Рейтинг@Mail.ru
“Скутергеддон” в России. Как избежать аварий с электросамокатами
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Скутергеддон" в России. Как избежать аварий с электросамокатами

© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в медиабанкМужчина в защитном шлеме катается на электросамокате
Мужчина в защитном шлеме катается на электросамокате - РИА Новости, 1920, 03.06.2021
Читать ria.ru в
МОСКВА, 3 июн — РИА Новости, Дмитрий Ермаков. В России набирает популярность прокат электросамокатов, но передвижение на них до сих пор вне правового поля. Вместе с тем в травмпункты все чаще попадают и ездоки, и прохожие. Есть даже летальные случаи. Чиновники предлагают снижать допустимую скорость в пешеходных зонах и другие изменения в ПДД. РИА Новости разбиралось, поможет ли это.

"Чуть не убили"

В конце мая Следственный комитет Санкт-Петербурга возбудил уголовное дело против Whoosh — одного из крупнейших в России сервисов по аренде электрических самокатов. В ведомстве решили, что услуги компании не отвечают требованиям безопасности пешеходов. Поводом послужил инцидент в центре города: группа самокатчиков сбила прохожих, среди которых был врач и писатель Валерий Айрапетян. Завязалась массовая драка. Айрапетян попал в больницу с тремя сломанными ребрами.
© РИА Новости / Наталья Селиверстова / Перейти в медиабанкПрохожие смотрят на мужчину, упавшего с велосипеда
Прохожие смотрят на мужчину, упавшего с велосипеда - РИА Новости, 1920, 02.06.2021
Прохожие смотрят на мужчину, упавшего с велосипеда
За последние два месяца в России произошло несколько десятков подобных аварий. Например, недавно серьезно пострадал фотограф из Волгограда Геннадий Гуляев.

"Ехал на велосипеде, а электросамокатчики на полном ходу влетели мне в бок. Чуть не убили, сознание потерял, хотели скорую вызывать. Вывих плеча, и ноги все побитые. Хорошо, аппаратура уцелела. Но велосипед в ремонте", — рассказал он.

В середине мая в Екатеринбурге двоих подростков на самокате сбил автомобиль. Их госпитализировали с травмами.
Есть летальные случаи. Так, в Ростове-на-Дону женщина на электрическом самокате попала под мусоровоз и погибла.

Закон не писан

Из-за волны таких инцидентов чиновники заговорили о необходимости поправок в федеральное законодательство. Глава дептранса Москвы Максим Ликсутов предложил снизить максимальную скорость движения электросамокатов на тротуарах до пешеходной. Идею поддержали в Госдуме, но до корректив дело пока не дошло.
Минтранс России еще в 2020-м хотел вписать в ПДД термин СИМ ("средства индивидуальной мобильности"). Речь шла и о гироскутерах, и моноколесах, а также скейтбордах и роликовых коньках. В ведомстве полагают, что надо запретить разгоняться быстрее 20 километров в час и ездить в нетрезвом виде. Передвигаться, по мнению чиновников, необходимо по велодорожкам, а если их нет, то по правому краю проезжей части или по обочине. Проект изменений пока не внесли в Госдуму.
В пресс-службе Минтранса на вопросы РИА Новости о судьбе инициативы не ответили.
Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов - РИА Новости, 1920, 14.05.2021
Максим Ликсутов: оплату "по лицу" планируем ввести в метро в этом году
Тем временем региональные власти уже сейчас сами регулируют безопасность на тротуарах. Например, в Петербурге чиновники предложили давать электросамокаты в аренду только по паспорту, чтобы не допускать несовершеннолетних. Правила в кикшеринговых сервисах и сейчас предполагают регистрацию с 18 лет, но по факту катаются все желающие.
В Татарстане обсуждают частичный запрет электросамокатов вне специальных зон. Чиновники подняли вопрос после недавнего инцидента: 21-летняя девушка сбила ребенка и скрылась.
В Анапе на электросамокатах и велосипедах уже нельзя ездить по городской набережной.

Сбили скорость

Операторы кикшеринга, в свою очередь, тоже усилили превентивные меры. Так, в Whoosh замедлили скутеры в ряде зон в Петербурге, Казани и Москве: скорость снижается автоматически при въезде. Правда, пока не до пешеходной — с 25 до 15 километров в час. Конкуренты — Urent — еще раньше ввели такие же ограничения в местах с высоким пешеходным трафиком в Москве и Петербурге.
Со временем таких участков может стать больше.

"Если видим, что самокат по всем признакам едет среди пешеходов — например, часто тормозит, — зона попадает под ограничение", — пояснила РИА Новости пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик.

У Urent, по словам пресс-секретаря компании Алены Сухаревской, "медленные" зоны появятся в большинстве городов присутствия.
Представители сервисов говорят, что если ограничения по скорости распространить на все тротуары, то клиенты начнут отказываться от проката.
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Перейти в медиабанкПункт проката электросамокатов у Парка культуры имени Горького в Москве
Пункт проката электросамокатов у Парка культуры им. Горького в Москве - РИА Новости, 1920, 02.06.2021
Пункт проката электросамокатов у Парка культуры имени Горького в Москве
"Если говорить о транспортной модели использования — когда самокату нужно преодолеть три или пять километров до нужной точки в условиях пробок, — то это повлияет на частоту выбора. Скорее человек поедет на машине или купит собственный самокат, который системно не ограничен", — отмечают в Whoosh.

Штраф — 500 евро

За рубежом проблема трафика электроскутеров встала еще несколько лет назад. Например, открытие в 2018-м в Сан-Франциско сразу трех сервисов кикшеринга привело к резкому росту аварийности. Жители города назвали это "скутергеддоном". В качестве протеста самокаты ломали, поджигали и переезжали автомобилями. Власти на время объявили эти транспортные средства вне закона — пока не подготовили ограничения. В итоге запретили пользоваться ими лицам моложе 18, без водительских прав и без шлема. Выезжать на тротуары в городе тоже нельзя.
© AP Photo / Janie HarСамокат в мусорном баке в Сан-Франциско. 2018 год
Самокат в мусорном баке в Сан-Франциско. 2018 год  - РИА Новости, 1920, 02.06.2021
Самокат в мусорном баке в Сан-Франциско. 2018 год
В большинстве стран ЕС действуют жесткие регламенты для тех, кто управляет электроскутерами. Ограничение скорости — как правило, до 20 километров в час. Ночью или в условиях плохой видимости водители обязаны носить светоотражающую одежду. Ездить можно только по велодорожкам. Если их нет — по правому краю проезжей части.
Нарушителей штрафуют. Так, в Германии за выезд на тротуар раскошеливаются на сумму от 15 до 30 евро. Вождение в нетрезвом виде — 500 евро и месячное лишение права управления автомобилем.

Полоса без препятствий

В России европейская схема организации движения возможна, но тогда электросамокаты станут исключительно развлечением: велодорожек мало даже в Москве, и доехать из точки А в точку Б, минуя тротуары, затруднительно.
В других городах велоинфраструктура еще слабее. Так, в центре Казани всего одна велодорожка длиной 300 метров — вдоль парка "Черное озеро".
Председатель общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов подчеркивает: выходом из ситуации может стать развитие инфраструктуры.

"Нужно вкладывать деньги, как в Сколково и Альметьевске, — говорит эксперт. — Да, там все делали с нуля, но определенное количество велодорожек можно организовать и в других населенных пунктах. Это поможет решить проблемы с самокатами и велосипедами".

В столичном дептрансе агентству сообщили, что такую работу уже ведут: в 2021-м в центре города велополосы проложат на 26 улицах. Кроме того, дорожки появятся в четырех спальных районах — Академическом, Марьино, Отрадном и Строгино.
© РИА Новости / Илья Питалев / Перейти в медиабанкДевушки едут на электросамокатах на Пушкинской набережной в Москве
Девушки едут на электросамокатах на Пушкинской набережной в Москве - РИА Новости, 1920, 02.06.2021
Девушки едут на электросамокатах на Пушкинской набережной в Москве
Второй путь — разрешить самокатам ездить по автомобильным дорогам по примеру велосипедов. Действующие ПДД в большинстве случаев предписывают им двигаться именно по обочине.
Но тогда, как отмечают собеседники агентства, в опасности окажутся уже люди на самокатах.

"Проблема даже не в самокатчиках, а в водителях, которые летят со скоростью 80 километров в час", — говорит эксперт "Городов за здравый смысл" Дмитрий Шевелев.

Координатор "Синих ведерок" Петр Шкуматов уверен: ни в коем случае нельзя выводить прогулочные самокаты на проезжую часть.

"У них низкий центр тяжести и очень высокая вероятность опрокидывания — будет много инцидентов с нанесением вреда здоровью, даже с гибелью людей", — подчеркивает он.

Впрочем, и в этом случае электросамокаты могут и не исчезнуть с тротуаров. Так, большинство велосипедистов в России ездят по пешеходным зонам без ограничений.
Велоактивист Владимир Бармин отмечает, что ни разу не слышал о штрафе за движение по тротуарам.
"Даже наоборот: иногда сотрудники ГИБДД в Москве, не зная ПДД, пытаются перевести велосипедистов на тротуар и удивляются, что те, оказывается, должны ехать по проезжей части", — рассказывает он.
Участники Московского весеннего велофестиваля. - РИА Новости, 1920, 17.04.2021
Самые популярные электросамокаты. Что выбрать и как правильно хранить
Эксперты убеждены, что маломощным прокатным электроустройствам можно двигаться по тротуарам на скорости 15 километров в час.

"Но при наезде на пешехода всю ответственность должен нести водитель", — говорит Шкуматов.

Дмитрий Шевелев тоже считает, что электросамокат на тротуаре не представляет серьезной опасности для пешеходов, если едет со скоростью 20 километров в час.
"Это скорость бегуна. Если водить с умом, вероятность травмы ничтожно мала", — рассуждает он. И добавляет, что самим пешеходам пора перестраиваться под новые реалии: не гулять по велодорожкам, смотреть по сторонам и отвлекаться от смартфонов.

Большинство — за

Результаты опросов показывают: самокаты людям нравятся, но многие их опасаются. Например, мэрия Новосибирска выяснила — 55,4 процента жителей города одобряет появление кикшеринга. При этом больше половины респондентов тревожатся, что их собьют и что движение самокатов не регулируют ПДД.
© РИА Новости / Алексей Майшев / Перейти в медиабанкЖители Москвы катаются на скейтах и самокатах по набережной
Жители Москвы катаются на скейтах и самокатах по набережной - РИА Новости, 1920, 02.06.2021
Жители Москвы катаются на скейтах и самокатах по набережной
По данным МВД, в прошлом году с участием самокатов произошло 331 ДТП. Погибли шесть человек. Статистика не учитывает столкновения на тротуарах, поскольку в правилах дорожного движения электросамокаты и подобный транспорт не обозначены.
Эксперты не исключают: несмотря на все меры, количество аварий в 2021-м может вырасти из-за популярности электрического транспорта. Сервисы проката запускают программы лояльности, чтобы привлечь клиентов. Число самокатов и спрос на них увеличиваются. Только в Москве около полумиллиона пользователей кикшеринга, которые совершают не меньше 1,3 миллиона поездок в месяц. Аудитория Whoosh в 2021-м составила более 3,5 миллиона в 17 городах России. У Urent — 40 тысяч самокатов в 40 с лишним городах. Аренду самокатов в этом году планируют запускать и другие компании, например Яндекс.
Кроме того, россияне активно пользуются и собственными СИМ. Кто и как будет следить за их ездой и наказывать за нарушения — пока под вопросом.
После публикации материала агентство получило ответ от Минтранса России. В ведомстве сообщили, что за прошедшие полгода в проект поправок были интегрированы предложения правительства Москвы и Общественной палаты. Теперь изменения должны согласовать в МВД России.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала