Рейтинг@Mail.ru
Руслан Эдельгериев: машины на электротяге пока дешевле водородных - РИА Новости, 25.08.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Руслан Эдельгериев: машины на электротяге пока дешевле водородных

© РИА Новости / Владимир Трефилов / Перейти в фотобанк Специальный представитель президента РФ по вопросам изменения климата Руслан Эдельгериев

Специальный представитель президента РФ по вопросам изменения климата Руслан Эдельгериев - РИА Новости, 1920, 25.08.2021
Читать ria.ru в
В начале месяца в России была принята Концепция развития водородной энергетики. Ранее, анализируя документ, эксперты отметили намерение России переходить на низкоуглеродные технологии, а также опасность, что с нынешними планами развития страна не сможет быстро снизить углеродный след от экономики. О том, почему концепция ориентирована на внешний рынок, о перспективах автомобилей на водородном топливе, экологичности АЭС и позиции России в отношении водородной энергетики на грядущих международных климатических переговорах в Глазго рассказал корреспонденту РИА Новости специальный представитель президента РФ по вопросам изменения климата Руслан Эдельгериев.
– Правильно ли я понимаю, что наша концепция больше ориентирована на экспорт водорода, а не на развитие внутреннего рынка и экологические нюансы, как в Европе, например?
– Действительно, при прочтении концепции может сложиться такое впечатление. Все поставленные в ней количественные цели касаются именно экспорта водорода: 0,2 миллиона тонн к 2024 году, 2-12 миллионов тонн к 2035 году, 15-50 миллионов тонн к 2050 году. Возможно, впрочем, что это обусловлено тем, что более четко обозначили свои долгосрочные потребности в водороде именно внешние игроки (свои водородные стратегии есть у ЕС, США, Японии и ряда других стран), нежели внутренние потребители. По мере того, как будет вырисовываться будущий объем спроса на внутреннем рынке, станет ясно, какие цели имеет смысл ставить применительно к нему.
Стенд, посвященный водородной энергетике, на Петербургском международном экономическом форуме - 2021 в конгрессно-выставочном центре Экспофорум - РИА Новости, 1920, 09.08.2021
Правительство утвердило концепцию развития водородной энергетики
Что касается экологических нюансов, то самой движущей силой развития водородной энергетики является увеличение спроса на низкоуглеродные энергоносители. Это признается не только в Европе, но и у нас: в российской концепции этому уделено первостепенное внимание.
Другое дело, что у ЕС и России неравные возможности в наращивании производства водорода разного вида. В ЕС уже довольно существенную долю в энергобалансе составляют возобновляемые источники энергии (ВИЭ), в частности солнечная и ветровая энергетика, которые могут послужить источниками электроэнергии для производства водорода путем электролиза – способа производства зеленого водорода, считающегося одним из самых экологичных. Россия на этом направлении пока отстает, поэтому у нас будет упор на производство водорода другими способами, в частности из ископаемого топлива. Но мы в своей концепции признаем, что со временем – когда стоимость производства водорода за счет ВИЭ приблизится к стоимости его производства из ископаемого топлива – мы перейдем и на этот способ. Иными словами, долгосрочная "экологическая" ориентация у России и ЕС совпадает, различаются лишь сроки.
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин проводит совещание с вице-премьерами РФ в режиме видеоконференции - РИА Новости, 1920, 09.08.2021
Мишустин рассказал о проекте развития водородной энергетики
– Насколько, на ваш взгляд, водородная энергетика способна конкурировать с технологиями электризации, в частности, в транспортном секторе, или это больше для энергетики в промышленности?
– Я знаком с некоторыми исследованиями, проведенными, в частности, крупнейшими мировыми автопроизводителями, показывающими, что на данном этапе электромобили энергоэффективнее своих водородных конкурентов. Однако и у последних есть ряд преимуществ, особенно если речь идет об общественном транспорте. Время покажет, какая из технологий в конечном итоге окажется успешнее, но в ближайшее время стоит ожидать, что электромобили и водородный транспорт будут сосуществовать. Будущее водорода в промышленности при этом под сомнение не ставится.
– Судя по концепции до 2035 года Россия собирается делать ставку на получение водорода из ископаемых. А после?
– Как уже отмечено в ответе на первый вопрос, по мере сближения стоимости водорода от ВИЭ и ископаемого топлива Россия начнет все в большей степени опираться на первый. Кроме того, не следует забывать, например, о водороде, произведенном путем электролиза воды на АЭС или ГЭС. В концепции разработка и промышленное внедрение технологий получения водорода путем электролиза воды обозначены как одно из приоритетных направлений.
Во время презентации водородного топлива на территории института комплексной безопасности в строительстве в Мытищах - РИА Новости, 1920, 13.08.2021
Эксперты оценили перспективы "водородного скачка" в России
– Электролиз воды на базе АЭС – это экологично? Как это соотносится с "зеленым" водородом?
– Этот способ экологичен ровно настолько, насколько экологично производство электроэнергии на АЭС вообще. То есть довольно экологично, хотя, разумеется, есть проблема ядерных отходов и радиационной безопасности. В ЕС в целом отношение к атомной энергетике неоднозначное (хотя отдельные страны-члены, прежде всего Франция, рьяно ее поддерживают), поэтому в их водородной стратегии про электролиз воды за счет электроэнергии с АЭС ничего не сказано. А общепринятая терминология в этой области в любом случае отсутствует. Например, управление по научно-технологической оценке при парламенте Франции называет такой водород "желтым" (не "зеленым", как водород от ВИЭ, но все же и не "оранжевым", как водород от ископаемого топлива). Тогда как Совет по ядерной энергетике Великобритании (в котором сопредседательствуют два министра) в дорожной карте по развитию водородной энергетики прямо называет такой водород "зеленым". В российской концепции таких цветовых обозначений не принято, но водород, произведенный путем электролиза воды за счет электроэнергии с АЭС, мы считаем низкоуглеродным.
– Можно ли сказать, что Россия будет делать ставку на водород, а не на развитие ВИЭ?
– Полагаю, в будущем неизбежно сосуществование водородной энергетики с возобновляемой. К тому же не будем забывать, что у этих двух видов энергетики есть очевидная взаимосвязь: как уже отмечалось, со временем все больше водорода будет производиться путем электролиза за счет электроэнергии с ВИЭ. Что же касается их относительной роли в будущей энергетике России, я бы не стал давать столь однозначных оценок на данном этапе: слишком много факторов по-прежнему неизвестны.
Автомобиль премиум-класса Aurus Senat - РИА Новости, 1920, 23.08.2021
На ВЭФ-2021 представят Aurus на водородном топливе
– Будет ли такой поворот к водороду отражен на переговорах в Глазго?
– Полноформатного обсуждения водородной энергетики в Глазго не планируется, хотя возможно проведение отдельных сторонних мероприятий по этой теме. Великобритания, например, как председатель Конференции сторон планирует продемонстрировать первый в мире "водородный поезд". В целом же на международном уровне есть достаточное количество площадок для обсуждения перспектив развития водородной энергетики: значительное внимание ей было уделено, например, на встрече Группы 20 (G20) в Японии в 2019 году. Конференция сторон же посвящена вопросам осуществления трех ключевых международных климатических соглашений: Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотского протокола и Парижского соглашения, и многие из обсуждаемых на ней вопросов носят довольно технический характер.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала