https://ria.ru/20210807/karmanov-1744762120.html
Роман Карманов: в России все будет хорошо с яркими творческими проектами
Роман Карманов: в России все будет хорошо с яркими творческими проектами - РИА Новости, 07.08.2021
Роман Карманов: в России все будет хорошо с яркими творческими проектами
Президентский фонд культурных инициатив, созданный в мае 2021 года, стал для креативных людей России новым поводом заявить о себе, а также заставил их... РИА Новости, 07.08.2021
2021-08-07T11:00:00+03:00
2021-08-07T11:00:00+03:00
2021-08-07T11:05:00+03:00
интервью
владивосток
самарская область
москва
фонд президентских грантов
президентский фонд культурных инициатив
роман карманов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/06/1744751125_0:0:1280:720_1920x0_80_0_0_e58a3b030a770e2901f4cbf3b3823dbd.jpg
Президентский фонд культурных инициатив, созданный в мае 2021 года, стал для креативных людей России новым поводом заявить о себе, а также заставил их столкнуться с определенными вызовами. О том, что оказалось для творцов самым сложным, как правильно распределить бюджет, и почему истинный гений не нуждается в трудностях для раскрытия своего таланта, рассказал корреспонденту РИА Новости Нелли Бондаренко гендиректор фонда Роман Карманов.– Впервые о Президентском фонде культурных инициатив мы услышали пару месяцев назад, и, наверное, не все до конца понимают, что это за организация, и как она работает. Роман, как вы можете определить главную цель фонда?– Устав фонда говорит нам, что он создан для всесторонней поддержки творческих команд, причем ключевое слово здесь "всесторонней". С одной стороны, мы будем финансово поддерживать творческие команды и уже скоро увидим яркие проекты, новые имена и получим уникальную информацию о том, как живут творческие люди, чем они "дышат", и что им нужно для развития. С другой стороны, когда мы эту информацию получим, у нас уже будет основа для второй части нашей деятельности, к которой мы относим деятельность фонда как института развития. Это значит, что мы сделаем некие выводы о том, как действительно обстоят дела у творческих команд, и поймем, чем мы можем помочь.– Наверное, предварительные выводы уже можно сделать. С какими вызовами столкнулись творческие команды?– Думаю, что самый первый вызов для творческих людей – это необходимость прописать проект, изложить свою идею на бумаге. Одно дело, когда ты вынашиваешь замысел, делишься им с друзьями и близким – другое, когда возникает необходимость его оформить в проект. Для многих, я уверен, вызовом стала презентация. Она носит обязательный характер, и это сделано намеренно. Мы убрали много бюрократии, чтобы облегчить жизнь заявителям, а вот презентацию сделали обязательной, потому что творческие люди просто обязаны уметь изложить проект максимально доступно для тех, от кого зависит его судьба. Далеко не все пока с этой задачей могут справиться. Думаю, что если конкурс кого-то убедил в этом вопросе разобраться и научиться, то это уже небольшая победа.Со своей стороны мы сделали многое, чтобы наши заявители находили ответы на свои вопросы по конкурсу: мы постоянно на связи, полностью открыты, у нас работает контактный центр, мы оперативно отвечаем в соцсетях и мессенджерах, даем ответы с разъяснениями в письмах, проводим вебинары, подготовили методички по составлению заявок и бюджета и даже чек-листы самопроверки по подаче проекта на грант.– Финансовые вопросы для творческих людей, наверное, тоже своего рода вызов…– Да, вызовом стало все, что связано с бюджетом, но здесь мы не готовы идти ни на какие компромиссы, потому что речь идет о государственных деньгах. Мы должны быть абсолютно уверены, что люди, которые запрашивают поддержку, точно понимают, как и куда они эти деньги потратят, готовы это показать и объяснить. Понимаем, что это не просто, заполнить все пояснения, расписать спецификации, добыть цифры – но это тоже вызов, тот, кто полнее и содержательнее это сделает, у того больше шансов победить. Эксперты очень подробно будут разбираться в цифрах, которые запрашиваются. Это очень серьезный процесс – фактически ваша заявка – это заочный диалог с профессионалом, который хорошо понимает, какие затраты могут быть по тому или иному проекту. В каких-то случаях эксперт может предложить изменить цифры, такой механизм тоже предусмотрен.– Это такая функция для тех, кто переоценил свой проект?– Двух одинаковых заявок не бывает, ко всем нужно подходить индивидуально. Где-то могут быть заложены билеты бизнес-классом без необходимости, где-то могут быть предусмотрены деньги на покупку того оборудования, которое для одного проекта можно было бы арендовать, где-то гонорары и зарплаты, что называется, "не в рынке" – эксперты все это увидят и отреагируют. При высокой конкуренции на конкурсе, которая уже очевидна, важно, насколько адекватно и реалистично вы оцениваете реализацию своего проекта.– Исходя из полученных заявок, можете ли сделать выводы об интересе аудитории к конкурсу?– Интерес к конкурсу настолько высокий, что нам пришлось на неделю увеличить срок приема заявок, чтобы дать возможность тем, кто начал оформление заявок в последний момент, все успеть. В результате с учетом новых сроков у нас было оформлено более 38 тысяч личных кабинетов – их открывали авторы заявок и творческие коллективы. География конкурса охватывает 84 региона. По этим цифрам можно судить о том, что интерес к конкурсу, который проводится впервые, есть. И он немалый. Свои проекты нам направляют представили абсолютно разных сфер. Тем более, что впервые заявителями могут стать не только негосударственные НКО, но и коммерческие, и муниципальные организации, и индивидуальные предприниматели.– Можно ли попытаться представить типичный портрет вашего заявителя?– Типичный портрет сделать вряд ли удастся, потому что аудитория очень разная. Есть очень молодые люди и люди более старшего возраста, есть муниципальные организации и различные творческие объединения. Абсолютно точно это активное креативное ядро, которое есть в каждом городе, от которого исходят основные проекты и основная энергия. Они очень разные: музыканты, артисты, коллективы театров и музеев, есть очень много проектов, которые связаны с фестивалями, различными массовыми мероприятиями. Есть крупные проекты, которые носят, скорее, системообразующий характер. Например, когда создаются платформы для того, чтобы помогать творческим людям себя реализовывать, находить друг друга и финансирование. Проекты разного масштаба, и уровень финансовых запросов тоже разный: есть запросы по 200 тысяч, а есть, например, одна заявка, где команда запросила больше двух миллиардов. Здесь впору еще раз вспомнить о реалистичности.– Исходя из полученных заявок, можно ли сделать вывод об общем культурном уровне в стране? Разнится ли он от региона к региону, ведь в лидерах по количеству заявок все-таки Москва.– Конечно, в связи с тем, что масштабы территорий разные, Москва и Санкт-Петербург – в десятке лидеров. Но в ТОП-10, например, уверенно входят и Белгородская область, Татарстан, Самарская область, Якутия. Нельзя сказать, что предоставленными возможностями воспользуются только те территории, которые мы привыкли видеть во многих проектах в первых рядах. Все-таки наши старания по информированию регионов дали плоды, потому что ТОП-10 регионов показывает, что большая часть поддержки уйдет в регионы. У нас получилось достучаться за этот достаточно короткий период до самых отдаленных регионов, поэтому считаем, задача выполнена. Уверен, что у нас все будет хорошо с яркими заявками и яркими проектами из регионов.– Повлияют ли гранты фонда на общий культурный фон, и когда мы сможем увидеть результаты?– Несомненно. Думаю, что первые результаты мы увидим уже осенью, а потом и в следующем году, то есть эта новая творческая волна по стране прокатится. Мы точно увидим новые имена, поскольку одно из популярных направлений – "Молодые лидеры" – это инициатива самих лидеров, а они проявятся немедленно после того, как получат средства на реализацию своих проектов. Уже очевидно, что мы увидим достаточно большое количество работ в интернете на разнообразных мультимедийных платформах, поскольку есть довольно широкий пласт проектов, связанных с видео. Вообще, поддержка локальных творческих проектов была преимущественно точечной: либо от бизнеса, либо от местной власти, а в таких масштабах, как это произойдет сейчас, мы еще никогда с этим не сталкивались, поэтому мы ожидаем, что жизнь станет ярче.– Как вы считаете, способствует ли финансовая поддержка выявлению истинных гениев? В истории культуры довольно много случаев, когда гении проявлялись именно на фоне кризисов, так, может быть, для создания шедевров они должны в какой-то мере страдать?– Я не согласен с концепцией, что гений должен быть обязательно бедным и должен обязательно страдать. Гений должен быть обеспечен ресурсами, у него должен быть хороший инструмент, у него должны быть все средства производства, которые ему нужны. Он может страдать сколько угодно, например, эмоционально от неразделенной любви, но если он захочет самовыразиться, у него должны быть для этого ресурсы. И в этом смысле я считаю, что помощь необходима, особенно сейчас, когда люди, включенные в сферу искусства и творчества находятся в крайне сложной ситуации. Места для выступления, для самовыражения – это все пока находится в дефиците, и самое интересное, что люди сами готовы все это организовывать, но им нужны деньги.– Насколько вам тема творчества близка? Понимаете ли вы проблемы своих заявителей?– Прекрасно понимаю, потому что когда-то занимался музыкой и сталкивался с множеством разного рода проблем, которые можно было решить сейчас в рамках этого конкурса. Была проблема найти музыкантов, то есть и тогда, и сейчас нужна платформа для поиска. Нужны места для того, чтобы музыканты где-то могли репетировать, сейчас это часто какие-то совсем не оборудованные помещения, которые надо приводить в надлежащий вид. Здесь размер города не имеет значения, эта проблема существует и в Петербурге, и во Владивостоке – где угодно. Потом, когда вы собрались, у вас возникает потребность в инструментах, пультах, колонках, а это все дорого. Затем возникает вопрос, куда идти выступать, ведь нужно с чего-то стартовать, нужны какие-то площадки для начинающих, фестивали, концертные залы и так далее. Какое направление ни возьми, там цепочка будет очень похожая. А сейчас это все решается: если ты понимаешь, что музыкантам нужна платформа, пожалуйста, подавай ее на конкурс, и если она хорошо прописана, большая вероятность, что она будет поддержана.– Когда запланирована следующая волна конкурса?– Это мы узнаем в сентябре, поскольку назначить срок – это прерогатива Координационного комитета во главе с Сергеем Владиленовичем Кириенко. Собрание Координационного комитета планируется осенью, в том числе для подведения итогов. Сейчас уже точно понятно, что первый конкурс стал чрезвычайно востребованным – о нем говорят в разных сообществах все лето, он здорово воодушевил творческих людей по всей стране, уже подано большое количество заявок. А значит, будут и следующие.– Каким вы видите развитие фонда в будущем?– Думаю, что в большей степени развитие будет лежать в поле образования для грантополучателей. Для этого мы должны у себя внутри фонда создать соответствующие структуры, линейки образовательных проектов, должны появиться люди, которые этим постоянно занимаются. В первую очередь программа образовательных проектов будет направлена на наших грантополучателей и на тех людей, которые пытались стать грантополучателями, но у них по каким-то причинам не получилось. Это те люди, которые уже проявили интерес к фонду, и с ними мы будем работать, потому что наша задача – поднимать качество проектов. Образовательная деятельность будет касаться и качества оформления заявок, и проектной деятельности, и презентаций, и вопросов бюджета. Это позволит переосмыслить уже готовые заявки, что-то поправить, доработать и подать их уже на следующий конкурс. Надеюсь, что это все в обозримой перспективе приведет к росту количества качественных креативных проектов.– Увеличится ли аудитория фонда в следующем году?– Мой прогноз – да, потому что у нас уже будут проекты, которые выиграют в этом конкурсе, часть из них будет участвовать в следующих. Также заявки будут подавать люди, у которых не получилось с первого раза оформить проекты достаточно убедительно, и которые их переосмыслили и доработали. И самое главное – с каждой волной информированность о возможностях фонда, я уверен, будет нарастать, и поэтому мы будем на следующих этапах фиксировать увеличение количества проектов и, самое главное, увеличение количества качественных проектов.
https://ria.ru/20210421/kultura-1729253536.html
https://ria.ru/20210517/fond-1732669179.html
https://ria.ru/20210614/samara-1736984349.html
https://ria.ru/20210615/fond-1737110921.html
https://ria.ru/20210729/fond-1743447423.html
владивосток
самарская область
москва
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/06/1744751125_130:0:1267:853_1920x0_80_0_0_ba41e6c239b1bfd1092b4fa3b72f3210.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью, владивосток, самарская область, москва, фонд президентских грантов, президентский фонд культурных инициатив, роман карманов
Интервью, Владивосток, Самарская область, Москва, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Роман Карманов
Президентский фонд культурных инициатив, созданный в мае 2021 года, стал для креативных людей России новым поводом заявить о себе, а также заставил их столкнуться с определенными вызовами. О том, что оказалось для творцов самым сложным, как правильно распределить бюджет, и почему истинный гений не нуждается в трудностях для раскрытия своего таланта, рассказал корреспонденту РИА Новости Нелли Бондаренко гендиректор фонда Роман Карманов. – Впервые о Президентском фонде культурных инициатив мы услышали пару месяцев назад, и, наверное, не все до конца понимают, что это за организация, и как она работает. Роман, как вы можете определить главную цель фонда?
– Устав фонда говорит нам, что он создан для всесторонней поддержки творческих команд, причем ключевое слово здесь "всесторонней". С одной стороны, мы будем финансово поддерживать творческие команды и уже скоро увидим яркие проекты, новые имена и получим уникальную информацию о том, как живут творческие люди, чем они "дышат", и что им нужно для развития. С другой стороны, когда мы эту информацию получим, у нас уже будет основа для второй части нашей деятельности, к которой мы относим деятельность фонда как института развития. Это значит, что мы сделаем некие выводы о том, как действительно обстоят дела у творческих команд, и поймем, чем мы можем помочь.
– Наверное, предварительные выводы уже можно сделать. С какими вызовами столкнулись творческие команды?
– Думаю, что самый первый вызов для творческих людей – это необходимость прописать проект, изложить свою идею на бумаге. Одно дело, когда ты вынашиваешь замысел, делишься им с друзьями и близким – другое, когда возникает необходимость его оформить в проект. Для многих, я уверен, вызовом стала презентация. Она носит обязательный характер, и это сделано намеренно. Мы убрали много бюрократии, чтобы облегчить жизнь заявителям, а вот презентацию сделали обязательной, потому что творческие люди просто обязаны уметь изложить проект максимально доступно для тех, от кого зависит его судьба. Далеко не все пока с этой задачей могут справиться. Думаю, что если конкурс кого-то убедил в этом вопросе разобраться и научиться, то это уже небольшая победа.
Со своей стороны мы сделали многое, чтобы наши заявители находили ответы на свои вопросы по конкурсу: мы постоянно на связи, полностью открыты, у нас работает контактный центр, мы оперативно отвечаем в соцсетях и мессенджерах, даем ответы с разъяснениями в письмах, проводим вебинары, подготовили методички по составлению заявок и бюджета и даже чек-листы самопроверки по подаче проекта на грант.
– Финансовые вопросы для творческих людей, наверное, тоже своего рода вызов…
– Да, вызовом стало все, что связано с бюджетом, но здесь мы не готовы идти ни на какие компромиссы, потому что речь идет о государственных деньгах. Мы должны быть абсолютно уверены, что люди, которые запрашивают поддержку, точно понимают, как и куда они эти деньги потратят, готовы это показать и объяснить. Понимаем, что это не просто, заполнить все пояснения, расписать спецификации, добыть цифры – но это тоже вызов, тот, кто полнее и содержательнее это сделает, у того больше шансов победить. Эксперты очень подробно будут разбираться в цифрах, которые запрашиваются. Это очень серьезный процесс – фактически ваша заявка – это заочный диалог с профессионалом, который хорошо понимает, какие затраты могут быть по тому или иному проекту. В каких-то случаях эксперт может предложить изменить цифры, такой механизм тоже предусмотрен.
– Это такая функция для тех, кто переоценил свой проект?
– Двух одинаковых заявок не бывает, ко всем нужно подходить индивидуально. Где-то могут быть заложены билеты бизнес-классом без необходимости, где-то могут быть предусмотрены деньги на покупку того оборудования, которое для одного проекта можно было бы арендовать, где-то гонорары и зарплаты, что называется, "не в рынке" – эксперты все это увидят и отреагируют. При высокой конкуренции на конкурсе, которая уже очевидна, важно, насколько адекватно и реалистично вы оцениваете реализацию своего проекта.
– Исходя из полученных заявок, можете ли сделать выводы об интересе аудитории к конкурсу?
– Интерес к конкурсу настолько высокий, что нам пришлось на неделю увеличить срок приема заявок, чтобы дать возможность тем, кто начал оформление заявок в последний момент, все успеть. В результате с учетом новых сроков у нас было оформлено более 38 тысяч личных кабинетов – их открывали авторы заявок и творческие коллективы. География конкурса охватывает 84 региона. По этим цифрам можно судить о том, что интерес к конкурсу, который проводится впервые, есть. И он немалый. Свои проекты нам направляют представили абсолютно разных сфер. Тем более, что впервые заявителями могут стать не только негосударственные НКО, но и коммерческие, и муниципальные организации, и индивидуальные предприниматели.
– Можно ли попытаться представить типичный портрет вашего заявителя?
– Типичный портрет сделать вряд ли удастся, потому что аудитория очень разная. Есть очень молодые люди и люди более старшего возраста, есть муниципальные организации и различные творческие объединения. Абсолютно точно это активное креативное ядро, которое есть в каждом городе, от которого исходят основные проекты и основная энергия. Они очень разные: музыканты, артисты, коллективы театров и музеев, есть очень много проектов, которые связаны с фестивалями, различными массовыми мероприятиями. Есть крупные проекты, которые носят, скорее, системообразующий характер. Например, когда создаются платформы для того, чтобы помогать творческим людям себя реализовывать, находить друг друга и финансирование. Проекты разного масштаба, и уровень финансовых запросов тоже разный: есть запросы по 200 тысяч, а есть, например, одна заявка, где команда запросила больше двух миллиардов. Здесь впору еще раз вспомнить о реалистичности.
– Исходя из полученных заявок, можно ли сделать вывод об общем культурном уровне в стране? Разнится ли он от региона к региону, ведь в лидерах по количеству заявок все-таки Москва. – Конечно, в связи с тем, что масштабы территорий разные, Москва и
Санкт-Петербург – в десятке лидеров. Но в ТОП-10, например, уверенно входят и
Белгородская область, Татарстан,
Самарская область, Якутия. Нельзя сказать, что предоставленными возможностями воспользуются только те территории, которые мы привыкли видеть во многих проектах в первых рядах. Все-таки наши старания по информированию регионов дали плоды, потому что ТОП-10 регионов показывает, что большая часть поддержки уйдет в регионы. У нас получилось достучаться за этот достаточно короткий период до самых отдаленных регионов, поэтому считаем, задача выполнена. Уверен, что у нас все будет хорошо с яркими заявками и яркими проектами из регионов.
– Повлияют ли гранты фонда на общий культурный фон, и когда мы сможем увидеть результаты?
– Несомненно. Думаю, что первые результаты мы увидим уже осенью, а потом и в следующем году, то есть эта новая творческая волна по стране прокатится. Мы точно увидим новые имена, поскольку одно из популярных направлений – "Молодые лидеры" – это инициатива самих лидеров, а они проявятся немедленно после того, как получат средства на реализацию своих проектов. Уже очевидно, что мы увидим достаточно большое количество работ в интернете на разнообразных мультимедийных платформах, поскольку есть довольно широкий пласт проектов, связанных с видео. Вообще, поддержка локальных творческих проектов была преимущественно точечной: либо от бизнеса, либо от местной власти, а в таких масштабах, как это произойдет сейчас, мы еще никогда с этим не сталкивались, поэтому мы ожидаем, что жизнь станет ярче.
– Как вы считаете, способствует ли финансовая поддержка выявлению истинных гениев? В истории культуры довольно много случаев, когда гении проявлялись именно на фоне кризисов, так, может быть, для создания шедевров они должны в какой-то мере страдать?
– Я не согласен с концепцией, что гений должен быть обязательно бедным и должен обязательно страдать. Гений должен быть обеспечен ресурсами, у него должен быть хороший инструмент, у него должны быть все средства производства, которые ему нужны. Он может страдать сколько угодно, например, эмоционально от неразделенной любви, но если он захочет самовыразиться, у него должны быть для этого ресурсы. И в этом смысле я считаю, что помощь необходима, особенно сейчас, когда люди, включенные в сферу искусства и творчества находятся в крайне сложной ситуации. Места для выступления, для самовыражения – это все пока находится в дефиците, и самое интересное, что люди сами готовы все это организовывать, но им нужны деньги.
– Насколько вам тема творчества близка? Понимаете ли вы проблемы своих заявителей?
– Прекрасно понимаю, потому что когда-то занимался музыкой и сталкивался с множеством разного рода проблем, которые можно было решить сейчас в рамках этого конкурса. Была проблема найти музыкантов, то есть и тогда, и сейчас нужна платформа для поиска. Нужны места для того, чтобы музыканты где-то могли репетировать, сейчас это часто какие-то совсем не оборудованные помещения, которые надо приводить в надлежащий вид. Здесь размер города не имеет значения, эта проблема существует и в Петербурге, и во
Владивостоке – где угодно. Потом, когда вы собрались, у вас возникает потребность в инструментах, пультах, колонках, а это все дорого. Затем возникает вопрос, куда идти выступать, ведь нужно с чего-то стартовать, нужны какие-то площадки для начинающих, фестивали, концертные залы и так далее. Какое направление ни возьми, там цепочка будет очень похожая. А сейчас это все решается: если ты понимаешь, что музыкантам нужна платформа, пожалуйста, подавай ее на конкурс, и если она хорошо прописана, большая вероятность, что она будет поддержана.
– Когда запланирована следующая волна конкурса?
– Это мы узнаем в сентябре, поскольку назначить срок – это прерогатива Координационного комитета во главе с Сергеем Владиленовичем Кириенко. Собрание Координационного комитета планируется осенью, в том числе для подведения итогов. Сейчас уже точно понятно, что первый конкурс стал чрезвычайно востребованным – о нем говорят в разных сообществах все лето, он здорово воодушевил творческих людей по всей стране, уже подано большое количество заявок. А значит, будут и следующие.
– Каким вы видите развитие фонда в будущем?
– Думаю, что в большей степени развитие будет лежать в поле образования для грантополучателей. Для этого мы должны у себя внутри фонда создать соответствующие структуры, линейки образовательных проектов, должны появиться люди, которые этим постоянно занимаются. В первую очередь программа образовательных проектов будет направлена на наших грантополучателей и на тех людей, которые пытались стать грантополучателями, но у них по каким-то причинам не получилось. Это те люди, которые уже проявили интерес к фонду, и с ними мы будем работать, потому что наша задача – поднимать качество проектов. Образовательная деятельность будет касаться и качества оформления заявок, и проектной деятельности, и презентаций, и вопросов бюджета. Это позволит переосмыслить уже готовые заявки, что-то поправить, доработать и подать их уже на следующий конкурс. Надеюсь, что это все в обозримой перспективе приведет к росту количества качественных креативных проектов.
– Увеличится ли аудитория фонда в следующем году?
– Мой прогноз – да, потому что у нас уже будут проекты, которые выиграют в этом конкурсе, часть из них будет участвовать в следующих. Также заявки будут подавать люди, у которых не получилось с первого раза оформить проекты достаточно убедительно, и которые их переосмыслили и доработали. И самое главное – с каждой волной информированность о возможностях фонда, я уверен, будет нарастать, и поэтому мы будем на следующих этапах фиксировать увеличение количества проектов и, самое главное, увеличение количества качественных проектов.