Рейтинг@Mail.ru
85 лет назад амурские волны покорились инженерам-судостроителям - РИА Новости, 30.06.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Морская держава - РИА Новости, 1920, 11.02.2021
Морская держава

85 лет назад амурские волны покорились инженерам-судостроителям

© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевАмурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре
Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре - РИА Новости, 1920, 30.06.2021
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 30 июн — РИА Новости. Суровый климат и непредсказуемый характер реки Амур не помещали создать на Дальнем Востоке уникальный судостроительный завод и новый город для него – Комсомольск-на-Амуре. О том, как 85 лет назад появилась первая верфь с утепленными доками, редакции проекта "Морская держава" рассказала руководитель музея Амурского судостроительного завода (АСЗ) Валентина Косарева.
На рубеже 1930-х власти СССР задумались об укреплении восточных границ страны из-за растущей военной мощи Японии и ее агрессивной внешней политики. В 1929 году была создана особая правительственная комиссия, которая приняла решение о возведении на Дальнем Востоке мощного судостроительного завода.
Планировалось, что предприятие будет выпускать ежегодно 6 подводных лодок, 3 эскадренных миноносца, 1 крейсер. Кроме того, заводу предстояло освоить производство глиссеров (легких быстроходных судов), вести специальный судоремонт, иметь резерв в литейном и механическом цехах.
Завод № 199 и непокорные волны
В 1932 году было определено место строительства и уникальный план будущего завода № 199. Однако с первым пунктом возникло немало сложностей.
«

"Вначале рассматривались другие варианты – реконструкция уже действующего Дальзавода в г. Владивостоке и строительство нового завода под Хабаровском, в районе села Ново-Воронежское. Однако близость к границе и обострившаяся международная обстановка (в сентябре 1931 г. японские войска стали продвигаться в северо-восточные провинции Маньчжурии, подготавливая плацдарм для нападения на СССР) заставили Москву пересмотреть эти варианты в пользу переноса строительства в глубь территории региона", - рассказала Валентина Косарева.

Суровые климатические условия и особенности реки Амур, в которой уровень воды регулярно поднимался на 10 метров, вынуждали создателей нового судостроительного завода использовать интересные инженерные решения. Так, главному инженеру бюро по проектированию судостроительных заводов и верфей "Проектверфь" Владимиру Полиевктовичу Костенко пришла в голову идея впервые отказаться от классических наклонных стапельных устройств и сооружать сухие утепленные доки (эллинги) выше уровня реки.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевСотрудники Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре
Сотрудники Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре - РИА Новости, 1920, 29.06.2021
Сотрудники Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре
Этот новаторский в мировом кораблестроении метод Костенко позволял ограничиться и меньшей территорией при строительстве завода – в непростых условиях Амура длина обычных наклонных стапелей получалась около 0,5 км, из-за чего нельзя было гарантировать безопасный спуск кораблей. Собирать суда на открытом воздухе, в суровые морозы, также было невозможно.
В эллингах, которые спроектировал Костенко, температура зимой поддерживалась до +10 градусов. В них должны были находиться полностью собранные корабли, которые оставалось только перенести к воде. Но такой способ также вызвал вопросы: проектировщикам было понятно, что нельзя спускать суда для достройки в русло такой непредсказуемой реки, как Амур. Для этого надо было найти более спокойные участки водной артерии.
9 апреля 1932 года правительственная комиссия приняла окончательное решение: территория села Пермского, у Малого и Большого Силинских озер, соприкасающихся с Амуром, в наибольшей степени подходит для строительства завода. В том же районе был построен новый город – Комсомольск-на-Амуре.
12 июня 1938 года в большом доке был заложен первый корабль, который был полностью построен на Дальнем Востоке, – крейсер "Калинин". Чуть позже в соседнем доке заложили второй крейсер – "Лазарь Каганович".
В годы Великой Отечественной войны
С первых дней войны производство было перестроено под фронтовые нужды. Всего Амурским судостроительным заводом было выпущено более 46 тысяч фугасных авиабомб, свыше 12 тысяч осколочных бомб А0-10, 161 тысячи артиллерийских снарядов АС-76.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевСотрудники на верфях Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре
Сотрудники на верфях Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре - РИА Новости, 1920, 29.06.2021
Сотрудники на верфях Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре
К 1941 году завод сдал Тихоокеанскому флоту два подводных минных заградителя, два лидера эскадренных миноносцев. Трудности военного времени не помешали завершить проекты, которые были начаты еще в 30-ые гг. В 1942 году был сдан крейсер "Калинин", а в конце 1944 года – крейсер "Каганович".
Угроза со стороны Японии продолжала оставаться актуальной, когда на Западном фронте война уже подходила к концу. В июне 1944 года завод получил сложное задание – за год подготовить производство и построить стальные самоходные паромы для переброски большого количества войск и вооружения с Западного фронта. Это имело большое значение для хода войны на Дальнем Востоке.
Руководитель музея в разговоре с корреспондентом проекта "Морская держава" подробно описала этапы строительства и эксплуатации паромной переправы:
«

"Проект самоходных дизель-электрических паромов с вертикальным 14-метровым лифтовым вагоноподъемником на носу утверждала комиссия ГКО под председательством маршала К.Е. Ворошилова. В 1944 году подразделения Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГ начали строить подъездные пути, делать железнодорожные насыпи, возводить станции. Основные работы были завершены 28 июля 1945 года".

Уже в конце июля госкомиссия приняла в эксплуатацию первый железнодорожный паром "Волга", а в конце сентября был сдан второй паром – "Дон".
© РИА Новости / Сергей МамонтовАмурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре
Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре - РИА Новости, 1920, 29.06.2021
Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре
Решение о строительстве паромной переправы сильно повлияло на ход разворачивающейся Японской кампании, а также помогло решить многие логистические проблемы (переброска войск, оружия, техники). Один только паром "Волга" во время войны перевез около 3 тысяч вагонов и основную массу десантных войск для освобождения Южного Сахалина и островов Курильской гряды.
Начало строительства АПЛ
В 1950-е годы "холодная война" стимулировала развитие военной техники. Постановлением Совета Министров СССР строительство атомных подводных лодок было доверено АСЗ.
Для этого в середине 50-х годов на предприятии была проведена масштабная реконструкция, а в инженерный состав вошли новые специалисты – инженеры-физики и операторы атомных энергетических установок.
В 1959 году условия работы АСЗ усложнились: крайняя дата изменилась, правительство обязало завод сдать головную АПЛ в 1960 году. Сотрудники предприятия прикладывали невероятные усилия, чтобы выполнить поставленную задачу в отведенные сроки. Им почти удалось это сделать, головная АПЛ с крылатыми ракетами была передана ВМФ в июне 1961 г.
За успешную работу в области атомного судостроения 28 апреля 1963 года завод был удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина.
Спасательное судно-катамаран Коммуна - РИА Новости, 1920, 15.06.2021
Столетний ветеран: история самого старого корабля России на службе
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала