https://ria.ru/20210603/elektrosamokat-1735274723.html
"Скутергеддон" в России. Как избежать аварий с электросамокатами
“Скутергеддон” в России. Как избежать аварий с электросамокатами
"Скутергеддон" в России. Как избежать аварий с электросамокатами
В России набирает популярность прокат электросамокатов, но передвижение на них до сих пор вне правового поля. Вместе с тем в травмпункты все чаще попадают и... РИА Новости, 03.06.2021
2021-06-03T08:00
2021-06-03T08:00
2021-06-03T13:05
общество
госдума рф
максим ликсутов
авто
союз пешеходов
россия
москва
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/02/1576647991_0:356:3006:2047_1920x0_80_0_0_ff1120ed8b4d639a1a28b633670561ae.jpg
МОСКВА, 3 июн — РИА Новости, Дмитрий Ермаков. В России набирает популярность прокат электросамокатов, но передвижение на них до сих пор вне правового поля. Вместе с тем в травмпункты все чаще попадают и ездоки, и прохожие. Есть даже летальные случаи. Чиновники предлагают снижать допустимую скорость в пешеходных зонах и другие изменения в ПДД. РИА Новости разбиралось, поможет ли это."Чуть не убили"В конце мая Следственный комитет Санкт-Петербурга возбудил уголовное дело против Whoosh — одного из крупнейших в России сервисов по аренде электрических самокатов. В ведомстве решили, что услуги компании не отвечают требованиям безопасности пешеходов. Поводом послужил инцидент в центре города: группа самокатчиков сбила прохожих, среди которых был врач и писатель Валерий Айрапетян. Завязалась массовая драка. Айрапетян попал в больницу с тремя сломанными ребрами.За последние два месяца в России произошло несколько десятков подобных аварий. Например, недавно серьезно пострадал фотограф из Волгограда Геннадий Гуляев."Ехал на велосипеде, а электросамокатчики на полном ходу влетели мне в бок. Чуть не убили, сознание потерял, хотели скорую вызывать. Вывих плеча, и ноги все побитые. Хорошо, аппаратура уцелела. Но велосипед в ремонте", — рассказал он.В середине мая в Екатеринбурге двоих подростков на самокате сбил автомобиль. Их госпитализировали с травмами.Есть летальные случаи. Так, в Ростове-на-Дону женщина на электрическом самокате попала под мусоровоз и погибла.Закон не писанИз-за волны таких инцидентов чиновники заговорили о необходимости поправок в федеральное законодательство. Глава дептранса Москвы Максим Ликсутов предложил снизить максимальную скорость движения электросамокатов на тротуарах до пешеходной. Идею поддержали в Госдуме, но до корректив дело пока не дошло.Минтранс России еще в 2020-м хотел вписать в ПДД термин СИМ ("средства индивидуальной мобильности"). Речь шла и о гироскутерах, и моноколесах, а также скейтбордах и роликовых коньках. В ведомстве полагают, что надо запретить разгоняться быстрее 20 километров в час и ездить в нетрезвом виде. Передвигаться, по мнению чиновников, необходимо по велодорожкам, а если их нет, то по правому краю проезжей части или по обочине. Проект изменений пока не внесли в Госдуму.В пресс-службе Минтранса на вопросы РИА Новости о судьбе инициативы не ответили.Тем временем региональные власти уже сейчас сами регулируют безопасность на тротуарах. Например, в Петербурге чиновники предложили давать электросамокаты в аренду только по паспорту, чтобы не допускать несовершеннолетних. Правила в кикшеринговых сервисах и сейчас предполагают регистрацию с 18 лет, но по факту катаются все желающие.В Татарстане обсуждают частичный запрет электросамокатов вне специальных зон. Чиновники подняли вопрос после недавнего инцидента: 21-летняя девушка сбила ребенка и скрылась.В Анапе на электросамокатах и велосипедах уже нельзя ездить по городской набережной.Сбили скоростьОператоры кикшеринга, в свою очередь, тоже усилили превентивные меры. Так, в Whoosh замедлили скутеры в ряде зон в Петербурге, Казани и Москве: скорость снижается автоматически при въезде. Правда, пока не до пешеходной — с 25 до 15 километров в час. Конкуренты — Urent — еще раньше ввели такие же ограничения в местах с высоким пешеходным трафиком в Москве и Петербурге.Со временем таких участков может стать больше."Если видим, что самокат по всем признакам едет среди пешеходов — например, часто тормозит, — зона попадает под ограничение", — пояснила РИА Новости пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик.У Urent, по словам пресс-секретаря компании Алены Сухаревской, "медленные" зоны появятся в большинстве городов присутствия.Представители сервисов говорят, что если ограничения по скорости распространить на все тротуары, то клиенты начнут отказываться от проката."Если говорить о транспортной модели использования — когда самокату нужно преодолеть три или пять километров до нужной точки в условиях пробок, — то это повлияет на частоту выбора. Скорее человек поедет на машине или купит собственный самокат, который системно не ограничен", — отмечают в Whoosh.Штраф — 500 евроЗа рубежом проблема трафика электроскутеров встала еще несколько лет назад. Например, открытие в 2018-м в Сан-Франциско сразу трех сервисов кикшеринга привело к резкому росту аварийности. Жители города назвали это "скутергеддоном". В качестве протеста самокаты ломали, поджигали и переезжали автомобилями. Власти на время объявили эти транспортные средства вне закона — пока не подготовили ограничения. В итоге запретили пользоваться ими лицам моложе 18, без водительских прав и без шлема. Выезжать на тротуары в городе тоже нельзя.В большинстве стран ЕС действуют жесткие регламенты для тех, кто управляет электроскутерами. Ограничение скорости — как правило, до 20 километров в час. Ночью или в условиях плохой видимости водители обязаны носить светоотражающую одежду. Ездить можно только по велодорожкам. Если их нет — по правому краю проезжей части. Нарушителей штрафуют. Так, в Германии за выезд на тротуар раскошеливаются на сумму от 15 до 30 евро. Вождение в нетрезвом виде — 500 евро и месячное лишение права управления автомобилем. Полоса без препятствий В России европейская схема организации движения возможна, но тогда электросамокаты станут исключительно развлечением: велодорожек мало даже в Москве, и доехать из точки А в точку Б, минуя тротуары, затруднительно.В других городах велоинфраструктура еще слабее. Так, в центре Казани всего одна велодорожка длиной 300 метров — вдоль парка "Черное озеро". Председатель общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов подчеркивает: выходом из ситуации может стать развитие инфраструктуры."Нужно вкладывать деньги, как в Сколково и Альметьевске, — говорит эксперт. — Да, там все делали с нуля, но определенное количество велодорожек можно организовать и в других населенных пунктах. Это поможет решить проблемы с самокатами и велосипедами".В столичном дептрансе агентству сообщили, что такую работу уже ведут: в 2021-м в центре города велополосы проложат на 26 улицах. Кроме того, дорожки появятся в четырех спальных районах — Академическом, Марьино, Отрадном и Строгино.Второй путь — разрешить самокатам ездить по автомобильным дорогам по примеру велосипедов. Действующие ПДД в большинстве случаев предписывают им двигаться именно по обочине. Но тогда, как отмечают собеседники агентства, в опасности окажутся уже люди на самокатах. "Проблема даже не в самокатчиках, а в водителях, которые летят со скоростью 80 километров в час", — говорит эксперт "Городов за здравый смысл" Дмитрий Шевелев.Координатор "Синих ведерок" Петр Шкуматов уверен: ни в коем случае нельзя выводить прогулочные самокаты на проезжую часть. "У них низкий центр тяжести и очень высокая вероятность опрокидывания — будет много инцидентов с нанесением вреда здоровью, даже с гибелью людей", — подчеркивает он.Впрочем, и в этом случае электросамокаты могут и не исчезнуть с тротуаров. Так, большинство велосипедистов в России ездят по пешеходным зонам без ограничений.Велоактивист Владимир Бармин отмечает, что ни разу не слышал о штрафе за движение по тротуарам."Даже наоборот: иногда сотрудники ГИБДД в Москве, не зная ПДД, пытаются перевести велосипедистов на тротуар и удивляются, что те, оказывается, должны ехать по проезжей части", — рассказывает он. Эксперты убеждены, что маломощным прокатным электроустройствам можно двигаться по тротуарам на скорости 15 километров в час."Но при наезде на пешехода всю ответственность должен нести водитель", — говорит Шкуматов.Дмитрий Шевелев тоже считает, что электросамокат на тротуаре не представляет серьезной опасности для пешеходов, если едет со скоростью 20 километров в час."Это скорость бегуна. Если водить с умом, вероятность травмы ничтожно мала", — рассуждает он. И добавляет, что самим пешеходам пора перестраиваться под новые реалии: не гулять по велодорожкам, смотреть по сторонам и отвлекаться от смартфонов. Большинство — заРезультаты опросов показывают: самокаты людям нравятся, но многие их опасаются. Например, мэрия Новосибирска выяснила — 55,4 процента жителей города одобряет появление кикшеринга. При этом больше половины респондентов тревожатся, что их собьют и что движение самокатов не регулируют ПДД.По данным МВД, в прошлом году с участием самокатов произошло 331 ДТП. Погибли шесть человек. Статистика не учитывает столкновения на тротуарах, поскольку в правилах дорожного движения электросамокаты и подобный транспорт не обозначены.Эксперты не исключают: несмотря на все меры, количество аварий в 2021-м может вырасти из-за популярности электрического транспорта. Сервисы проката запускают программы лояльности, чтобы привлечь клиентов. Число самокатов и спрос на них увеличиваются. Только в Москве около полумиллиона пользователей кикшеринга, которые совершают не меньше 1,3 миллиона поездок в месяц. Аудитория Whoosh в 2021-м составила более 3,5 миллиона в 17 городах России. У Urent — 40 тысяч самокатов в 40 с лишним городах. Аренду самокатов в этом году планируют запускать и другие компании, например Яндекс. Кроме того, россияне активно пользуются и собственными СИМ. Кто и как будет следить за их ездой и наказывать за нарушения — пока под вопросом.После публикации материала агентство получило ответ от Минтранса России. В ведомстве сообщили, что за прошедшие полгода в проект поправок были интегрированы предложения правительства Москвы и Общественной палаты. Теперь изменения должны согласовать в МВД России.
https://ria.ru/20210514/liksutov-1732248819.html
https://ria.ru/20210417/samokat-1728534441.html
россия
москва
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/02/1576647991_140:0:2869:2047_1920x0_80_0_0_a4567c09f5d3ca59f7c7cc67f5b1fd23.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, госдума рф, максим ликсутов , авто, союз пешеходов, россия, москва
Общество, Госдума РФ, Максим Ликсутов , Авто, Союз пешеходов, Россия, Москва
МОСКВА, 3 июн — РИА Новости, Дмитрий Ермаков. В
России набирает популярность прокат электросамокатов, но передвижение на них до сих пор вне правового поля. Вместе с тем в травмпункты все чаще попадают и ездоки, и прохожие. Есть даже летальные случаи. Чиновники предлагают снижать допустимую скорость в пешеходных зонах и другие изменения в ПДД. РИА Новости разбиралось, поможет ли это.
В конце мая Следственный комитет
Санкт-Петербурга возбудил уголовное дело против Whoosh — одного из крупнейших в России сервисов по аренде электрических самокатов. В ведомстве решили, что услуги компании не отвечают требованиям безопасности пешеходов. Поводом послужил инцидент в центре города: группа самокатчиков сбила прохожих, среди которых был врач и писатель Валерий Айрапетян. Завязалась массовая драка. Айрапетян попал в больницу с тремя сломанными ребрами.
За последние два месяца в России произошло несколько десятков подобных аварий. Например, недавно серьезно пострадал фотограф из Волгограда Геннадий Гуляев.
«
"Ехал на велосипеде, а электросамокатчики на полном ходу влетели мне в бок. Чуть не убили, сознание потерял, хотели скорую вызывать. Вывих плеча, и ноги все побитые. Хорошо, аппаратура уцелела. Но велосипед в ремонте", — рассказал он.
В середине мая в
Екатеринбурге двоих подростков на самокате сбил автомобиль. Их госпитализировали с травмами.
Есть летальные случаи. Так, в
Ростове-на-Дону женщина на электрическом самокате попала под мусоровоз и погибла.
Из-за волны таких инцидентов чиновники заговорили о необходимости поправок в федеральное законодательство. Глава
дептранса Москвы
Максим Ликсутов предложил снизить максимальную скорость движения электросамокатов на тротуарах до пешеходной. Идею поддержали в
Госдуме, но до корректив дело пока не дошло.
Минтранс России еще в 2020-м хотел вписать в ПДД термин СИМ ("средства индивидуальной мобильности"). Речь шла и о гироскутерах, и моноколесах, а также скейтбордах и роликовых коньках. В ведомстве полагают, что надо запретить разгоняться быстрее 20 километров в час и ездить в нетрезвом виде. Передвигаться, по мнению чиновников, необходимо по велодорожкам, а если их нет, то по правому краю проезжей части или по обочине. Проект изменений пока не внесли в Госдуму.
В пресс-службе Минтранса на вопросы РИА Новости о судьбе инициативы не ответили.
Тем временем региональные власти уже сейчас сами регулируют безопасность на тротуарах. Например, в Петербурге чиновники предложили давать электросамокаты в аренду только по паспорту, чтобы не допускать несовершеннолетних. Правила в кикшеринговых сервисах и сейчас предполагают регистрацию с 18 лет, но по факту катаются все желающие.
В
Татарстане обсуждают частичный запрет электросамокатов вне специальных зон. Чиновники подняли вопрос после недавнего инцидента: 21-летняя девушка сбила ребенка и скрылась.
В
Анапе на электросамокатах и велосипедах уже нельзя ездить по городской набережной.
Операторы кикшеринга, в свою очередь, тоже усилили превентивные меры. Так, в Whoosh замедлили скутеры в ряде зон в Петербурге,
Казани и Москве: скорость снижается автоматически при въезде. Правда, пока не до пешеходной — с 25 до 15 километров в час. Конкуренты — Urent — еще раньше ввели такие же ограничения в местах с высоким пешеходным трафиком в Москве и Петербурге.
Со временем таких участков может стать больше.
«
"Если видим, что самокат по всем признакам едет среди пешеходов — например, часто тормозит, — зона попадает под ограничение", — пояснила РИА Новости пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик.
У Urent, по словам пресс-секретаря компании Алены Сухаревской, "медленные" зоны появятся в большинстве городов присутствия.
Представители сервисов говорят, что если ограничения по скорости распространить на все тротуары, то клиенты начнут отказываться от проката.
"Если говорить о транспортной модели использования — когда самокату нужно преодолеть три или пять километров до нужной точки в условиях пробок, — то это повлияет на частоту выбора. Скорее человек поедет на машине или купит собственный самокат, который системно не ограничен", — отмечают в Whoosh.
За рубежом проблема трафика электроскутеров встала еще несколько лет назад. Например, открытие в 2018-м в
Сан-Франциско сразу трех сервисов кикшеринга привело к резкому росту аварийности. Жители города назвали это "скутергеддоном". В качестве протеста самокаты ломали, поджигали и переезжали автомобилями. Власти на время объявили эти транспортные средства вне закона — пока не подготовили ограничения. В итоге запретили пользоваться ими лицам моложе 18, без водительских прав и без шлема. Выезжать на тротуары в городе тоже нельзя.
В большинстве стран ЕС действуют жесткие регламенты для тех, кто управляет электроскутерами. Ограничение скорости — как правило, до 20 километров в час. Ночью или в условиях плохой видимости водители обязаны носить светоотражающую одежду. Ездить можно только по велодорожкам. Если их нет — по правому краю проезжей части.
Нарушителей штрафуют. Так, в
Германии за выезд на тротуар раскошеливаются на сумму от 15 до 30 евро. Вождение в нетрезвом виде — 500 евро и месячное лишение права управления автомобилем.
В России европейская схема организации движения возможна, но тогда электросамокаты станут исключительно развлечением: велодорожек мало даже в Москве, и доехать из точки А в точку Б, минуя тротуары, затруднительно.
В других городах велоинфраструктура еще слабее. Так, в центре Казани всего одна велодорожка длиной 300 метров — вдоль парка "Черное озеро".
Председатель общественного движения "
Союз пешеходов" Владимир Соколов подчеркивает: выходом из ситуации может стать развитие инфраструктуры.
«
"Нужно вкладывать деньги, как в Сколково и Альметьевске, — говорит эксперт. — Да, там все делали с нуля, но определенное количество велодорожек можно организовать и в других населенных пунктах. Это поможет решить проблемы с самокатами и велосипедами".
В столичном дептрансе агентству сообщили, что такую работу уже ведут: в 2021-м в центре города велополосы проложат на 26 улицах. Кроме того, дорожки появятся в четырех спальных районах — Академическом, Марьино, Отрадном и Строгино.
Второй путь — разрешить самокатам ездить по автомобильным дорогам по примеру велосипедов. Действующие ПДД в большинстве случаев предписывают им двигаться именно по обочине.
Но тогда, как отмечают собеседники агентства, в опасности окажутся уже люди на самокатах.
«
"Проблема даже не в самокатчиках, а в водителях, которые летят со скоростью 80 километров в час", — говорит эксперт "Городов за здравый смысл" Дмитрий Шевелев.
Координатор "Синих ведерок"
Петр Шкуматов уверен: ни в коем случае нельзя выводить прогулочные самокаты на проезжую часть.
«
"У них низкий центр тяжести и очень высокая вероятность опрокидывания — будет много инцидентов с нанесением вреда здоровью, даже с гибелью людей", — подчеркивает он.
Впрочем, и в этом случае электросамокаты могут и не исчезнуть с тротуаров. Так, большинство велосипедистов в России ездят по пешеходным зонам без ограничений.
Велоактивист Владимир Бармин отмечает, что ни разу не слышал о штрафе за движение по тротуарам.
"Даже наоборот: иногда сотрудники ГИБДД в Москве, не зная ПДД, пытаются перевести велосипедистов на тротуар и удивляются, что те, оказывается, должны ехать по проезжей части", — рассказывает он.
Эксперты убеждены, что маломощным прокатным электроустройствам можно двигаться по тротуарам на скорости 15 километров в час.
«
"Но при наезде на пешехода всю ответственность должен нести водитель", — говорит Шкуматов.
Дмитрий Шевелев тоже считает, что электросамокат на тротуаре не представляет серьезной опасности для пешеходов, если едет со скоростью 20 километров в час.
"Это скорость бегуна. Если водить с умом, вероятность травмы ничтожно мала", — рассуждает он. И добавляет, что самим пешеходам пора перестраиваться под новые реалии: не гулять по велодорожкам, смотреть по сторонам и отвлекаться от смартфонов.
Результаты опросов показывают: самокаты людям нравятся, но многие их опасаются. Например, мэрия
Новосибирска выяснила — 55,4 процента жителей города одобряет появление кикшеринга. При этом больше половины респондентов тревожатся, что их собьют и что движение самокатов не регулируют ПДД.
По данным МВД, в прошлом году с участием самокатов произошло 331 ДТП. Погибли шесть человек. Статистика не учитывает столкновения на тротуарах, поскольку в правилах дорожного движения электросамокаты и подобный транспорт не обозначены.
Эксперты не исключают: несмотря на все меры, количество аварий в 2021-м может вырасти из-за популярности электрического транспорта. Сервисы проката запускают программы лояльности, чтобы привлечь клиентов. Число самокатов и спрос на них увеличиваются. Только в Москве около полумиллиона пользователей кикшеринга, которые совершают не меньше 1,3 миллиона поездок в месяц. Аудитория Whoosh в 2021-м составила более 3,5 миллиона в 17 городах России. У Urent — 40 тысяч самокатов в 40 с лишним городах. Аренду самокатов в этом году планируют запускать и другие компании, например
Яндекс.
Кроме того, россияне активно пользуются и собственными СИМ. Кто и как будет следить за их ездой и наказывать за нарушения — пока под вопросом.
После публикации материала агентство получило ответ от Минтранса России. В ведомстве сообщили, что за прошедшие полгода в проект поправок были интегрированы предложения правительства Москвы и Общественной палаты. Теперь изменения должны согласовать в МВД России.