Рейтинг@Mail.ru
"Боимся сюда заходить": как Адольф из Швейцарии захватил землю в Люберцах - РИА Новости, 16.08.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Боимся сюда заходить»: 

как Адольф из Швейцарии захватил землю в Люберцах

Мария Марикян

Вид на полуразрушенный корпус с Октябрьского проспекта
Вид на полуразрушенный корпус завода сельскохозяйственных машин имени Ухтомского с Октябрьского проспекта

В центре подмосковных Люберец, где раньше гудел огромный завод сельскохозяйственных машин имени Ухтомского, теперь руины — сюда приезжают снимать фильмы о войне. В начале нулевых фабричные корпуса выкупил гражданин Швейцарии Адольф Гаст. Теперь здесь общежития для мигрантов, офисы, небольшие частные производства. Однако земля до сих пор не оформлена в аренду — Гаст задолжал городу сотни миллионов рублей.

Власти годами пытаются отсудить территорию. Представители бизнесмена заявляют: чиновники намеренно отказывают в регистрации в угоду своим интересам. Корреспондент РИА Новости выясняла, что там не поделили и почему в «ухтомке» небезопасно появляться даже днем.

Инвестор из Европы

«Девочка, что ты тут делаешь? Беги отсюда, а то пику в бок получишь!» — предупреждает местный пенсионер. Другой прохожий, представившийся Женей, говорит: «Пришлых сразу видно, а им здесь не очень рады». Он работает на стройке в противоположной части Люберец, живет в районе бывшего завода — тут дешевле.

«Вчера поздно освободился с работы, решил найти ночлег в другом месте. После девяти я сюда ни ногой. Купил вот новый рюкзак. Налетят ведь и стащат! Пару недель назад одного так и завалили. Забрали телефон и дали деру. Увезли мужика с ножевым. Не знаем, жив ли, — разводит руками Евгений. — Как волки выходят на охоту. Русские, нерусские — все здесь».

Территория «ухтомки» размером с десять футбольных полей огорожена двухметровым бетонным забором. У обочин — груды мусора. «Требуются разнорабочие, оплата от 700 рублей в сутки», «Бесплатная помощь алко- и наркозависимым» — подобные объявления развешены на каждом углу.

Ветхие корпуса арендует средний и малый бизнес по цене значительно ниже рыночной. Всего более трехсот производственных, торговых, логистических компаний — перерабатывают морепродукты, изготавливают трансформаторы, собирают мебель, шьют одежду. Рядом с цехами — недорогие столовые и кафе, общежития.

Завод основали в 1902-м. В советское время он считался флагманом отечественного сельхозмашиностроения. В годы Великой Отечественной здесь выпускали боеприпасы — на фронт отправили более 20 миллионов мин. В 1950-е на предприятии проходил производственную практику Юрий Гагарин. Тут собирали комбайны для Кубы, а в ходе официального визита в СССР в 1972-м сюда наведался лично Фидель Кастро.

Фидель Кастро Рус на заводе сельскохозяйственного машиностроения
Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Кубы, премьер-министр Революционного правительства Фидель Кастро Рус во время посещения завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского в Люберцах

В разные годы на заводе работали до 15 тысяч человек. В 1992-м его приватизировали и вскоре обанкротили. В начале нулевых корпуса (всего их было 42) выкупил гражданин Швейцарии Адольф Гаст.

«Иностранный инвестор вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию, — говорит директор по развитию группы компаний «МЛП Люберцы» Игорь Иоффе. — На данный момент общее число рабочих — почти четыре тысячи».

«Ухтомка» для Люберец — социально значимый объект, подчеркивает Иоффе. К примеру, тут есть компания по производству оборудования для балансировки турбин атомных реакторов, двигателей вертолетов. Контракты заключают в том числе с зарубежными клиентами. Также здесь делают системы противопожарной вентиляции, которую используют в школах, детсадах, больницах по всей стране.

Фирмы-арендодатели — собственники недвижимости — находятся за рубежом. «Их шестнадцать. Шесть в Великобритании и две на Кипре принадлежат Гасту. Остальные — его партнерам из Болгарии, которые подключились к бизнесу в 2019-м», — уточняет Иоффе.

Поиском и привлечением арендаторов занимаются сотрудники компании МЛП, тоже контролируемой Гастом.

Война за землю

В середине нулевых у швейцарца возникли проблемы с местными чиновниками. Иоффе, представляющий интересы Гаста, отмечает: с 2009-го он неоднократно обращался в администрацию с просьбой официально оформить муниципальную землю в аренду или продать в собственность. Но безуспешно. Причина отказов — неправильное оформление заявлений.

«В этом году Арбитражный суд Московской области встал на нашу сторону по одному из исков. Разбирательства продолжаются», — говорит Иоффе.

1 / 5
«Ухтомка» занимает 32 гектара

В 2012-м чиновники придали внутризаводским улицам статус муниципальных. Через пару лет огородили железными заборами участки для парковки спецтранспорта — перекрыли дорогу перед цехами. Тогда же стало известно, что власти планируют упразднить промзону. Рабочие взбунтовались. «Руки прочь от завода!», «Дайте нам спокойно работать!» — такие лозунги звучали на митинге.

«Акции» с заборами сопровождались рейдами «братков» из девяностых, которые приходили к арендаторам и угрозами принуждали выселяться. Были конфликты, доходило и до рукоприкладства», — рассказывает Иоффе.

Минувшей весной к заборам добавились бетонные блоки. Установили прямо на въездах в цеха. Теперь груз приходится носить на руках.

«Дежурят дружинники, которые, как только замечают пропажу блока, обращаются в полицию с заявлением о краже. Да кому вообще нужны эти блоки? — возмущается Иоффе. — По закону мы должны согласовать съезды от зданий к муниципальной дороге. А мы не можем все узаконить, потому что земля никак не оформлена. Администрация нам то и дело отказывает. Замкнутый круг!»

1 / 2
Бетонные блоки у производственного цеха

Задолженность Гаста администрации, согласно постановлению арбитражного суда, перевалила за 800 миллионов. Большая часть — неуплата «налога за неосновательное обогащение». По словам Иоффе, акционер готов погасить долг, если чиновники узаконят землю и перестанут ставить палки в колеса.

Территория бывшего завода ограждена бетонным забором
Территория бывшего завода ограждена бетонным забором

«Мы не уклоняемся. Только в этом году МЛП перечислила в бюджет почти 115 миллионов рублей. Сюда входит налог на имущество, прибыль, НДС и прочее, — уточняет он. — По нашим данным, у главы Люберец Владимира Ружицкого есть план снести всю промку и отдать ее под жилую застройку».

Люберецкий Сталинград

В городской администрации не спешат садиться за стол переговоров с акционером. Заместитель главы администрации городского округа Люберцы Андрей Сыров объясняет: Адольф Гаст воспользовался незаконной схемой, чтобы уклониться от обязательных платежей. Как только фирма-собственник становится фигурантом судебного разбирательства, здания переводят на третьи лица, а после переоформляют сделку. МЛП не заключают прямых договоров с субарендаторами — они делают это через подставные компании.

Заместитель главы администрации городского округа Люберцы Андрей Сыров
Заместитель главы администрации городского округа Люберцы Андрей Сыров

Чиновники просили привести территорию в порядок и снести аварийные корпуса. Договориться не удалось. В 2014-м одну из компаний Гаста суд обязал погасить задолженность и провести демонтаж. Однако к тому моменту строения принадлежали другому юрлицу.

«И так постоянно. Нам ничего не остается, как заново собирать документы, подавать иск уже на другую компанию, — поясняет Сыров. — К слову, сам бенефициар не появлялся в России с 2004 года».

Для сноса зданий администрация привлекла компанию, согласившуюся помочь безвозмездно. Демонтировали три аварийных корпуса. А затем, по словам Сырова, в один экскаватор бросили коктейль Молотова, другому булыжником разбили крышу, сожгли трактор.

Игорь Иоффе, в свою очередь, утверждает, что демонтаж вели без согласованного проекта. Оператор экскаватора по ошибке начал сносить соседнее с аварийным здание, где в тот момент были люди. Одному рабочему упал кирпич на голову — госпитализировали с тяжелой травмой. К счастью, выжил.

«Полиция проверяла, но о результате нас не уведомили, — добавляет Иоффе. — Что касается нанесенного ущерба зданию — собственник судится с компанией, которая осуществляла снос».

1 / 4
Здание, которое используют в качестве декораций к фильмам на военную тему

Эти руины хорошо видны с Октябрьского проспекта. Бывший заводской корпус соседствует с монументом памяти Великой Отечественной и техникумом, в котором учился Юрий Гагарин. «Наш Сталинград» — так прозвали многострадальное здание в Люберцах. Идеальная декорация для социальных роликов и фильмов о войне.

На вопрос, почему все по-прежнему в таком виде, замглавы разводит руками: «Бюджет дефицитный. Мы не можем позволить себе тратиться на снос. В приоритете другие вопросы, связанные с благоустройством. К примеру, ремонт дорог».

Махинации с выводом средств за рубеж каждый год наносят Люберцам ущерб на несколько десятков миллионов рублей. Проблему пытались поднять и на международном уровне. Осенью прошлого года Минюст подготовил ходатайство о неисполнении решений суда по неуплате долгов. Передали ноту от российского МИД в компетентные органы Кипра — безрезультатно.

В конце концов чиновники обратились с заявлением в СК по Московской области. В рамках уголовного дела по части четвертой статьи 159 УК («Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере») на данный момент провели около 70 обысков, опросили более 80 свидетелей. На имущество наложили арест (запрет на продажу и сдачу в аренду).

Улица 65 лет Победы
Улица 65-летия Победы

Добиться ареста некоторых заводских зданий юристам администрации удавалось и раньше, но акционер и его помощники находили лазейки. По версии следствия, они привлекли российские компании, оформленные на подставных лиц, которые сдавали в субаренду помещения сроком до 11 месяцев (это не запрещено даже в случае ареста). Затем — перерегистрация права собственности на другие иностранные фирмы.

«Теперь эта модель не сработает. Уголовную ответственность понесут не только собственник, но и его сообщники», — подчеркивает Сыров.

Схема расположения хостелов
Схема расположения хостелов

У чиновников есть и другие претензии. В администрацию регулярно поступают жалобы на нарушения санитарных норм и требований пожарной безопасности. «В прошлом году, помимо прочего, в одном из семи хостелов выявили вспышку вирусного менингита. В другом корпусе организовали притон, — перечисляет замглавы. — То есть для них главное — выжать как можно больше денег. О людях не думают».

Точки соприкосновения

Ситуацией вокруг «ухтомки» обеспокоены многие. Жители города винят чиновников в бездействии.

«Как такое возможно, что в самом центре такой беспредел? Это уже излюбленное место алкоголиков, наркоманов и бомжей. Подростки постоянно бегают на заброшки — это видно с соседних многоэтажек и с верхних этажей ближайшего ТЦ, — не сдерживает эмоций Мария. — Хочется, чтобы там навели порядок. У нас не хватает общественного пространства для молодежи. Нет нормального спортивного центра».

Производственные корпуса
Производственные корпуса

Технолог бывшего завода Оксана говорит, что никто в здравом уме не сунется в «ухтомку» даже днем.

«Большая часть территории просто пустует. У нас Октябрьский проспект постоянно стоит до самого Жулебино. Можно было бы хоть как-то разгрузить эту дорогу», — говорит она.

По генплану до 2039-го на месте «ухтомки» должны оборудовать общественное и деловое пространство. У акционера собственные предложения: жилые дома, школы, детсады, поликлиники, парк, летний кинотеатр, уличная библиотека, спортплощадка. Частично сохранится индустриальная зона с новыми производственными корпусами. Швейцарец готов инвестировать тридцать миллионов долларов. Его представители на днях отправили письмо председателю правительства Московской области Ильдару Габдрахманову.

Игорь Иоффе уверяет, что уголовное дело притянуто за уши с целью вытеснить акционера из «ухтомки».

1 / 4
План по благоустройству территории бывшего завода имени Ухтомского

«Как бывший следователь, хочу обратить внимание: мошенничество подразумевает хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Никто ничего не крал, — указывает он. — Проблема в другом. Ружицкий и Гаст хорошо знакомы. В какой-то момент их конфликт перешел из юридической плоскости в социальную. В итоге страдают простые люди».

Жители подмосковного города не рады соседству с «криминальной зоной». Заложниками ситуации стали и арендаторы — представители среднего и малого бизнеса, вложившие деньги в ремонт помещений. Они совсем не хотят уходить.

Никто не берется предсказывать, чем все закончится. Ясно одно: чиновникам и бизнесмену пора сесть за стол переговоров, найти точки соприкосновения и наконец навести порядок в «ухтомке».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала