На крыльях ветра: как пожарные вертолеты обеспечивают безопасность Москвы
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкВертолеты МАЦ мониторят пожароопасную обстановку
Читать ria.ru в
Лето – один из самых активных периодов работы московских пожарных на вертолетах. В знойные дни вероятность возгорания на природных территориях и в городской застройке возрастает, а значит, и специалисты работают в усиленном режиме, регулярно отслеживая обстановку в мегаполисе с высоты птичьего полета. Корреспондент сайта "РИА Недвижимость" вылетел с экипажем Московского авиационного центра (МАЦ) на новом вертолете в рабочее патрулирование и узнал, что чаще всего становится причиной пожаров летом, и как с ними борются специалисты.
Красный дракон
Борт Ка-32А11BC становится видно задолго до того, как шум от его лопастей наполняет разгоряченный воздух над вертолетной площадкой в Щапово. Массивный и ярко-красный, вертолет уверенно описывает широкий полукруг над местом посадки и начинает плавно снижаться. Водителям, стоящим в пробке на пролегающей рядом трассе, везет – от ударной волны горячего ветра, пыли и травы прямо в глаза их защищают надежно закрытые окна.
Не выключая работающих лопастей, командир авиационной эскадрильи МАЦ Евгений Артюхин за стеклом кабины пилотирования подает знак – можно грузиться в кабину. От звука работающих моторов буквально закладывает уши. К счастью, гостям на борту выдают защитные наушники – в них нет гарнитуры для постоянной связи, как у членов экипажа, но они и ни к чему. Пилотов эскадрильи, как и водителей на земле, за штурвалом отвлекать нельзя.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкЧлены экипажа пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве
Члены экипажа пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве
Спустя несколько минут после посадки вертолет снова поднимается в воздух, набирает высоту, и из окна открывается потрясающий вид на зеленые просторы новой Москвы, в которых то и дело мелькают водоемы, ухоженные частные дома и строительные площадки, на которых растут новостройки. Пока борт ловко лавирует в воздушных потоках, члены экипажа внимательно следят за происходящим внизу и на горизонте на случай обнаружения дыма.
Такие облеты в пожароопасный период, который длится с мая по октябрь, специалисты МАЦ совершают раз в сутки, все остальное время борт находится на дежурстве и в любой момент может быть вызван на ликвидацию возгорания или разведку.
В рамках подготовки к летнему сезону в Москве специалистами комплекса городского хозяйства столицы и городских экстренных служб был принят ряд мер для профилактики возгорания травы и природных пожаров. Специалисты расчистили лесопарковые и лесные зоны от сухостоя, подготовили места забора воды для авиационной техники, вертолетные площадки, оборудовали подъездные пути к водоемам. В населенных пунктах, прилегающих к лесным массивам, сделали противопожарную опашку. Ее общая протяженность составила около 1,5 тысячи километров при ширине 25 метров.
Для защиты от пожаров только в новой Москве работает 11 пожарных частей общей численностью свыше 250 человек и более 70 единиц пожарно-спасательной техники.
По первому зову
Маршрут облета новой Москвы протяженностью около 230 километров заканчивается там же, где и начинался – на вертолетной площадке в Щапово, куда Ка32А11ВС приземляется примерно через 40 минут после взлета. Пилоты выключают лопасти, и в кабине становится непривычно тихо. Зато наконец-то можно снять наушники и спокойно поговорить с командиром эскадрильи.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкПилот пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) Артюхин Евгений Алексндрович после облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве
Пилот пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) Артюхин Евгений Алексндрович после облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве
"Мы сейчас облетели маршрут по новой Москве, мониторили пожарную обстановку и пруды на предмет выявления большого скопления купающихся лиц, чтобы в случае необходимости оказать помощь", – рассказывает Артюхин, стоя в тени борта – в единственном месте на площадке, где можно укрыться от солнца. Параллельно члены экипажа просматривают, не видно ли где дыма – с воздуха он далеко и четко просматривается. Если зафиксировали дым, то летим сразу туда, снимаем координаты и принимаем решение: тушение на месте или вызов оперативных групп, добавляет он.
«
Вертолеты Московского авиационного центра ежедневно совершают облеты. При обнаружении очагов возгорания пилоты сразу передают информацию на пульт оперативных служб. Все вертолеты оборудованы водосливными устройствами, что позволяет в случае необходимости незамедлительно приступить к тушению пожара. В ТиНАО подготовлено 250 пожарных водоемов с обустройством пожарных пирсов и подъездов к ним, из них 141 имеет водозаборные устройства. Дополнительно для тушения пожаров созданы отряды поливомоечной техники.
На борту Ка32А11ВС предусмотрено специальное водосливное устройство: чтобы потушить огонь, вертолет с его помощью сначала забирает воду из ближайшего водоема, а затем сбрасывает ее на очаг возгорания. Хотя вертолет поступил на вооружение МАЦ относительно недавно, в конце прошлого года, "боевое крещение" борт и его оборудование уже прошли. В частности, рассказывает Артюхин, только в июне его привлекали на тушение в деревне Тучково под Кубинкой и к ликвидации пожара на Лужнецкой набережной в Москве, и это не считая рабочих облетов.
Сохраняйте спокойствие: как пожарные спасают людей в высотных домах
26 ноября 2018, 11:58
"Только с 1 мая мы провели порядка 300 облетов по мониторингу пожарной обстановки. В пожароопасный период и в периоды аномального зноя контроль, конечно, усиливается. Мы следим не только за ТиНАО, но и за всей Москвой, плюс регулярный мониторинг осуществляют коллеги на санитарных вертолетах. Они постоянно дежурят на площадках при больницах, при наблюдении дыма немедленно докладывают дежурным, и силы реагирования уже принимают решение, кого отправлять и как тушить", – объясняет Артюхин.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкЧлен экипажа пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
Член экипажа пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
1 из 4
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкВид на дома в садовом товариществе из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
Вид на дома в садовом товариществе из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
2 из 4
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкВид на автомобили на дороге из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
Вид на автомобили на дороге из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
3 из 4
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкВид на автомобиль на трассе из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
Вид на автомобиль на трассе из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
4 из 4
Член экипажа пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
1 из 4
Вид на дома в садовом товариществе из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
2 из 4
Вид на автомобили на дороге из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
3 из 4
Вид на автомобиль на трассе из иллюминатора пожарного вертолета Ка-32А11ВС Московского авиационного центра (МАЦ) во время облета территорий для мониторинга пожароопасной обстановки и выявления возможных очагов пожара в Москве.
4 из 4
Связь между пилотами работает и в обратную сторону: если во время дежурства экипаж Ка32А11ВС с воздуха замечает, что на водоеме в зоне их ответственности кому-то из отдыхающих нужна помощь, оперативному дежурному отправляется сигнал о необходимости вызвать санитарный борт.
«
"Конечно, и на нашем вертолете можно транспортировать пострадавших, но, если на нем сесть на площадку при больнице, здание может пострадать – "дует" от вертолета слишком сильно плюс он очень тяжелый", – говорит командир эскадрильи МАЦ.
К счастью, делится опытом Артюхин, крупных природных пожаров на территории Москвы и новой Москвы этим летом еще не случалось, несмотря на высокую температуру.
Песнь воды и пламени, или Особенности работы воздушных пожарных
15 августа 2019, 14:05
"Пока все зеленое, сухой травы нет – обстановка относительно спокойная. Впрочем, присутствует и человеческий фактор: летом большая часть возгораний происходит из-за тех же шашлыков и несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности. С другой стороны, и замыкание проводки нельзя спрогнозировать. В любом случае мы всегда готовы к оказанию помощи", – заключает командир эскадрильи.