Рейтинг@Mail.ru
Концертный зал "Зарядье" открыл новый сезон - РИА Новости, 01.06.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Утром – барокко, вечером – Шостакович

Концертный зал «Зарядье» открыл новый сезон

Барочная музыка, органные концерты, все симфонии Шостаковича и забытый сегодня Николай Метнер – концертный зал «Зарядье» открыл четвертый сезон. Несмотря на существующие из-за коронавируса сложности, здесь запланированы гастроли лучших зарубежных музыкантов, выступления российских оркестров с интересными программами, детские спектакли и циклы просветительских лекций для слушателей.

О том, как работает самая молодая московская площадка классической музыки в интервью РИА Новости рассказала генеральный директор зала «Зарядья» Ольга Жукова.

– Открывая четвертый сезон, вы сейчас хотели бы что-нибудь изменить или переделать в самом зале? Или это идеальное пространство для воплощения всех ваших идей? 

– Мы получили прекрасный зал для звучания симфонического оркестра и живых оперных голосов, и мы очень благодарны. Но каждый раз все равно что-то дорабатываем, привносим. Что касается акустики, то нужно понимать, что зал – это такой большой музыкальный инструмент, который, как рояль или фортепиано, нужно настраивать.

«Зарядье» не было предназначено для «подзвучки» и всего того, что касалось джазовой музыки. Поэтому по прошествии трех сезонов мы сделали акустические шторы и занавес. Теперь совершенно по-другому звучит джаз и современная музыка, в которой используется электроника. 

Директор концертного зала Зарядье Ольга Жукова
Директор концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова

Я бы сказала, что мы не стоим на месте, постоянно меняемся, вносим новое. Так как нам всего четыре года, то смешно говорить «мы чего-то достигли». Мы работаем, потому что совершенству нет предела. 

Мы активно общаемся со зрителями. По сравнению с нашими коллегами, у нас достаточно молодая аудитория, так что есть обратная связь через соцсети, нам активно пишут. Есть «Клуб Друзей Зарядья», где много активных слушателей, они делятся мнением относительно и репертуара, и работы служб зала, всего, чего угодно. Я честно все это читаю, в том числе, и в соцсетях. 

– За счет чего сложилась такая молодая аудитория? Это была ваша целенаправленная работа или, может, современная архитектура притягивает новую публику? 

– Все вместе, но, конечно, и место само по себе. Что говорить – нам повезло, мы в самом центре, в шаговой доступности от метро. Здесь удобно гулять, рядом красивый парк Зарядье. Конечно, современное здание привлекает внимание. К тому же у нас работает молодая команда, молодые капельдинеры, например. Это все создает свою «погоду».

Даже наша абонементная политика строится нестандартно. Мы работаем по системе хештегов, когда слушатель сам может подобрать себе несколько концертов под одним хештегом и получить скидку.

Такой подход оправдал себя за четыре года работы. Мы активно развиваем это направление, добавляем новые хештеги. 

– Парк, действительно, создает особую атмосферу около концертного зала. Я так и вижу зрителей, которые сидят на воздухе и смотрят трансляцию концерта. У вас ведь был подобный опыт. Будете продолжать? 

– Мы работаем и дружим с администрацией парка, мы ведь самые близкие соседи. У нас есть общие территории. Открытый амфитеатр – это зона парка, и они проводят там иногда свои концерты. Мы будем делать трансляции на медиафасад, но есть сложный момент, связанный с авторскими правами, которые нужно получать на любой концерт.

Концертный зал Зарядье
Концертный зал «Зарядье»

Даже в зале организовать показ непросто. В этом году 10 августа мы проводили трансляцию оперы «Дон Жуана» Моцарта с Зальцбургского фестиваля в постановке режиссера Ромео Кастелуччи и дирижера Теодора Курентзиса. Для этого тоже нужно было получить множество различных разрешений. 

– Планируете продолжать такие показы? 

– Я бы хотела! Это был первый и очень удачный опыт. Признаться, я не ожидала такого успеха. Пришла подкованная и активная публика, люди, которые знают кто такие дирижер Курентзис и режиссер Кастелуччи. Но мы хотим делать такие показы выборочно, не со всеми спектаклями. Не секрет, что постановки, сделанные для Зальцбургского фестиваля, идут там всего по несколько раз, это не репертуарный театр. Фестиваль завершается, и их уже невозможно увидеть. Вот такого рода спектакли мы хотели бы транслировать. 

– В Москве есть несколько больших концертных площадок классической музыки, четыре оперных театра. Не говоря уже о камерных событиях, которых очень много. Афиша огромная, иногда не можешь выбрать, куда пойти. И все равно говорят о том, что «классику не слушают» – это стереотип? 

– Я бы сказала так: много площадок не бывает. И то, что появился наш зал, построенный под классическую музыку, – это ведь не случайность. Мы стоим на месте зала «Россия», где звучала совсем другая музыка. А теперь классика. Значит, это кому-то нужно. 

Мы живем и работаем в таком прекрасном городе как Москва, активном и ярком. У нас есть возможность выбирать: пойти на классический концерт или в драматический театр, какую музыку слушать.

Все равно каждый зал и площадка найдет свою аудиторию. Люди иногда «пресыщены», каждый вечер в городе происходит много событий. Но наш опыт работы показывает, что на самом деле есть ниша, и мы в ней прекрасно себя ощущаем, работаем, развиваемся и идем вперед. Важен тот контент, который ты предлагаешь. 

– Можно сказать, что к нам пришла мода на музыку барокко – у вас даже есть хештег #зарядисьбарокко. Почему люди стали активно слушать эти произведения? 

– Мне не очень нравится в данном случае слово «мода», скорее подходит слово «любовь». Слушают, потому что она очень современно звучит, потому что так написана. Эта музыка красивая, ее звучание трогает. Ее можно слушать в любой ситуации, например, утром, когда только встаешь. Потом переключаешься на другое. 

Хорошо, что люди стали ходить на барокко, слушать и узнавать эту музыку. Мы, со своей стороны, постоянно привозим хедлайнеров этого направления из разных стран мира и будем продолжать развивать это направление. 

– Сейчас сложно привозить артистов? 

– Непросто. Медицинские протоколы меняются чуть ли не ежедневно. Проще привозить солистов, дирижеров и камерные коллективы. С большими оркестрами – большой риск. Карантины, три ПЦР-теста, пять тестов… Мы стараемся. Нам помогает МИД, у нас есть много перенесенных с прошлого сезона концертов. Раньше в классической музыке все планировалось на три-пять лет вперед, исполнители высокого уровня расписывали свои выступления сильно заранее. Сейчас мы из стратегического планирования перешли в оперативное. Иногда бывает, что день в день солист заболевает. И все меняется на ходу. 

1 / 2
Концертный зал «Зарядье»

– Вы оставляете заполняемость зала 50%? Не вводите QR-коды?

– Это вопрос такой: как решит московская мэрия. Я лично выступаю за вакцинацию, потому что хочу видеть зал, заполненный на 100%. Пока мы работаем с 50% рассадкой и будем смотреть, что делать дальше.

– В этом сезоне вы продолжаете замечательный цикл – все симфонии Шостаковича. Будут ли другие подобные проекты?

– Да, в этом сезоне до Нового года у нас будет несколько концертов этого цикла, который завершится 24 декабря Седьмой симфонией Шостаковича в исполнении ГАСО под управлением Василия Петренко. Еще у нас будет три концерта с музыкой Николая Метнера, в них участвуют выдающиеся пианисты Алексей Володин, Борис Березовский и Николай Луганский.

– Борис Березовский часто исполняет Метнера, можно сказать, пропагандирует музыку этого в общем-то забытого публикой композитора, современника Скрябина и Рахманинова

– Да, Метнер – не самый популярный сейчас композитор. Когда ставишь его произведения в афишу, то сразу думаешь: а что будет с продажами? Это ведь не Чайковский с Рахманиновым. 

– Может быть, люди уже пресытились Чайковским с Рахманиновым? 

– Возможно. У нас, кстати, в следующем году будет 150-летие Скрябина. Мы планируем множество проектов, связанных с именем этого самого московского композитора из всех наших именитых. Скрябин –коренной москвич. В ноябре у нас стартует «Лист project» в рамках которого Александр Гиндин и дирижер Валентин Урюпин представят произведения этого композитора. 

Директор концертного зала Зарядье Ольга Жукова
Директор концертного зала Ольга Жукова

Надеюсь, что состоятся все концерты, которые перенесены с прошлого сезона, например, выступление известного британского тенора Йена Бостриджа с циклом Шуберта «Зимний путь». Мы вновь ждем Джойс Дидонато. Она – одна из немногих, кто доехала до нас в прошлом сезоне, но на 25 марта 2022 года запланировано еще одно ее выступление с другой программой, где есть все: от Генделя до Малера. Я надеюсь, что концерт, который мы планировали как открытие сезона – приезд Рене Якобса и Фрайбургского барочного оркестра – тоже состоится в 2022 году с другой программой. Кстати, Якобс никогда не был в России. Так что нам есть, чем удивлять. 

Я всегда хотела, чтобы мы активно занимались просветительской деятельностью. Мы – хорошая площадка, у нас есть уникальный зал-трансформер, прекрасный орган, у нас выступают великолепные музыканты. Но еще важно образовывать публику, так что мы расширяем это направление.

Мы запускаем большой цикл лекций по истории стилей музыки, от Средневековья и Возрождения до современной музыки. Это очень подробный рассказ, так что за один сезон не успеем, этот цикл лекций перейдет и на пятый сезон. Более того: всем, кто купит билет, до лекции мы будем присылать материалы с тезисами и рекомендациями, что можно послушать. А после лекции слушатели будут получать краткий конспект занятия с образцами музыки, о которых шла речь.

1 / 2
Российская пианистка Варвара Мягкова (в центре) и Московский государственный симфонический оркестр во время концерта в рамках Бетховен-марафона в концертном зале «Зарядье», посвященного 250-летию композитора Людвига ван Бетховена. Концерты Бетховен-марафона стали завершающими мероприятиями XX международного музыкального фестиваля ArsLonga

В ближайшее время мы запустим лекции о музыке в кино, продолжим наш цикл о музыке в пространстве, в котором рассказываем о произведениях, написанных для тех или иных залов. У нас много занятий для детей, где мы объясняем, что такое симфонический оркестр, как устроена флейта или контрабас. Это очень востребовано, люди приходят и слушают с интересом. Продолжим и мастер-классы для профессиональной аудитории, мы это делаем, когда приезжают иностранные музыканты. 

К тому же, нам нужно наращивать наш архив. Концерты, трансляции, лекции – это все должно оставаться в памяти. Мы хотим превратиться в музыкальный образовательный центр. 

– Вы упомянули цикл лекций о музыке для разных пространств. А нет ли идеи заказать специальное сочинение для вашего зала? 

– Мы об этом много думаем. У нас самый большой орган в Москве, это невероятный инструмент с фантастическим звучанием, который прекрасно показал себя с момента инаугурации. У нас выступают лучшие органисты мира, а люди с удовольствием приходят и слушают.

1 / 3
Музыкант, солист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин за пультом большого концертного органа в концертном зале «Зарядье» в Москве. Инаугурация большого концертного органа начнется в «Зарядье» в ночь на 29 февраля, органисты со всего мира будут исполнять на нем музыку 24 часа без перерыва

Органные концерты всегда очень популярны. Есть очень известные произведения для органа, как, например, Токката и фуга ре минор Баха.  Органная музыка есть, но ее не так уж много. Поэтому мы хотим заказать произведение для органа современным композиторам. К тому же, здесь есть четкая привязка к месту: это ведь не фортепиано, которое у многих стоит дома. Орган – это особое пространство. Мы хотим объявить конкурс и по итогам провести гала-концерт. А возможности органа безграничны. У нас, к примеру, выступал шведский музыкант Гуннар Индестам, он прямо настоящий рокер, играл в кожаной куртке, в репертуаре даже музыка Rammstein – это сумасшедше звучит на органе!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала