11:00 06.07.2021
(обновлено: 11:07 06.07.2021)
Ренат Мистахов: сегодня мы - лидеры в военном кораблестроении
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкГенеральный директор судостроительной корпорации "Ак Барс" Ренат Мистахов на стенде МИА "Россия сегодня"
![Генеральный директор судостроительной корпорации Ак Барс Ренат Мистахов на стенде МИА Россия сегодня Генеральный директор судостроительной корпорации Ак Барс Ренат Мистахов на стенде МИА Россия сегодня - РИА Новости, 1920, 06.07.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/05/1739978249_0:394:2805:1972_1920x0_80_0_0_1e78a069fc0168125b88b96fb78ec945.jpg)
Судостроительная корпорация "Ак Барс" строит малые ракетные корабли, противодиверсионные катера и патрульные корабли, но собирается расширять производственную линейку и строить корабли большего водоизмещения. О том, какие новые подходы "Ак Барс" предлагает иностранным заказчикам, чем отличаются российские корабли от НАТОвских, и в каком направлении движется мысль российских корабелов и конструкторов, рассказал в интервью специальным корреспондентам РИА Новости Сергею Сафронову и Денису Кайырану гендиректор корпорации Ренат Мистахов.
– Какие корабли вы предлагаете на экспорт?
– Сейчас мы на экспорт предлагаем корабли "Сарсар" в различных модификациях, противодиверсионные катера проекта 21980 "Грачонок", патрульные корабли 22160, малые каретные корабли "Каракурт" и фрегаты "Гепард".
– Какие страны интересуются вашими кораблями?
– Если говорить по странам, у нас сейчас идет разделение на три основных группы: страны, входящие в ОДКБ, страны АСЕАН и страны Ближнего Востока. Конечно, смотрим на Африку, но с ними пока сложно, нет понимания. У них нет единой системы оплаты, то есть ресурсы есть, но не очень понятно, как их реализовать.
Мы предлагаем на экспорт проекты, которые построены и для российского флота. Потому что одно дело – это модели, а другое – конкретные проекты, которые есть вживую, которые ходят по воде.
Хочется поблагодарить Военно-морской флот России за то, что моряки сегодня с интересом относятся к судостроительной промышленности, выбирают разные проекты, не боятся реализовывать их для российского флота, и появляется огромная линейка интересных проектов, начиная от катеров, малых ракетных кораблей, корветов, а также фрегатов и выше.
© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкМалый ракетный корабль "Одинцово" проекта 22800 "Каракурт" в Санкт-Петербурге
![Малый ракетный корабль Одинцово проекта 22800 Каракурт в Санкт-Петербурге Малый ракетный корабль Одинцово проекта 22800 Каракурт в Санкт-Петербурге - РИА Новости, 1920, 05.07.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/05/1739979353_0:0:3095:2048_1920x0_80_0_0_a3c3b530a5c1607bd4ac782a20c74575.jpg)
Малый ракетный корабль "Одинцово" проекта 22800 "Каракурт" в Санкт-Петербурге
Исходя из этого мы работаем уже и над более крупными кораблями, это большие десантные корабли. Мы отрабатываем этот вопрос на предмет создания экспортного облика.
– Какие это БДК?
– Его пока нет, мы только отрабатываем. Сейчас будем выходить с паспортом экспортного облика, чтобы можно было заявиться с новым кораблем и линейку водоизмещения расширить.
– Получается, вы конкурируете с заводом "Янтарь", который строит БДК проекта 11711?
– Конкуренция, она всегда есть. В России нельзя нам быть монополистами. Монополия убьет промышленность. В этом случае не будет некоего драйва между предприятиями, нормальной рабочей конкуренции.
Наши компетенции с каждым годом растут, и для того, чтобы их можно было использовать в правильном русле, мы должны постоянно генерить. Не только в гражданском направлении идти, хоть мы там и более свободно себя чувствуем. Мы построили серию глиссирующих кораблей на водометах, построили первое в России судно на сжиженном природном газе. Сейчас мы осваиваем круизные суда.
– Какой у вас сегодня портфель экспортных заказов?
– В процентном соотношении он составляет до 5% от общего объема.
– А сколько вообще военная продукция составляет от общего выпуска?
– В пределах 60%.
– В рублёвом выражении это сколько?
– Годовая выручка у нас 50 миллиардов. Но портфель заказов у нас до 2023 года, то есть мы не загружены. Мы в среднем сдаем по восемь военных кораблей и гражданских судов в год. В этом году – восемь, в следующем – девять.
– Какими кораблями больше всего интересуются заказчики?
– Очень большой интерес проявляют к "Торнадо". У этого корабля есть различные варианты – патрульные, малые ракетные, артиллерийские корабли водоизмещением от 700 до 1200 тонн. Также интересуются катерами 21980Э и малыми ракетными кораблями "Каракурт".
Проявляют интерес к патрульному кораблю проекта 22160 и "Гепарду". У него тоже разные модификации есть. Мы сделали ракетный корабль, ушли от ракет "Уран" и предложили комплекс Club. На водоизмещение около двух тысяч тонн разместили 24 ракеты. Водоизмещения полторы-две тысячи тонн достаточно, чтобы ракетный комплекс нормально размещался и нормально отрабатывал задачи.
На "Каракуртах" и "Торнадо" тоже можно размещать эти ракеты, но учитывая, что зачастую, корабли этого проекта используются еще и как патрульные, которые береговую охрану обеспечивают, то личному составу легче размещаться на кораблях водоизмещением полторы-две тысячи тонн.
Это тоже немаловажно. Там все есть для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность, люди же тоже в закрытом пространстве находятся.
– Тем более теперь корабли строятся без иллюминаторов.
– Поверьте, внутри мы делаем все условия. Отделка, которая сегодня есть, в разы отличается, огромное спасибо компаниям, с которыми мы сотрудничаем. Они постоянно предлагают новые идеи, предложения отделки, внутри делается все, чтобы экипаж находился в хороших условиях.
© РИА Новости / Виталий Тимкив | Перейти в медиабанкХодовая рубка патрульного корабля "Павел Державин"
![Ходовая рубка патрульного корабля Павел Державин Ходовая рубка патрульного корабля Павел Державин - РИА Новости, 1920, 05.07.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/05/1739981472_0:0:3071:2048_1920x0_80_0_0_5f7bbb1ff7fa22c93ac0bd4e1bba7c95.jpg)
Ходовая рубка патрульного корабля "Павел Державин"
Иностранные заказчики, интересующиеся нашими кораблями, отмечают, что они гораздо более вооружены, чем НАТОвские. Внутри все системами просто запичкано. То есть если не хватает какого-то одного оружия, можно пальнуть из другого.
Вопрос поднимался о том, что нашим кораблям не хватает целеуказания. Нет этой проблемы. На сегодня наши производители добились очень хороших результатов, чтобы корабли обеспечивали целеуказание, отрабатывали вопросы точности и кучности стрельбы. Вооружение наше и технические характеристики кораблей настолько шагнули вперед, что мы сегодня имеем лидирующее положение в мировом сообществе в рамках военного кораблестроения. Здесь просто нужно правильно расставлять акценты по странам и делать подходящие предложения.
Мы предлагаем комплексный подход: от идеи до реализации. Это и формирование техзадания, это и проектирование, это и строительство, либо у нас, либо совместное, обучение личного состава, обучение рабочих и служащих, организация производства в их стране. То есть мы готовы делать техпроект завода, передавать технологические процессы, организовывать производство, сервисное и гарантийное обслуживание, утилизацию.
– Кто-то заинтересовался таким комплексным предложением?
– Одна из стран АСЕАН заинтересовалась. Они готовы построить два корабля у нас, и два корабля у них. С организацией производства у них, чтобы мы взяли все под контроль и с обучением их рабочих служащих. Интерес проявляют к проекту 22160.
© РИА Новости / Виталий Тимкив | Перейти в медиабанкПатрульный корабль проекта 22160 "Дмитрий Рогачев" на Новороссийской военно-морской базе
![Патрульный корабль проекта 22160 Дмитрий Рогачев на Новороссийской военно-морской базе Патрульный корабль проекта 22160 Дмитрий Рогачев на Новороссийской военно-морской базе - РИА Новости, 1920, 05.07.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/05/1739985707_0:0:3300:2047_1920x0_80_0_0_2b550b76b89c0f769d24194a54e3498d.jpg)
Патрульный корабль проекта 22160 "Дмитрий Рогачев" на Новороссийской военно-морской базе
Это современный проект. На эту базу мы вместе с Северным проектно-конструкторским бюро мы наложили и ракетные комплексы Club и зенитные комплексы "Панцирь-МЕ" побортно.
Судно с очень хорошей мореходностью, с дальностью плавания до семи тысяч миль с возможностью размещения экипажа, наличием всех необходимых условий для хранения. Это корабль неограниченной зоны плавания.
– Когда будут заложены еще суда на сжижженом природном газе? Сообщалось, что всего их будет 20.
– Раз сказали 20, значит будет 20. В этом году закладка еще двух "Чаек-СПГ". В этом году заложили два "Метеора-2020". Это новый проект, который строится. На следующий год мы их покажем. Кроме того, планируется выйти до конца года на утверждение техзадания и преддоговорную работу по кораблю каютного варианта, речь идет о проекте 17400.
– А их сколько будет заложено?
– Заложены они будут потом, когда будет договор. Это вы торопите события: корабль же продать – это не молоко в магазине, работа идет годами.
Две стороны – заказчик и исполнитель. Заказчик хочет поинтереснее и подешевле. Наша доля, корабелов, в судне занимает от 10 до 20 процентов. Остальное – это поставщики оборудования и материалов. По сути дела, мы тот канал, который дает возможность развития промышленности России.