Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

 

 

У Большого Московского цирка юбилей.

Почему там засекретили технику и как встречали первых лиц

Светлана Вовк

Большой Московский цирк на проспекте Вернадского отмечает юбилей — 50 лет со дня открытия. Здание и сейчас впечатляет — по-прежнему самое большое цирковое в Европе, на 3400 человек. А в 1971 году это была настоящая гордость Советской страны: сюда водили иностранные делегации, здесь выступали только лучшие артисты. 

О том, почему засекретили уникальную технику для смены манежей и что с ней стало сейчас, как встречали первых лиц государства и для кого устроили первое представление, — в материале РИА Новости.

Засекреченные манежи и лифт для Брежнева

«Тут всегда были самые успешные номера, ставили программы ко всем знаменательным государственным датам. Аншлаги постоянно, и 60-70 процентов зрителей — иностранцы. Еще бы, наша гордость!» — рассказывает инспектор манежа Виктор Щуров. Ему 75, в цирке на Вернадского он работает с открытия.

1 / 2
Выступление джаз-оркестра «Боми» на арене Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, 1 января 1967 года.

Кстати, Щуров был одним из пяти сотрудников, которых допускали к засекреченной (до 1991 года) системе быстрой смены манежей. Ее разрабатывали для ракетного комплекса «Тополь» и по назначению тоже использовали.

«Первый директор Петр Федорович Аболимов мне доверял. Он был балетным либреттистом, пришел в цирк из театра. И привел своих людей, которые не знали, как постелить ковер, заправить манеж, вынести реквизит, сделать подвеску. Однажды елка новогодняя упала. И я с ним нашими секретами профессиональными делился. Засиживались после вечернего спектакля до ночи», — вспоминает Щуров.

1 / 8
Номер «Колесо смерти» в шоу «Раз, два, …, четыре, пять».

Сменных манежей было четыре: конный, ледовый, эстрадный и иллюзионный. Последний весьма любопытный. И его-то уж точно нужно было засекречивать — все эти потайные люки, ходы для номеров с исчезновением, перемещением.

Еще Щуров проверял, все ли в порядке в правительственной ложе перед приемом высоких гостей. Там были комната отдыха, кухня, приезжали повара из свиты. Эта ложа есть и сейчас. Как и лифт, поднимающийся прямо туда из подземного гаража. Его называют «брежневским».

1 / 7
Шоу «Раз, два, …, четыре, пять» в Большом Московском цирке.

Хотя сам Леонид Ильич был здесь всего однажды — заглянул посмотреть на работу своего зятя, Евгения Милаева, артиста и второго директора Большого Московского цирка.

Как одна семья

Официально день рождения цирка на проспекте Вернадского отмечают 30 апреля. Но первое представление состоялось 29 марта 1971 года, для строителей.

«С Цветного бульвара тогда перебросили лучшие номера: Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, знаменитые дагестанские канатоходцы Авакаровы, Тамерлан Нугзаров с потрясающим конным номером джигитов «Аргун». А я был работником в номере Александры Александровой со смешанной группой животных. Все прошло на таком, знаете, кураже», — говорит Щуров.

1 / 3
Чечено-ингушские джигиты «Арун» на арене Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, 1 июля 1971 года.

Представления — каждый день. Норма — 30 в месяц, в неделю – девять.

«Мы, можно сказать, жили здесь как одна семья. Приезжали артисты со всего мира, по восемь месяцев вместе работали, привыкали друг к другу. И неважно, капстрана или какая — расставаясь, плакали», — продолжает Щуров. — Окончание программы отмечали особенно широко: открывали все двери, накрывали «поляны», общались по два три дня! Но культурно».

1 / 4
Народный артист РСФСР Юрий Никулин и заслуженный артист РСФСР Михаил Шуйдин с программой «Мечте навстречу», 1 августа 1972 года.

Были, конечно, и курьезные случаи. Например, к 60-летию СССР собрали национальные коллективы. Перед номером из Молдавии на манеж выезжал артист на ослике. Этот ослик все время терялся и делал свои дела. Ему сшили специальный мешок. И вот он выходит, а мешок как-то очень быстро переполняется, из него капает. «Инспектор манежа кричит: «Убирайте осла!» А животное перепугалось, ломанулось в центральный проход.

1 / 5
Аттракцион «Поющие собаки», 1 июня 1978 года.

И тут включилась фонограмма: «Молдавского солнца лучи примите от нас, москвичи». Молдаване выходят, а по всему ярко освещенному манежу — кучки», — смеется Щуров.

Творчество и страшный сон Запашного

Сейчас в Большом Московском цирке ставят зрелищные современные спектакли с интересными сюжетами, дорогими декорациями и костюмами. Уже восемь лет здесь ежегодно проходит Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол» — один из самых престижных. Появляются новые животные. Из последних крупных приобретений — очаровательная слониха Николь. Она пока учится работать, возможно, зимой станет артисткой.

Для зверей оборудуют огромное просторное помещение, где будет и бассейн. Несколько лет назад в отремонтированных конюшнях установили даже солярий для лошадей — после представления полезно прогреть суставы.

Но, как говорит директор Эдгард Запашный, проблем много, здание за 50 лет ни разу капитально не ремонтировали: «Нам давно это обещают, приходили разные фирмы, называли стоимость работ — от 4,5 до 18 миллиардов рублей. Точно только после тщательной проверки изношенности можно определить».

1 / 7
Генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный с тигром во время репетиции.

И техника сильно устарела. Манежи — ледовый, конный, эстрадный, иллюзионный — сменяются по-прежнему автоматически. Только инфраструктуру для водного демонтировали — ветхие насосы, фильтры. «Боялись потопа. И вода текла такого странного цвета, что и за артистов, и за животных было страшно, — признается Запашный. — Вообще, мой кошмарный сон — если манеж весом в 120 тонн опустится и не поднимется. И у нас дырка в центре зрительного зала!»

В этом году уже два раза останавливали спектакль, потому что манежи застревали. «А самое ужасное, что заводов, которые поставляли это оборудование, давно нет. Непонятно, кто все исправит при серьезной аварии», — говорит Эдгард.

1 / 5
Жонглеры шоу «И100рия» в Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского.

Но он гордится, что в трудные пандемийные времена, когда почти год не было представлений, ни один из более чем пятисот сотрудников цирка не уволился. Около 200 миллионов рублей потратили на зарплаты, содержание здания, корм для животных.

«Юбилейные торжества решили перенести на осень в надежде на то, что границы откроются и иностранные гости доедут. Еще готовим эстрадно-цирковое шоу с участием знаменитых артистов, музыкантов, спортсменов. По поводу его съемок ведем переговоры с Первым каналом», — поделился планами Запашный.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала