые горят желанием служить, не проходят медкомиссию. В среднем из десяти человек годными признают двух-трех».

Чтобы хоть как-то компенсировать недобор силовиков, власти привлекают к охране правопорядка гражданских — в конце нулевых в Тыве возродили популярные в советское время народные дружины. Каждый день, даже в праздники и выходные, десятки добровольцев вместе с полицейскими патрулируют улицы городов и поселков.

Дружинник Белек
Дружинник Белек

Требования к волонтерам довольно мягкие: чистая биография, отсутствие вредных привычек и желание хоть немного выправить ситуацию в регионе. Почти все дружинники — студенты и спортсмены, для них эта работа — неплохой трамплин в силовые структуры.

«Я состою в ДНД «Енисей» больше года, — рассказывает студентка физкультурного колледжа, кандидат в мастера спорта по стрельбе из лука Белек. — В будущем хочу поступить на службу в МВД и заниматься трудными подростками. Пока учусь, набираюсь опыта у полицейских».

Основная обязанность дружинников — сопровождение пьяных в вытрезвитель. Оружия у них нет, а силу можно применять только с разрешения коллег в погонах, поэтому добровольцы порой рискуют не только здоровьем, но и жизнью.

Дружинник Асайден
Дружинник Асайден

«Работы очень много, особенно в выходные, праздники и дни зарплат, когда количество пьяных увеличивается в разы, — говорит 19-летний кандидат в мастера спорта по вольной борьбе Асайден. — Многие ведут себя агрессивно, так что порой приходится пускать в ход спортивные навыки. Некоторые берут с собой ножи. Почему-то особенно часто зимой».

Корень зла

Власти признают, что пьянство сильно способствует разгулу бытовой преступности в регионе. «Еще в царской России в Туве употребляли десятиградусную молочную водку — арагу, — объясняет антрополог, кандидат исторических наук Борис Мышлявцев. — Но по карману она была только обеспеченным людям».

В 1950-х в магазинах по всему СССР, в том числе в Тувинской АССР, появился дешевый спирт. Через 20 лет уровень потребления крепкого алкоголя просто зашкаливал.

Борис Мышлявцев
Борис Мышлявцев

«Народ жил рассредоточено по территории региона, люди пили спиртное дома и редко собирались вместе, — продолжает Мышлявцев. — Соответственно, правила поведения в обществе в состоянии алкогольного опьянения у тувинского народа сформироваться не успели». 

Проблем добавило и то, что в 1930-е коммунисты почти полностью уничтожили местную элиту — шаманов и лам, пользующихся у тувинцев большим авторитетом. На какое-то время их учение заменила советская идеология.

Шаман общества Адыг-Ээрен (Дух медведя) в одной из комнат дома, который занимает шаманское общество в Кызыле
Шаман общества «Адыг-Ээрен» ("Дух Медведя") в одной из комнат дома, который занимает шаманское общество в Кызыле

«Но с развалом СССР все рухнуло, у людей окончательно сбились жизненные ориентиры, — говорит историк. — Кроме того, в регионе есть несколько колоний. В народ просочились тюремные ценности. Носить же с собой холодное оружие у нас до прихода к власти большевиков считалось нормой. В общем, все эти факторы наслоились, и местные по пьяни регулярно режут и убивают друг друга».

«Воспитывать некому»

Опрошенные РИА Новости эксперты уверены, что корень проблемы — в сфере образования. В Тыве серьезный дефицит не только силовиков, но и учителей.

«К примеру, за 36 рабочих часов — это две ставки — раньше педагоги с категорией получали 36 тысяч рублей, — объясняет преподаватель русского языка с 17-летним стажем Чечена Теймир-оол. — Однако в феврале 2018-го прежнее правительство приняло постановление № 147, зарплата резко упала: почти на десять тысяч. А сверхурочные максимально занижают».

Чечена Теймир-оол
Чечена Теймир-оол

Нехватку учителей признают и на республиканском уровне. «Действительно, некоторые специалисты переезжают в так называемые регионы-доноры, которые могут себе позволить хорошие подъемные, а также предоставить жилье, — отмечает и. о. заместителя председателя правительства Тывы по социальной сфере Саида Сенгии. — Мы же, как дотационный регион, такое не потянем».

По ее словам, власти все же стараются искать средства для поддержки учителей — в первую очередь в сельской местности. В этом году, например, планируют выдать молодым педагогам от 250 до 500 тысяч рублей.

Саида Сенгии
Саида Сенгии

Однако этого мало. Вернуть опытные кадры в республику можно, лишь отменив февральское постановление, считает Чечена. Перед новым учебным годом она и еще 16 учителей обратились по горячей линии к врио главы республики Владиславу Ховалыгу с просьбой поручить Минюсту проверить законность документа, а также увеличить оклад работников образовательных учреждений с 5,6 тысячи до 12 тысяч рублей — минимального прожиточного минимума.

«Наше обращение спустили в Минобр, откуда пришел ответ, что ведомство сейчас как раз разрабатывает такой проект, — говорит педагог. — О постановлении — ни слова. По сути, это была просто отписка».

Пробуждение сознания

Несмотря на экономические сложности и криминогенную обстановку, ситуация в республике постепенно меняется к лучшему, полагает журналист местного телеканала Альмира Сенди. «Закрывают торговые точки с суррогатным алкоголем, — утверждает она. — Если раньше нам в редакцию жаловались на такие буквально каждый день, то теперь — раз в неделю. Хотя бутлегеров по-прежнему очень много».

Альмира Сенди
Альмира Сенди

Власти всячески пропагандируют здоровый образ жизни: с начала года в Тыве за бюджетные средства оборудовали и открыли уже два десятка спортзалов. Детей массово вовлекают в занятия спортом. В секции национальной борьбы куреш многих приводят еще до школы. Большинство секций бесплатные.

Олег Бады
Олег Бады

«Одними карательными мерами проблему не решить, — уверен зампред правительства Бады. — Мы стараемся пробудить общественное сознание: показываем видео пьяных аварий и поножовщины. Общаемся с населением, пытаясь донести, что безопасность на улицах зависит не только от правоохранительных органов, но и от самих людей. И это постепенно начинают понимать. Молодежь меньше употребляет спиртное».

Тем не менее, чтобы окончательно переломить ситуацию, уточняют наши собеседники, должно вырасти новое поколение тувинцев. А на это уйдет минимум 20 лет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала