Рейтинг@Mail.ru
Художник на миллионы долларов: выставка Николая Фешина в Третьяковке - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Художник на миллионы долларов: выставка Николая Фешина в Третьяковке

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкДевушка возле картины "Обнаженная в ванной" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве. Персональная выставка Николая Ивановича Фешина (1881-1955), одного из наиболее ярких художников первой половины ХХ века, станет продолжением сотрудничества Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в рамках юбилейных мероприятий в связи со 100-летием образования Республики (ТАССР).
Девушка возле картины Обнаженная в ванной на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве. Персональная выставка Николая Ивановича Фешина (1881-1955), одного из наиболее ярких художников первой половины ХХ века, станет продолжением сотрудничества Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в рамках юбилейных мероприятий в связи со 100-летием образования Республики (ТАССР).    - РИА Новости, 1920, 26.05.2021
Читать ria.ru в
МОСКВА, 26 мая — РИА Новости, Ольга Распопова. Из Казани в Третьяковскую галерею привезли отличное собрание работ Николая Фешина — одного из самых недооцененных на родине художников, чьи картины на аукционах стоят миллионы долларов. Когда он ушел из жизни, в одной из американских газет написали: "Умер бог живописи". А в СССР об ученике Репина, эмигрировавшем в США, вспомнили лишь в 1970-х, и то ненадолго. О том, почему превосходного портретиста, 140-летие которого отметят в этом году, стоит узнать получше, — в материале РИА Новости.

Ценитель женской красоты

Когда Николай Иванович "ставил натурщицу", сбегались все. И вовсе не чтобы просто поглазеть на обнаженную: студентам художественной школы ню хватало.
"Самую, казалось бы, невзрачную девушку Фешин превращал в Музу: подбирал правильную позу, драпировку. Он видел естественную красоту в каждом человеке и передавал ее с невероятной теплотой", — говорит куратор выставки в Третьяковке Надежда Мусянкова.
Моделей с накрашенными губами художник заставлял умываться: такого не терпел. Расхаживая по классу во время занятий и останавливаясь у мольбертов, покуривал сигару. Это, конечно, не по правилам, но харизматичному преподавателю его ученики и коллеги прощали многое.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкКуратор Надежда Мусянкова на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Куратор Надежда Мусянкова на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве - РИА Новости, 1920, 25.05.2021
Куратор Надежда Мусянкова на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Фешин приехал в Петербург из Казани. В Академию поступил вторым номером, Репин называл его своим лучшим учеником. На него повлияли и другие мастера того времени.
«

"Когда смотришь на ранние полотна Фешина, то понимаешь, что, конечно, без Валентина Серова не было бы этого художника", — отмечает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

При этом стиль у Фешина очень узнаваемый, что хорошо видно по его "русскому периоду", которому как раз и посвящена выставка.
Без малого шесть десятков произведений, кроме прекрасных картин маслом, — это и эскизы гуашью, и графика, и скульптура (Фешин был прекрасным резчиком по дереву, этот талант он унаследовал от отца — резчика иконостасов). Почти все — из Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, где богатая коллекция работ художника.

Воздуха, воздуха

Для Третьяковки это не первая выставка Фешина (предыдущая была в 2012 году) и уже третья экспозиция из Казани: Татарстан знакомит Москву со своими сокровищами в честь столетия образования республики. Перевозка, хотя речь всего о нескольких сотнях километров, оказалась непростой. Работы очень капризные.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанк

Мужчина возле картины "Портрет Г. А. Слобожаникова" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

Мужчина возле картины Портрет Г. А. Слобожаникова на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

Мужчина возле картины "Портрет Г. А. Слобожаникова" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

1 из 3
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанк

Картина "Зимний пейзаж с санями" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

Картина Зимний пейзаж с санями на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

Картина "Зимний пейзаж с санями" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

2 из 3
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанк

Женщина возле картины "Портрет художника Г. А. Медведева" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

Женщина возле картины Портрет художника Г. А. Медведева на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

Женщина возле картины "Портрет художника Г. А. Медведева" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

3 из 3

Мужчина возле картины "Портрет Г. А. Слобожаникова" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

1 из 3

Картина "Зимний пейзаж с санями" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

2 из 3

Женщина возле картины "Портрет художника Г. А. Медведева" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве

3 из 3
"Техника у Фешина стремительная, мазки пастозные, то есть густые, а такие склонны отваливаться от холста", — объясняет куратор Надежда Мусянкова.
Но картины, соблюдая все правила предосторожности, благополучно транспортировали, причем даже огромные: "Обливание" (1914) и "Бойня" (1910-1911). Каждое полотно по три метра в длину и два с половиной в высоту. Они и стали хедлайнерами выставки.
Особенно искусствоведов занимает "Бойня", где Фешин изобразил разделку туш: эта работа вообще впервые отправилась на "гастроли". По словам Трегуловой, художник так отреагировал на события Кровавого воскресенья 1905 года.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкВидеооператор во время работы на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Видеооператор во время работы на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве - РИА Новости, 1920, 25.05.2021
Видеооператор во время работы на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Мусянкова считает, что мастер поддержал вегетарианское движение, которое в начале прошлого века набирало популярность благодаря идеям Толстого. "В любом случае поражает, как художник преобразовал столь сложный сюжет: он нашел тонкую грань, балансируя между жестокостью и эстетикой", — говорит куратор.
Эволюцию художественного замысла позволяют проследить эскизы гуашью. В том числе и к известным картинам, которых на выставке нет. Например, к дипломной работе Фешина "Капустница" (1909) — ее не смогли привезти из петербургского Музея академии художеств — и к "Черемисской свадьбе", которую в 2011-м на торгах Sotheby's купили в частную коллекцию за 3,33 миллиона долларов.
© Фото : предоставлено пресс-службой Sotheby'sНиколай Фешин. "Увоз невесты" ("Черемисская свадьба")
Николай Фешин. Увоз невесты (Черемисская свадьба) - РИА Новости, 1920, 25.05.2021
Николай Фешин. "Увоз невесты" ("Черемисская свадьба")
А еще, сетует Мусянкова, в Третьяковке очень хотели показать московской публике графику, однако места в небольших залах Инженерного корпуса уже не хватило. Точнее, может, и нашлось бы. "Но Фешин — такой художник, который требует воздуха". Выставку планировали открыть в ноябре в Новой Третьяковке, где попросторнее, но опять помешала пандемия.

"Фитюлька"

Тем не менее в итоге, кажется, выставка стала даже логичнее: все же не зря Фешина современники называли "живым Старым мастером". И по стилю, и духу его работы ближе к коллекции в Лаврушинском, чем к Крымскому валу.
Например, портрет девятилетней Вари Адоратской, неизбежно вызывающий ассоциации с серовской "Девочкой с персиками", — тут и такого же высочайшего уровня мастерство исполнения, и похожий сюжет.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкДевушка рядом с "Портретом Вари Адоратской" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Девушка рядом с портретом Вари Адоратской на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве - РИА Новости, 1920, 25.05.2021
Девушка рядом с "Портретом Вари Адоратской" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Юная модель, кстати, диктовала художнику условия: идею изобразить ее в ночной рубашке с куклой, которую она кормит из ложечки, решительно отвергла. "Во-первых, только в платье, во-вторых, я не кормлю своих игрушек. Куклы же есть не умеют!" — заявила Варя.
Интересно, что картина, около которой с восхищением останавливается, наверное, каждый посетитель выставки, родителям Вари не понравилась: они даже ее не выкупили.
С другим ребенком, сыном знакомого врача, случился забавный казус. На первом же сеансе четырехлетний Миша ляпнул: мол, его мама называет художника "фитюлькой". Фешин страшно обиделся. Хотя ему объясняли, что госпожа Бардукова на самом деле сказала: "такой талант Николай Иванович, а с виду такой фитюлька", сеансы закончились.
© Ольга Распопова"Портрет Миши Бардукова" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Портрет Миши Бардукова на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
"Портрет Миши Бардукова" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
После отъезда художника в Америку его покровительница и друг Надежда Сапожникова вырезала этюд головы мальчика из большого незавершенного холста. В таком виде портрет теперь и существует — впрочем, кажется, незаконченность ему только к лицу.

Эмигрант поневоле

Портретов Сапожниковой на выставке в Третьяковке несколько: она сыграла заметную роль в карьере художника. Образами двух других близких ему женщин открывается экспозиция: жена Александра, которая ушла от него после двадцати лет брака, и дочь Ия, любимая модель, а позже хранительница творческого наследия. Она-то и перезахоронила прах отца, умершего в Калифорнии, в родной Казани, как он и завещал.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкСкульптура "Большая Ия" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Скульптура Большая Ия на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве - РИА Новости, 1920, 25.05.2021
Скульптура "Большая Ия" на выставке работ художника Николая Фешина в Третьяковской галерее в Москве
Именно Ия вместе с другими работами Фешина передала в местный музей "Голову индейского мальчика" (1927-1933) — бронзовую скульптуру, которой завершается выставка.
Уже в Америке, когда у него обострился туберкулез, Фешин переехал в колоритный городок Таос в штате Нью-Мексико, население которого — гремучая смесь индейцев, испанцев, мексиканцев, американцев и эмигрантов-европейцев. Там выстроил себе терем в русском стиле и стал изучать местные обычаи малых народностей — то, чем с упоением прежде занимался в России. Говорят, знахарь индейского племени, вообще старавшийся не вступать в контакт с белыми людьми, согласился позировать Фешину.
Коммерчески "американский" период художника оказался очень успешным. Из бедности, которая преследовала его в юности после разорения отца, после страшного голода в Поволжье, вынудившего бежать в сытую Америку, он наконец добился славы и призвания. Лишился навсегда только одного — родины.
«

"Я часто думаю о прожитом, — писал Фешин. — И прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. <…> На чужбине человек существует только физически, находясь в постоянном одиночестве".

По словам Мусянковой, студентов художник учил все произведения "строить на равновесии". Видимо, в конце жизни он это утратил — зато в его картинах и скульптурах навсегда осталась удивительная гармония.
"Николай Фешин. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан", Третьяковская галерея, Инженерный корпус, до 22 августа.
Картина Густава Клуциса Супрематизм на пресс-показе выставки Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве - РИА Новости, 1920, 19.05.2021
Просто космос: как ученик Малевича предсказал полет Гагарина
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала