Рейтинг@Mail.ru
Первый во всем: где строили первые пароходы и подводные лодки России - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Морская держава - РИА Новости, 1920, 11.02.2021
Морская держава

Первый во всем: где строили первые пароходы и подводные лодки России

© Кристина РягузоваАтомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь" на фоне брига "Россия"
Атомные ледоколы Арктика и Сибирь на фоне брига Россия
Читать ria.ru в
МОСКВА, 26 мая — РИА Новости. Первый отечественный металлический корабль, первая русская подводная лодка, самые мощные в мире атомные ледоколы, первый трехбашенный броненосец и многое другое – все эти технические прорывы создавали в одном месте. С 26 мая 1856 года на Балтийском заводе создавали и проверяли инновационные проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили другие предприятия отрасли.
© Пресс-служба Балтийского завода Вид на достроечную набережную Балтийского завода конца XIX века
 Вид на достроечную набережную Балтийского завода конца XIX века
Вид на достроечную набережную Балтийского завода конца XIX века

Удачный "Опыт" отечественного кораблестроения

Поражение в Крымской войне показало полную незащищенность деревянных судов от снарядов корабельной артиллерии и зажигательных гранат. Перед Россией встала задача по переустройству и замене устаревшего парусного деревянного флота на металлический. Созданный в то время Балтийский завод был уже ориентирован на строительство кораблей нового типа. Однако Россия в то время еще не имела развитой металлургической промышленности, квалифицированных инженеров такого судостроения тоже не было.
Тем не менее уже в 1861 году со стапелей Балтийского завода сошло первое в стране металлическое военное судно – канонерская лодка "Опыт". Небольшое 39-метровое судно с артиллерийским вооружением по сути было первым в России малым кораблем прибрежного действия, который предназначался для защиты Кронштадта. На нем также проводили испытания минного оружия, тестировали приборы управления стрельбой, торпеды, впоследствии он участвовал в проверках радиосвязи между кораблями и обеспечивал навигационную безопасность.
© Пресс-служба Балтийского заводаКанонерская лодка "Опыт"
Канонерская лодка Опыт
Канонерская лодка "Опыт"
"Опыт" стал первым отечественным судном, на котором была установлена броня в виде железных плит. Однако они защищали единственное бомбическое орудие и прикрывали котлы и механизмы. Так, первый корабль императорского флота, при строительстве которого был учтен опыт Крымской войны, стал точкой перехода российского флота от эпохи "дерева" к эпохе "брони".

Флагман броненосного судостроения

Спустя одиннадцать лет после создания "Опыта" на Балтийском заводе был сконструирован первый броненосный фрегат "Адмирал Лазарев" – в 1872 году здесь было положено начало броненосного судостроения в России. Судно береговой обороны "Адмирал Лазарев" оставался в строю российского флота четыре десятилетия.
Проект нового фрегата был разработан на основе броненосных лодок, но вдвое превосходил их размерами. Почти 80-метровый боевой корабль был полностью покрыт листами кованого железа – сплошной броневой пояс толщиной 114 мм с многослойной деревянно-металлической прокладкой.
CC0 / / Броненосный башенный фрегат "Адмирал Лазарев"
Броненосный башенный фрегат Адмирал Лазарев - РИА Новости, 1920, 25.05.2021
Броненосный башенный фрегат "Адмирал Лазарев"
В отличие от предыдущих кораблей, при строительстве которых использовались импортные материалы и оборудование, новый корабль был построен по российскому проекту и полностью из отечественных материалов.
"Адмирал Лазарев" отличался не только бронированной защитой, но и беспрецедентным водоизмещением и трехбашенной конструкцией. В каждой башне располагалось по два мощных орудия. В то время в мире это считалось настоящей революцией в противовес батарейным броненосцам, по сути представлявшим собой лишь защищенные броней паровые корабли с пушками, установленными по всему борту.
Броненосцы объединили в себе сразу нескольких достижений промышленной революции – мощную паросиловую установку, железную противоснарядную бронь и тяжелую артиллерию.

Первые русские подводные лодки

Кроме того, на берегу Невы была создана и первая отечественная боевая подводная лодка. В 1866 году инженер и изобретатель Иван Александровский выпустил под воду с Балтийской верфи 350-тонную подлодку – в то время она оказалось самой большой в мире.
© Пресс-служба Балтийского заводаПодводная лодка Александровского
Подводная лодка Александровского
Подводная лодка Александровского
1 из 3
© Пресс-служба Балтийского заводаПодводная лодка Александровского
Подводная лодка Александровского
Подводная лодка Александровского
2 из 3
© Пресс-служба Балтийского заводаЧертеж подводной лодки Александровского 1866 года
Чертеж подводной лодки Александровского 1866 года
Чертеж подводной лодки Александровского 1866 года
3 из 3
Подводная лодка Александровского
1 из 3
Подводная лодка Александровского
2 из 3
Чертеж подводной лодки Александровского 1866 года
3 из 3
Субмарина Александровского вошла в историю отечественного кораблестроения как первая подводная лодка, имеющая механический двигатель. Она двигалась с помощью поршневых механизмов и силой сжатого воздуха, хранящегося в 200 чугунных баллонах. Она могла находиться под водой до восьми часов. Все субмарины, сконструированные в России до нее, приводились в движение силами экипажа.
Многое в подводной лодке Александровского было применено впервые в мире в подводном судостроении. Единственным вариантом движущей силы в то время считался сжатый воздух, но практических средств его нагнетания еще не существовало. В подлодке Александровский впервые применил принцип воздушной тяги – сжатый воздух, вытесняя воду из баллонов, позволял судну всплывать. Впервые в России на лодке также использовался магнитный компас.
За пять лет работы уникальная подлодка успешно погружалась, всплывала и маневрировала под водой, за это время изобретатель неоднократно усовершенствовал свою лодку. В 1871 году субмарина даже установила мировой рекорд погружения на глубину 24 метра. При следующей попытке, вопреки предостережениям конструктора, глубину увеличили – корпус подлодки не выдержал и судно затонуло.
© Пресс-служба Балтийского заводаПодводная лодка "Дельфин" у достроечной набережной Балтийского завода
Подводная лодка Дельфин у достроечной набережной Балтийского завода
Подводная лодка "Дельфин" у достроечной набережной Балтийского завода
Однако официально зачисленной в списки кораблей российского флота считается сумбарина, сконструированная на Балтийском заводе спустя почти 40 лет. Созданная в условиях повышенной секретности в 1900-х годах, субмарина "Дельфин" стала первой серийной и первой полноценно торпедной подлодкой в России.
Рассчитанный на глубину погружения 50 метров "Дельфин" послужил прототипом для последующего развития подводных лодок. В своем проекте инженер Иван Бубнов отошел от заграничных типов лодок, особенно в отношении систем погружения и торпедного вооружения, и применил новые конструктивные решения.
К 1917 году по проектам заводского конструкторского бюро было выпущено уже 37 подводных лодок – это больше половины всего подводного флота страны. Накопленный к концу Первой мировой войны опыт строительства и боевого использования подводных лодок стал базой для создания советского подводного флота, сражавшегося в годы Великой Отечественной войны.
Подлодка Дельфин. Архивное фото - РИА Новости, 1920, 30.07.2017
От "Дельфина" до "Моржа": первые подводные лодки российского флота

Единственные в мире атомные ледоколы

Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире. Он обеспечивает судоходство по северным морям, участвует в научно-исследовательских экспедициях, помогает осваивать арктический шельф, с его развитием началось интенсивное освоение Крайнего Севера. Все существующие гиганты атомного судостроения сошли со стапелей Балтийского завода.
Так, первым Северный полюс в 1977 году покорил атомный ледокол "Арктика". За время арктического плавания атомоход преодолел 3852 морских мили, из которых треть – по многолетнему льду. Эта экспедиции открыла возможности круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана и транзитного прохождения Северного морского пути.
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомный ледокол "Арктика" проекта 10520
Атомный ледокол Арктика проекта 10520
Атомный ледокол "Арктика" проекта 10520
1 из 2
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомоход "Арктика" перед спуском на стапеле А
Атомоход Арктика перед спуском на стапеле А
Атомоход "Арктика" перед спуском на стапеле А
2 из 2
Атомный ледокол "Арктика" проекта 10520
1 из 2
Атомоход "Арктика" перед спуском на стапеле А
2 из 2
Спущенный на воду в 1975 году атомоход "Арктика" считался крупнейшим из всех существующих на то время: его ширина составляла 30 метров, длина – 148 метров, а высота борта – более 17 метров. Легендарная ярко-рыжая "Арктика" была способна проламывать лед толщиной до пяти метров и в чистой воде достигать скорости 18 узлов.
Спущенный на воду в 2020 году на том же Балтийском заводе, самый крупный и мощный в мире новейший атомный ледокол получил свое название в честь легендарного предшественника. Атомоход "Арктика" длиной 173,3 метра, шириной 34 метра и водоизмещением 33,5 тысячи тонн относится к проекту 22220 – это один из пяти ледоколов, предназначенных для дальнейшего освоения Арктики.
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомный ледокол "Арктика"
Атомный ледокол Арктика
Атомный ледокол "Арктика"
1 из 4
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомоходы "Арктика" двух поколений
Атомоходы Арктика двух поколений
Атомоходы "Арктика" двух поколений
2 из 4
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомоход "Арктика" на пути в порт Мурманска
Атомоход Арктика на пути в порт Мурманска
Атомоход "Арктика" на пути в порт Мурманска
3 из 4
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомный ледокол "Арктика"
Атомный ледокол Арктика
Атомный ледокол "Арктика"
4 из 4
Атомный ледокол "Арктика"
1 из 4
Атомоходы "Арктика" двух поколений
2 из 4
Атомоход "Арктика" на пути в порт Мурманска
3 из 4
Атомный ледокол "Арктика"
4 из 4
В отличие от действующих ледоколов атомный ледокол "Арктика" способен проводить суда как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководных участках. Современный атомоход оборудован быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку от минимального значения до максимального за четыре часа.
Второе и третье суда – "Сибирь" и "Урал" – Балтийский завод планирует сдать в 2021 и 2022 году, четвертый ледокол – "Якутия" – намечен на 2024 год, и последний ледокол серии 22220 – "Чукотка" – ожидается в 2026 году.
Благодаря современному атомному ледокольному флоту, который придет на смену текущему, Россия сможет обеспечить регулярное круглогодичное и безопасное судоходство по всей акватории Северного морского пути.
© Пресс-служба Балтийского заводаПанорама Балтийского завода 2015 года
Панорама Балтийского завода 2015 года
Панорама Балтийского завода 2015 года
За 165 лет производства Балтийский завод спустил со стапелей около шестисот военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала