Первый во всем: где строили первые пароходы и подводные лодки России
© Кристина РягузоваАтомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь" на фоне брига "Россия"
![Атомные ледоколы Арктика и Сибирь на фоне брига Россия Атомные ледоколы Арктика и Сибирь на фоне брига Россия - РИА Новости, 1920, 26.05.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733872397_0:21:2000:1146_1920x1080_80_0_0_be7e5d5e0cc9405b807a8e39020b841c.jpg)
© Кристина Рягузова
Читать ria.ru в
МОСКВА, 26 мая — РИА Новости. Первый отечественный металлический корабль, первая русская подводная лодка, самые мощные в мире атомные ледоколы, первый трехбашенный броненосец и многое другое – все эти технические прорывы создавали в одном месте. С 26 мая 1856 года на Балтийском заводе создавали и проверяли инновационные проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили другие предприятия отрасли.
© Пресс-служба Балтийского завода Вид на достроечную набережную Балтийского завода конца XIX века
![Вид на достроечную набережную Балтийского завода конца XIX века Вид на достроечную набережную Балтийского завода конца XIX века - РИА Новости, 1920, 25.05.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733872777_0:0:2000:1301_1920x1249_80_0_0_1ba2a63a16fd171d914dbb7b6b9983dd.jpg)
© Пресс-служба Балтийского завода
Вид на достроечную набережную Балтийского завода конца XIX века
Удачный "Опыт" отечественного кораблестроения
Поражение в Крымской войне показало полную незащищенность деревянных судов от снарядов корабельной артиллерии и зажигательных гранат. Перед Россией встала задача по переустройству и замене устаревшего парусного деревянного флота на металлический. Созданный в то время Балтийский завод был уже ориентирован на строительство кораблей нового типа. Однако Россия в то время еще не имела развитой металлургической промышленности, квалифицированных инженеров такого судостроения тоже не было.
Тем не менее уже в 1861 году со стапелей Балтийского завода сошло первое в стране металлическое военное судно – канонерская лодка "Опыт". Небольшое 39-метровое судно с артиллерийским вооружением по сути было первым в России малым кораблем прибрежного действия, который предназначался для защиты Кронштадта. На нем также проводили испытания минного оружия, тестировали приборы управления стрельбой, торпеды, впоследствии он участвовал в проверках радиосвязи между кораблями и обеспечивал навигационную безопасность.
© Пресс-служба Балтийского заводаКанонерская лодка "Опыт"
![Канонерская лодка Опыт Канонерская лодка Опыт - РИА Новости, 1920, 25.05.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733852742_0:0:2000:1237_1920x1188_80_0_0_3fa655ff17fd561eae82bce243d2423f.jpg)
© Пресс-служба Балтийского завода
Канонерская лодка "Опыт"
"Опыт" стал первым отечественным судном, на котором была установлена броня в виде железных плит. Однако они защищали единственное бомбическое орудие и прикрывали котлы и механизмы. Так, первый корабль императорского флота, при строительстве которого был учтен опыт Крымской войны, стал точкой перехода российского флота от эпохи "дерева" к эпохе "брони".
Флагман броненосного судостроения
Спустя одиннадцать лет после создания "Опыта" на Балтийском заводе был сконструирован первый броненосный фрегат "Адмирал Лазарев" – в 1872 году здесь было положено начало броненосного судостроения в России. Судно береговой обороны "Адмирал Лазарев" оставался в строю российского флота четыре десятилетия.
Проект нового фрегата был разработан на основе броненосных лодок, но вдвое превосходил их размерами. Почти 80-метровый боевой корабль был полностью покрыт листами кованого железа – сплошной броневой пояс толщиной 114 мм с многослойной деревянно-металлической прокладкой.
В отличие от предыдущих кораблей, при строительстве которых использовались импортные материалы и оборудование, новый корабль был построен по российскому проекту и полностью из отечественных материалов.
"Адмирал Лазарев" отличался не только бронированной защитой, но и беспрецедентным водоизмещением и трехбашенной конструкцией. В каждой башне располагалось по два мощных орудия. В то время в мире это считалось настоящей революцией в противовес батарейным броненосцам, по сути представлявшим собой лишь защищенные броней паровые корабли с пушками, установленными по всему борту.
Броненосцы объединили в себе сразу нескольких достижений промышленной революции – мощную паросиловую установку, железную противоснарядную бронь и тяжелую артиллерию.
Первые русские подводные лодки
Кроме того, на берегу Невы была создана и первая отечественная боевая подводная лодка. В 1866 году инженер и изобретатель Иван Александровский выпустил под воду с Балтийской верфи 350-тонную подлодку – в то время она оказалось самой большой в мире.
© Пресс-служба Балтийского заводаПодводная лодка Александровского
![Подводная лодка Александровского Подводная лодка Александровского](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733851164_0:0:2000:1125_768x0_80_0_0_6267e0b59bb54df351806683bc064503.jpg)
Подводная лодка Александровского
© Пресс-служба Балтийского завода
1 из 3
© Пресс-служба Балтийского заводаПодводная лодка Александровского
![Подводная лодка Александровского Подводная лодка Александровского](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733850810_0:0:2000:1125_768x0_80_0_0_b0ddada945e10b6dfc66cf2cbb375e1c.jpg)
Подводная лодка Александровского
© Пресс-служба Балтийского завода
2 из 3
© Пресс-служба Балтийского заводаЧертеж подводной лодки Александровского 1866 года
![Чертеж подводной лодки Александровского 1866 года Чертеж подводной лодки Александровского 1866 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733851202_0:0:1971:1109_768x0_80_0_0_276bbe13ee0af05e9902f86670ec19d4.jpg)
Чертеж подводной лодки Александровского 1866 года
© Пресс-служба Балтийского завода
3 из 3
Подводная лодка Александровского
© Пресс-служба Балтийского завода
1 из 3
Подводная лодка Александровского
© Пресс-служба Балтийского завода
2 из 3
Чертеж подводной лодки Александровского 1866 года
© Пресс-служба Балтийского завода
3 из 3
Субмарина Александровского вошла в историю отечественного кораблестроения как первая подводная лодка, имеющая механический двигатель. Она двигалась с помощью поршневых механизмов и силой сжатого воздуха, хранящегося в 200 чугунных баллонах. Она могла находиться под водой до восьми часов. Все субмарины, сконструированные в России до нее, приводились в движение силами экипажа.
Многое в подводной лодке Александровского было применено впервые в мире в подводном судостроении. Единственным вариантом движущей силы в то время считался сжатый воздух, но практических средств его нагнетания еще не существовало. В подлодке Александровский впервые применил принцип воздушной тяги – сжатый воздух, вытесняя воду из баллонов, позволял судну всплывать. Впервые в России на лодке также использовался магнитный компас.
За пять лет работы уникальная подлодка успешно погружалась, всплывала и маневрировала под водой, за это время изобретатель неоднократно усовершенствовал свою лодку. В 1871 году субмарина даже установила мировой рекорд погружения на глубину 24 метра. При следующей попытке, вопреки предостережениям конструктора, глубину увеличили – корпус подлодки не выдержал и судно затонуло.
© Пресс-служба Балтийского заводаПодводная лодка "Дельфин" у достроечной набережной Балтийского завода
![Подводная лодка Дельфин у достроечной набережной Балтийского завода Подводная лодка Дельфин у достроечной набережной Балтийского завода - РИА Новости, 1920, 25.05.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733851653_0:0:2000:1399_1920x1343_80_0_0_2f6ee53aa04d28b4f0a4798ad64b40dd.jpg)
© Пресс-служба Балтийского завода
Подводная лодка "Дельфин" у достроечной набережной Балтийского завода
Однако официально зачисленной в списки кораблей российского флота считается сумбарина, сконструированная на Балтийском заводе спустя почти 40 лет. Созданная в условиях повышенной секретности в 1900-х годах, субмарина "Дельфин" стала первой серийной и первой полноценно торпедной подлодкой в России.
Рассчитанный на глубину погружения 50 метров "Дельфин" послужил прототипом для последующего развития подводных лодок. В своем проекте инженер Иван Бубнов отошел от заграничных типов лодок, особенно в отношении систем погружения и торпедного вооружения, и применил новые конструктивные решения.
К 1917 году по проектам заводского конструкторского бюро было выпущено уже 37 подводных лодок – это больше половины всего подводного флота страны. Накопленный к концу Первой мировой войны опыт строительства и боевого использования подводных лодок стал базой для создания советского подводного флота, сражавшегося в годы Великой Отечественной войны.
Единственные в мире атомные ледоколы
Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире. Он обеспечивает судоходство по северным морям, участвует в научно-исследовательских экспедициях, помогает осваивать арктический шельф, с его развитием началось интенсивное освоение Крайнего Севера. Все существующие гиганты атомного судостроения сошли со стапелей Балтийского завода.
Так, первым Северный полюс в 1977 году покорил атомный ледокол "Арктика". За время арктического плавания атомоход преодолел 3852 морских мили, из которых треть – по многолетнему льду. Эта экспедиции открыла возможности круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана и транзитного прохождения Северного морского пути.
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомный ледокол "Арктика" проекта 10520
![Атомный ледокол Арктика проекта 10520 Атомный ледокол Арктика проекта 10520](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733872948_0:210:2001:1335_768x0_80_0_0_790a5a582cc7cd73496b510d4e4b8d33.jpg)
Атомный ледокол "Арктика" проекта 10520
© Пресс-служба Балтийского завода
1 из 2
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомоход "Арктика" перед спуском на стапеле А
![Атомоход Арктика перед спуском на стапеле А Атомоход Арктика перед спуском на стапеле А](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733872890_0:35:767:466_768x0_80_0_0_95a174d6abafbac4d17e37d2def0488b.jpg)
Атомоход "Арктика" перед спуском на стапеле А
© Пресс-служба Балтийского завода
2 из 2
Атомный ледокол "Арктика" проекта 10520
© Пресс-служба Балтийского завода
1 из 2
Атомоход "Арктика" перед спуском на стапеле А
© Пресс-служба Балтийского завода
2 из 2
Спущенный на воду в 1975 году атомоход "Арктика" считался крупнейшим из всех существующих на то время: его ширина составляла 30 метров, длина – 148 метров, а высота борта – более 17 метров. Легендарная ярко-рыжая "Арктика" была способна проламывать лед толщиной до пяти метров и в чистой воде достигать скорости 18 узлов.
Спущенный на воду в 2020 году на том же Балтийском заводе, самый крупный и мощный в мире новейший атомный ледокол получил свое название в честь легендарного предшественника. Атомоход "Арктика" длиной 173,3 метра, шириной 34 метра и водоизмещением 33,5 тысячи тонн относится к проекту 22220 – это один из пяти ледоколов, предназначенных для дальнейшего освоения Арктики.
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомный ледокол "Арктика"
![Атомный ледокол Арктика Атомный ледокол Арктика](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733875113_0:0:2000:1125_768x0_80_0_0_8a046008b137885e23f0bba760e66a84.jpg)
Атомный ледокол "Арктика"
© Пресс-служба Балтийского завода
1 из 4
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомоходы "Арктика" двух поколений
![Атомоходы Арктика двух поколений Атомоходы Арктика двух поколений](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733874852_0:105:2000:1230_768x0_80_0_0_63456e937a09c0cd3a458b2382168f69.jpg)
Атомоходы "Арктика" двух поколений
© Пресс-служба Балтийского завода
2 из 4
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомоход "Арктика" на пути в порт Мурманска
![Атомоход Арктика на пути в порт Мурманска Атомоход Арктика на пути в порт Мурманска](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733875402_0:0:2000:1125_768x0_80_0_0_13be55a75ae26de721d8ac285db11881.jpg)
Атомоход "Арктика" на пути в порт Мурманска
© Пресс-служба Балтийского завода
3 из 4
© Пресс-служба Балтийского заводаАтомный ледокол "Арктика"
![Атомный ледокол Арктика Атомный ледокол Арктика](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733875024_0:0:2000:1125_768x0_80_0_0_7d18e4165c617f7b4d9fc1216176704b.jpg)
Атомный ледокол "Арктика"
© Пресс-служба Балтийского завода
4 из 4
Атомный ледокол "Арктика"
© Пресс-служба Балтийского завода
1 из 4
Атомоходы "Арктика" двух поколений
© Пресс-служба Балтийского завода
2 из 4
Атомоход "Арктика" на пути в порт Мурманска
© Пресс-служба Балтийского завода
3 из 4
Атомный ледокол "Арктика"
© Пресс-служба Балтийского завода
4 из 4
В отличие от действующих ледоколов атомный ледокол "Арктика" способен проводить суда как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководных участках. Современный атомоход оборудован быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку от минимального значения до максимального за четыре часа.
Второе и третье суда – "Сибирь" и "Урал" – Балтийский завод планирует сдать в 2021 и 2022 году, четвертый ледокол – "Якутия" – намечен на 2024 год, и последний ледокол серии 22220 – "Чукотка" – ожидается в 2026 году.
Благодаря современному атомному ледокольному флоту, который придет на смену текущему, Россия сможет обеспечить регулярное круглогодичное и безопасное судоходство по всей акватории Северного морского пути.
© Пресс-служба Балтийского заводаПанорама Балтийского завода 2015 года
![Панорама Балтийского завода 2015 года Панорама Балтийского завода 2015 года - РИА Новости, 1920, 25.05.2021](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/19/1733872615_0:0:2000:1122_1920x1077_80_0_0_cf55d073047c8e99d4b2fa24df3e6365.jpg)
© Пресс-служба Балтийского завода
Панорама Балтийского завода 2015 года
За 165 лет производства Балтийский завод спустил со стапелей около шестисот военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.