От первого дня войны до знамени над Рейхстагом: великие фронтовые снимки
"Комбат" Макса Альперта — одна из самых выразительных и эмоциональных фотографий Великой Отечественной войны, ставшая символом героизма. На снимке 1942 года младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Еременко вместо раненого командира роты поднимает бойцов в контратаку.
![Комбат Комбат](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1730010932_0:0:2584:2047_768x0_80_0_1_47ad80365fe83db08ca7b25484e4fbce.jpg)
"Комбат" Макса Альперта — одна из самых выразительных и эмоциональных фотографий Великой Отечественной войны, ставшая символом героизма. На снимке 1942 года младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Еременко вместо раненого командира роты поднимает бойцов в контратаку.
Мастер фоторепортажа Макс Альперт в годы войны работал на фронте и в тылу. Кадр под названием "В родное село" он сделал в Орловской области. Женщины с детьми возвращаются домой по разбитой дороге, не зная, что их ждет в родных местах.
![Советские женщины и дети возвращаются домой Советские женщины и дети возвращаются домой](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1730011118_0:0:2750:2048_768x0_80_0_1_d95c3361359bfedd77aee8976170cae0.jpg)
Мастер фоторепортажа Макс Альперт в годы войны работал на фронте и в тылу. Кадр под названием "В родное село" он сделал в Орловской области. Женщины с детьми возвращаются домой по разбитой дороге, не зная, что их ждет в родных местах.
"От Москвы до Бреста нет такого места, где бы не скитались мы в пыли. С "лейкой" и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли..." — написал в 1943 году о военных корреспондентах Константин Симонов.
![Разведчики форсируют кубанские плавни Разведчики форсируют кубанские плавни](https://cdnn21.img.ria.ru/images/134433/37/1344333724_0:0:3000:1819_768x0_80_0_1_18a0f94275c3337ce9544b314b3df185.jpg)
"От Москвы до Бреста нет такого места, где бы не скитались мы в пыли. С "лейкой" и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли..." — написал в 1943 году о военных корреспондентах Константин Симонов.
"Первый день войны". Фотограф Евгений Халдей 22 июня 1941 года приехал в Москву и по дороге с вокзала запечатлел исторический момент: жители столицы прямо на улице слушали сообщение по радио о вероломном нападении фашистской Германии.
![Жители столицы 22 июня 1941 года во время объявления по радио правительственного сообщения о вероломном нападении фашистской Германии Жители столицы 22 июня 1941 года во время объявления по радио правительственного сообщения о вероломном нападении фашистской Германии](https://cdnn21.img.ria.ru/images/39097/30/390973092_0:0:1471:2000_768x0_80_0_1_fed371b33d15302434723853988a3e0f.jpg)
"Первый день войны". Фотограф Евгений Халдей 22 июня 1941 года приехал в Москву и по дороге с вокзала запечатлел исторический момент: жители столицы прямо на улице слушали сообщение по радио о вероломном нападении фашистской Германии.
Война — это не только атаки и сражения, но и "Мирные воспоминания". Кадр с таким названием прославил фотографа Якова Рюмкина, который воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной и самые известные свои снимки сделал в Сталинграде.
![Мирные воспоминания. Сталинград, 1943 год Мирные воспоминания. Сталинград, 1943 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151340/44/1513404456_0:0:3000:1923_768x0_80_0_1_24636db2e4718aadee7738d9dbedc2a9.jpg)
Война — это не только атаки и сражения, но и "Мирные воспоминания". Кадр с таким названием прославил фотографа Якова Рюмкина, который воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной и самые известные свои снимки сделал в Сталинграде.
И все же главные события разворачивались на фронте, и военные фотокорреспонденты вместе с солдатами шли в атаку и участвовали в штурмах.
"Артиллерийский расчет ведет огонь по врагу. Северный Кавказ". Фото Макса Альперта.
![Артиллерийский расчет ведет огонь по врагу. Северный Кавказ Артиллерийский расчет ведет огонь по врагу. Северный Кавказ](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/0d/1569980406_0:0:3124:2048_768x0_80_0_1_9a39b23324e7eeed27351cf6191990be.jpg)
И все же главные события разворачивались на фронте, и военные фотокорреспонденты вместе с солдатами шли в атаку и участвовали в штурмах.
"Артиллерийский расчет ведет огонь по врагу. Северный Кавказ". Фото Макса Альперта.
Фотограф Евгений Халдей все 1418 дней войны прошел с камерой от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.
![Зенитчики охраняют небо над освобожденным Севастополем Зенитчики охраняют небо над освобожденным Севастополем](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149046/57/1490465753_0:0:2949:2048_768x0_80_0_1_218c0a736311b91e4fd76149ae46491b.jpg)
Фотограф Евгений Халдей все 1418 дней войны прошел с камерой от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.
Всеволод Тарасевич с 1934 года жил в Ленинграде и в годы войны вел фотодневник блокады.
На снимке: жители осажденного города возле разбитого водопровода на обледенелой улице.
![Жители блокадного Ленинграда набирают воду из разбитого водопровода на обледенелой улице Жители блокадного Ленинграда набирают воду из разбитого водопровода на обледенелой улице](https://cdnn21.img.ria.ru/images/117824/86/1178248626_0:0:2017:3000_768x0_80_0_1_f33f2deff37d4bf64f08946399d6f3f9.jpg)
Всеволод Тарасевич с 1934 года жил в Ленинграде и в годы войны вел фотодневник блокады.
На снимке: жители осажденного города возле разбитого водопровода на обледенелой улице.
Фоторепортер Анатолий Гаранин в Великую Отечественную работал в газете "Фронтовая иллюстрация", снимал боевые действия и быт красноармейцев.
На фото: танковый полк перед отправкой на фронт. Москва, июнь 1941 года.
![Танковый полк при Военной Академии механизации и моторизации им. Сталина Танковый полк при Военной Академии механизации и моторизации им. Сталина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1730013142_0:0:3103:2048_768x0_80_0_1_da89b2a0045e402a85fd828d7607fae3.jpg)
Фоторепортер Анатолий Гаранин в Великую Отечественную работал в газете "Фронтовая иллюстрация", снимал боевые действия и быт красноармейцев.
На фото: танковый полк перед отправкой на фронт. Москва, июнь 1941 года.
Знаменитый кадр Гаранина "Смерть солдата", напоминающий о хрупкости мира и о том, какой ценой он оплачен, относится к редчайшим документам фронтового репортажа.
![Смерть солдата Смерть солдата](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/0e/1570028846_0:0:3203:2048_768x0_80_0_1_63ae8be602fa79f88e17b10b41fdc35a.jpg)
Знаменитый кадр Гаранина "Смерть солдата", напоминающий о хрупкости мира и о том, какой ценой он оплачен, относится к редчайшим документам фронтового репортажа.
Гаранин в своих работах нередко обращал внимание на жизнь в тылу и людей, не щадивших себя ради мирного будущего.
![Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде. 1941 год Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде. 1941 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/134434/68/1344346809_0:0:2917:2048_768x0_80_0_1_19cc7067aba79c8627d8ced09a2f26b7.jpg)
Гаранин в своих работах нередко обращал внимание на жизнь в тылу и людей, не щадивших себя ради мирного будущего.
Лучшие кадры фотографа несут в себе суровую правду о войне.
На фото: мать укрывает ребенка во время обстрела. Деревня Красная Слобода, Брянский фронт, 1941 год.
![Мать укрывает своего ребенка во время обстрела. Деревня Красная слобода, Брянский фронт 1941 год Мать укрывает своего ребенка во время обстрела. Деревня Красная слобода, Брянский фронт 1941 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/106905/51/1069055106_0:0:1417:2048_768x0_80_0_1_822dabd7ad1b2ec78c8907d8f406fd64.jpg)
Лучшие кадры фотографа несут в себе суровую правду о войне.
На фото: мать укрывает ребенка во время обстрела. Деревня Красная Слобода, Брянский фронт, 1941 год.
Анатолий Гаранин отдал фотоискусству 57 лет жизни. Его архив хранится в МИА "Россия сегодня".
![Колонны бойцов движутся на фронт. Москва. 23 июня 1941 Колонны бойцов движутся на фронт. Москва. 23 июня 1941](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149713/58/1497135841_0:0:3110:2047_768x0_80_0_1_0716285cc6b8275e8bd97d0205cc5e6d.jpg)
Анатолий Гаранин отдал фотоискусству 57 лет жизни. Его архив хранится в МИА "Россия сегодня".
Снимки одного из главных фотографов Великой Отечественной войны Евгения Халдея знает без преувеличения весь мир. Во время Нюрнбергского процесса его работы служили доказательствами преступлений фашизма.
![Пленные немцы на развалинах Севастополя около Графской пристани Пленные немцы на развалинах Севастополя около Графской пристани](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/1e/1570790983_0:0:3192:2048_768x0_80_0_1_94f2cc92c3f3ac1ec98c4005d7d8c7ab.jpg)
Снимки одного из главных фотографов Великой Отечественной войны Евгения Халдея знает без преувеличения весь мир. Во время Нюрнбергского процесса его работы служили доказательствами преступлений фашизма.
Истребители гвардейского Краснознаменного авиаполка в небе над Севастополем. Фото Евгения Халдея.
![Истребители гвардейского Краснознаменного авиаполка в небе над Севастополем Истребители гвардейского Краснознаменного авиаполка в небе над Севастополем](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149046/49/1490464916_0:0:3011:2048_768x0_80_0_1_d72b3a1b29b15bb5195ec3d970a66a91.jpg)
Истребители гвардейского Краснознаменного авиаполка в небе над Севастополем. Фото Евгения Халдея.
Фотограф Макс Альперт во время войны побывал на Кавказе и Украине, в Белоруссии, Польше и Чехословакии. Он умел схватить самую суть события и в одном кадре выразить всю боль и весь страх, которые только можно испытать.
На фото: белорусская деревня, дотла сожженная гитлеровцами.
![Гитлеровцы сожгли дотла белорусскую деревню Гитлеровцы сожгли дотла белорусскую деревню](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/0d/1569980499_0:0:2448:2047_768x0_80_0_1_1cc9205a4ffd912055a52f787fc4b724.jpg)
Фотограф Макс Альперт во время войны побывал на Кавказе и Украине, в Белоруссии, Польше и Чехословакии. Он умел схватить самую суть события и в одном кадре выразить всю боль и весь страх, которые только можно испытать.
На фото: белорусская деревня, дотла сожженная гитлеровцами.
Работы фронтовых фотографов стали настоящими документами эпохи. Один из них — пленные немцы в Подмосковье, декабрь 1941 года. Кадр Анатолия Гаранина.
![Пленные немцы в Подмосковье Пленные немцы в Подмосковье](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1730014852_0:0:2985:2048_768x0_80_0_1_9faabf27ecf5663e5483d5a1d1585883.jpg)
Работы фронтовых фотографов стали настоящими документами эпохи. Один из них — пленные немцы в Подмосковье, декабрь 1941 года. Кадр Анатолия Гаранина.
Марк Марков-Гринберг в первые дни войны ушел на фронт рядовым, с 1943 года был фоторепортером газеты "Слово бойца". Внимательный и вдумчивый, он подмечал мельчайшие детали и умел добиться максимального воздействия на зрителя.
![Советские воины разбирают почту. 2-ой Белорусский фронт Советские воины разбирают почту. 2-ой Белорусский фронт](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/0d/1569981016_0:0:3024:2048_768x0_80_0_1_fc37dcec223d38f5c4bc45d4b633d1f6.jpg)
Марк Марков-Гринберг в первые дни войны ушел на фронт рядовым, с 1943 года был фоторепортером газеты "Слово бойца". Внимательный и вдумчивый, он подмечал мельчайшие детали и умел добиться максимального воздействия на зрителя.
Фоторепортажи Маркова-Гринберга убеждали, поражали, его героям невозможно было не сопереживать.
Брянский фронт. На учениях. Танк переходит окоп с солдатами. Фото Марка Маркова-Гринберга.
![Танк переходит окоп с солдатами Танк переходит окоп с солдатами](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/0d/1569980896_0:0:2048:3105_768x0_80_0_1_2ecf29cffaf7ca3cbc60aeb218648748.jpg)
Фоторепортажи Маркова-Гринберга убеждали, поражали, его героям невозможно было не сопереживать.
Брянский фронт. На учениях. Танк переходит окоп с солдатами. Фото Марка Маркова-Гринберга.
Многие фотографии военных корреспондентов стали классикой и вошли в учебники и энциклопедии в качестве иллюстраций.
Жители деревни Омолица приветствуют советского летчика Семена Бойко, прилетевшего первым на югославскую землю. Фото Евгения Халдея.
![Жители деревни Омолица приветствуют советского летчика Семена Бойко, прилетевшего первым на югославскую землю Жители деревни Омолица приветствуют советского летчика Семена Бойко, прилетевшего первым на югославскую землю](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149046/52/1490465257_0:0:3000:1966_768x0_80_0_1_930958c273181cbde433448aae865b25.jpg)
Многие фотографии военных корреспондентов стали классикой и вошли в учебники и энциклопедии в качестве иллюстраций.
Жители деревни Омолица приветствуют советского летчика Семена Бойко, прилетевшего первым на югославскую землю. Фото Евгения Халдея.
Советские автоматчики ведут бой на Графской пристани. Автор фото — Евгений Халдей.
![Советские автоматчики ведут бой на Графской пристани Советские автоматчики ведут бой на Графской пристани](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/0d/1569982087_0:0:2844:2048_768x0_80_0_1_a329c104b6711983a677e858b284c2b6.jpg)
Советские автоматчики ведут бой на Графской пристани. Автор фото — Евгений Халдей.
Участница Великой Отечественной войны Мария Шальнева в мае 1945 года направляла военную технику, двигавшуюся по Александерплац в Берлине. В одной из машин ехал фотограф Евгений Халдей. Мгновение — и улыбчивая девушка стала "Регулировщицей Победы".
![Военная регулировщица Мария Шальнева на Александерплац в Берлине Военная регулировщица Мария Шальнева на Александерплац в Берлине](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/06/1569651360_0:0:2560:2048_768x0_80_0_1_c70454b12b7525202f715d8e38e7b893.jpg)
Участница Великой Отечественной войны Мария Шальнева в мае 1945 года направляла военную технику, двигавшуюся по Александерплац в Берлине. В одной из машин ехал фотограф Евгений Халдей. Мгновение — и улыбчивая девушка стала "Регулировщицей Победы".
Исторический Парад Победы 1945 года и сегодня ассоциируется со снимком Макса Альперта: знамена немецко‑фашистских войск, разгромленных на полях сражений, падают к стенам Кремля в знак поражения агрессора.
![Знамена поверженных фашистских армий падают к стенам Кремля. Москва. 1945 год Знамена поверженных фашистских армий падают к стенам Кремля. Москва. 1945 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/134434/69/1344346919_0:0:2995:2048_768x0_80_0_1_25788d19ced7a961fc5dcf5eeb50c411.jpg)
Исторический Парад Победы 1945 года и сегодня ассоциируется со снимком Макса Альперта: знамена немецко‑фашистских войск, разгромленных на полях сражений, падают к стенам Кремля в знак поражения агрессора.
А начало войны — с лучами прожекторов на фотографии Анатолия Гаранина, освещающими небо над Москвой в июне 1941 года. Никто и предположить не мог, какое страшное четырехлетие они предвещают.
![Лучи прожекторов войск ПВО освещают небо Москвы. Москва, июнь 1941 год Лучи прожекторов войск ПВО освещают небо Москвы. Москва, июнь 1941 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/07/1588073818_0:0:3186:2047_768x0_80_0_1_733e3f10910654a99c8fbac47ec2fe15.jpg)
А начало войны — с лучами прожекторов на фотографии Анатолия Гаранина, освещающими небо над Москвой в июне 1941 года. Никто и предположить не мог, какое страшное четырехлетие они предвещают.
Кадр "Знамя над Рейхстагом", созданный в мае 1945 года, стал настоящим символом Победы. Фотограф Евгений Халдей начал готовиться к съемке еще дома, в Москве. Красное полотнище сшил из скатерти, а когда прилетел в Берлин, вместе с тремя бойцами забрался на крышу полуразрушенного здания, чтобы водрузить флаг. Один из бойцов встал на самый край крыши, а другой держал его за сапоги.
![Знамя Победы над Берлином Знамя Победы над Берлином](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149042/65/1490426535_0:0:2908:2048_768x0_80_0_1_5aa84d7eca1f8db260939182296b21c8.jpg)
Кадр "Знамя над Рейхстагом", созданный в мае 1945 года, стал настоящим символом Победы. Фотограф Евгений Халдей начал готовиться к съемке еще дома, в Москве. Красное полотнище сшил из скатерти, а когда прилетел в Берлин, вместе с тремя бойцами забрался на крышу полуразрушенного здания, чтобы водрузить флаг. Один из бойцов встал на самый край крыши, а другой держал его за сапоги.