«Нас загнали в угол»:
откровения вертолетчика о ситуации в Заполярье
Мария Марикян
В Ненецком автономном округе фактически нет дорог — людей выручает авиация. Сотрудники Нарьян-Марского авиаотряда перевозят жителей сел, обслуживают нефтяные месторождения, эвакуируют экипажи терпящих бедствие морских судов. Но согласно недавнему постановлению правительства все транспортные площадки необходимо модернизировать.
На это нужны сотни миллионов рублей — таких денег у предприятия нет. А если авиасообщение прекратится, местные окажутся полностью отрезанными от Большой земли.
Год за два
«Вот очередной вертолет возвращается с санзадания. Если экипаж в защитных костюмах — значит, вылетали на вызов по ковиду», — гендиректор авиаотряда Валерий Остапчук внимательно вглядывается в небо из окна рабочего кабинета.
Остапчук работает в Заполярье уже 35 лет, начинал вторым пилотом на Ми-8. В Нарьян-Мар попал случайно. После окончания Кременчугского училища планировал перебраться в Петрозаводск. Но его товарища по распределению направили на Крайний Север, и Валерий решил составить компанию. Спустя годы об этом нисколько не жалеет. Хотя первое впечатление о городе было не очень: деревянные тротуары, двухэтажные срубы, суровый климат.
В советские времена летчики здесь надолго не задерживались — год службы засчитывали им за два. К 35 годам выходили на пенсию и уезжали. Квартиры выделяли только работникам с большим стажем. Но Валерий так и не дождался жилья: «До 1996-го ютился в комнатушке в 11,8 квадратных метра. С женой, которую встретил тут, и двумя детьми. Откладывал по копейке и купил наконец «однушку». Через несколько лет обменял на «трешку» — живу в ней до сих пор».
Авиаотряд тогда обслуживал в основном геологоразведку — доставляли на месторождения технику, стройматериалы, продукты. Помогали и сельчанам. «Пассажиры у нас бывали разные. Однажды привезли нам канадского племенного быка. Так мы перебрасывали его из одного хозяйства в другое», — смеется Валерий.
В 1990-х Нарьян-Марский авиаотряд был на грани банкротства. Чтобы прокормиться, летчики собирали грибы, ягоды, ловили рыбу. Общими усилиями все же удержались на плаву.
А в начале нулевых в Заполярье пришли нефтяники — работы прибавилось, платили достойно. «К 2010-му — новый спад. Опять затягивали пояса, пока не пришли другие добытчики, — рассказывает Остапчук. — Обновили парк техники, набрали людей».
Прогноз нелетный
Кроме основной работы, авиаотряд ежегодно выполняет до десяти спасательных операций. За одну из них Валерия наградили орденом Мужества.
«Октябрь 1994-го. Мы вылетели спасать экипаж судна «Яхрома», терпящего бедствие в десятибалльный шторм в Баренцевом море. Двенадцать человек — вытащили всех, — вспоминает собеседник. — Ветер тогда был 33 метра в секунду, а для вертолета предел — двадцать пять. Но в определенных ситуациях приходится отступать от правил».
Спускать лебедку из-за сильных порывов ветра и десятиметровых волн было слишком опасно. Поэтому моряки поднимались на борт по веревочной лестнице. Хотя, по словам Валерия, авиаотряд богат «историями и похлеще».
Например, операция в районе села Усть-Кара в 500 километрах от Нарьян-Мара. Тридцать первого декабря 2006-го летчикам сообщили, что в тундре потерялись дети: двенадцатилетняя девочка, мальчики пяти и семи лет. Позже выяснилось, что отец напился и решил покатать их на снегоходе. Попали в метель, несколько суток блуждали по тундре, набрели на чей-то чум.
«Прогноз нелетный. Я и второй пилот рискнули, выдвинулись на поиски. Расстояние большое, пришлось заправиться на полпути в поселке Варандей», — рассказывает Остапчук.
В Усть-Кара вертолет встретил оленевод. Он знал, где примерно могут находиться дети, и вызвался сопровождающим.
Заблудившихся увидели довольно быстро: они светили карманным фонариком. Но почти час из-за непогоды не удавалось посадить машину — при спуске ее постоянно срывало и подбрасывало.
Летчики действовали самостоятельно. Заблудившихся увидели довольно быстро: они светили карманным фонариком. Но почти час из-за непогоды не удавалось посадить машину — при спуске ее постоянно срывало и подбрасывало.
«Мы были вынуждены отлететь от зоны завихрения почти на километр. Не могли развернуться и двигаться напрямую против ветра — пятились», — описывает ситуацию Валерий.
Дети сильно обморозились: один мальчик в итоге лишился руки, второй — ноги. «Оленеводы к подобному относятся спокойно, — разводит руками Валерий. — А мне до сих пор тот день в кошмарах снится».
Единственное спасение
Сейчас в авиаотряде 640 сотрудников, больше двадцати вертолетов (три — с медицинскими модулями), а также семь самолетов Ан-2. В теплое время года летчики выполняют до тридцати рейсов в неделю, зимой — до 15. Расписание часто корректируют из-за переменчивой погоды.
Ежегодно отряд перевозит около 25 тысяч человек. В основном пассажиры летают в Нарьян-Мар: в больницу, на учебу или в отпуск. Большинство — ненцы, представители коренного малочисленного народа. Две трети стоимости билета им компенсирует бюджет округа.
Уже из Нарьян-Мара можно отправиться в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск и Сыктывкар. «НАО — единственный субъект, у которого нет прямой дороги на Большую землю. С июня до октября — на корабле. С января до середины апреля — зимники. Все остальное время — только авиация», — объясняет летчик.
Авиаотряд участвует и в соцпрограммах округа — доставляет детей оленеводов в школы-интернаты, а на каникулы домой. В ходе избирательных кампаний летчики развозят бюллетени, затем их собирают.
Главный местный праздник в начале августа — День оленя — тоже не обходится без авиации. Оленеводы устраивают концерты, традиционные спортивные состязания, гонки на упряжках. В деревни съезжаются чиновники, депутаты, нефтяники.
Остапчуку в следующем году исполнится 60. Работу он очень любит и бросать пока не собирается — старается каждый месяц проводить в воздухе хотя бы по двадцать часов, несмотря на руководящую должность и возраст. «Понимаю, что осталось летать год-два. Скоро врачебная комиссия скажет: пора сдирать подковы», — с невеселой иронией говорит летчик.
В России, продолжает он, от силы 15 тысяч пилотов, работающих на коммерческих перевозках. Вертолетчиков — около трех тысяч. Новые кадры готовят только в Омском училище, где в основном учат летать на Ми-8. А в Нарьян-Марском отряде уже перешли на модернизированные Ми-8МТВ и Ми-8АМТ. Приходится переучивать.
«Две тысячи из оставшихся вертолетчиков — мое поколение. В ближайшие пять лет большинство выйдет на пенсию, на смену придут в лучшем случае около пятисот человек», — отмечает Валерий.
Кроме того, все сложнее привлекать кадры в Нарьян-Мар — на Ямале за ту же работу платят больше. «Я тоже могу повысить своим зарплату, но тогда через год мы обанкротимся. Прыгнуть выше головы не в силах. Есть определенный бюджет — нужно грамотно его распределять», — подчеркивает Остапчук.
Большие проблемы малой авиации
В 2020-м авиаотряду добавилось забот. Правительство установило новые требования к транспортной безопасности взлетно-посадочных площадок. При этом не уточняется, кто должен финансировать работы. А главное — не учитывается специфика малых аэропортов, в том числе в труднодоступных населенных пунктах.
У Нарьян-Марского отряда 18 точек по округу. Теперь, чтобы их использовать, на каждую нужно потратить минимум 26 миллионов. В июле транспортная прокуратура уже сделала предупреждение из-за ВПП в деревне Лабожское. Дальше — штрафы.
«Ежегодная выручка с этой точки — около 450 тысяч. А нас заставляют ее оборудовать наравне с аэропортами федерального значения! Набрать специалистов, установить оборудование. Где взять деньги? — возмущается Остапчук. — На площадке работает один человек с окладом 35 тысяч — он и начальник, и охранник, и метеоролог. Он же оформляет сопроводительные документы и досматривает пассажиров. Мне проще поставить крест и закрыть точку!»
Минвостокразвития обратилось в Министерство транспорта с просьбой отменить нововведения в отношении малой авиации, которая перевозит 80 процентов пассажиров в Арктике. Представители комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока направили письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина. Но пока ничего не изменилось.
Этот год для Нарьян-Марского авиаотряда особенный: в сентябре предприятие отметит 75 лет. Остапчук оптимизма не теряет — верит, что общими усилиями удастся возродить малую авиацию. И главное — не допустить, чтобы люди, живущие на Крайнем Севере, лишились единственной возможности попасть на Большую землю.