МОСКВА, 24 авг – РИА Новости. Введение уголовной ответственности за организацию сервисов по подмене телефонных номеров будет дублировать уже существующую статью УК РФ "мошенничество", и проблема здесь не в отсутствии законодательства, а в исполнении уже действующих законов, заявил во вторник РИА Новости член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Ранее издание "Коммерсант" сообщило, что Общероссийский народный фронт (ОНФ) направил главе Минцифры Максуту Шадаеву обращение, в котором предложил ввести уголовную ответственность за организацию сервиса по подмене телефонных номеров и, возможно, за сам процесс подмены. Также в документе идет речь о необходимости обязать операторов связи бесплатно предупреждать абонентов о подозрительных звонках и блокировать их без санкции суда.
"Я думаю, что это избыточное предложение, потому что эти действия укладываются в уже существующее уголовное право - это мошенничество вообще-то, один из шагов. Поэтому зачем же нам создавать по каждому формальному шагу отдельную статью Уголовного кодекса?" - сказал Лысаков.
Подобную практику, добавил он, "не приветствует" Верховный суд, который, наоборот, старается сократить объем составов уголовных преступлений, часть из которых, по словам Лысакова, уже перешла в категорию административных проступков, и такая тенденция сохраняется.
«
"Создавать по каждому поводу, по каждому действию, даже формальному, отдельный состав уголовного преступления – это путь абсолютно неправильный и тупиковый. Есть действующий закон, есть уголовное право, которое на сегодняшний день достаточно в том плане, что привлечь к ответственности можно человека или группу лиц, которые совершают любые действия, направленные на обман, - что, собственно говоря, и называется мошенничеством", - отметил депутат.
По его мнению, если бы вопрос касался каких-то совсем уж новых кибер- или иных технологий, то здесь, возможно, и следовало бы разрабатывать отдельно новый раздел законодательства, адекватный этим "программно-электронным реалиям". В данном же случае, полагает Лысаков, проблема не в отсутствии законодательства или его неэффективности, а в правоприменительной практике.
"Если правоохранительные органы хотят расследовать и расследуют преступление, то они найдут статью, поверьте мне, под которую можно подвести тех, кто пытается обмануть людей, в том числе и с помощью тех методов, о которых мы говорим. А если полиция или следственные органы не хотят работать, ну хоть их обвесь еще несколькими томами УК, они работать не будут. Вопрос именно в правоприменении, в желании закон этот применить на деле, на практике", - заключил собеседник агентства.
Максимальное наказание, которое предусматривает статья 159 УК РФ ("мошенничество"), - до 10 лет лишения свободы.


