Рейтинг@Mail.ru
Флоту – быть: история важнейших петровских верфей тогда и сейчас - РИА Новости, 21.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Флоту – быть:

история важнейших петровских верфей тогда и сейчас

Когда Петр I решил, что России необходимо обзавестись современным, сильным и конкурентоспособным флотом, возник вопрос, кто будет его строить. О том, как сложилась судьба петровских судостроительных проектов, с помощью которых Россия стала морской державой всего за одно поколение, читайте в нашем материале.

Закупка кораблей за границей не могла удовлетворить растущие потребности, поэтому на территории страны одна за другой начали появляться верфи – от Москвы и дальше.

Каждый проект Петра I отвечал конкретным тактическим задачам. Верфи на Неве и Двине, на Волге и Дону были созданы для оттеснения шведов и турок и служили главной стратегической цели – раздвинуть границы Российского государства.

Некоторые из этих верфей, выполнив петровские задачи, действуют до сих пор.

Так, Адмиралтейская верфь сейчас – одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, входящее в ОСК. А Астраханская верфь стала предшественницей астраханского Южного центра судостроения и судоремонта.

Гравюра «Петр Великий учится кораблестроению»
Гравюра «Петр Великий учится кораблестроению»

*На картах изображено примерное расположение верфей

Село Преображенское (Москва)

1695–1699

Петр I создает первую настоящую верфь, где строились галеры для Азовского похода. «Немцы» (главным образом голландцы) из столичной Немецкой слободы и русские мастера с Севера объединили усилия, чтобы построить 22 галеры и 4 брандера, которые затем в разобранном виде перевезли на Дон, в Воронеж.

Соломбальская верфь, Архангельск

Бассейн Белого моря

1693–1862

В сентябре 1693 года в Архангельске 22-летний Петр I закладывает первый малый фрегат «Апостол Павел» на своей первой серьезной верфи – Соломбальской. Строить корабль и руководить верфью остался назначенный Петром губернатор – Федор Апраксин, будущий первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Верфь упразднили только в 1862 году, в эпоху угля и пара. Мастерство поморских корабелов, большие запасы строевого леса (в первую очередь лиственницы) и удачные проекты судов – все это принесло Архангельску славу, выходящую далеко за пределы России. Многие боевые корабли Балтийского флота были построены именно на берегах Двины. Сегодня северодвинские кораблестроители продолжают дело, начатое на Соломбальской верфи.

Воронеж

Бассейн Азовского моря

1695–1711

Зимой 1695–1696 года под Воронежем развернулось строительство нового флота для борьбы с Османской империей за Азов. Здесь собирали привезенные из подмосковного Преображенского галеры, строили другие суда, чтобы с полой водой отправить их вниз по Дону до Азова для новой осады. 18 июля 1696 года Азов, блокированный с суши и моря, сдался Петру, и Россия получила доступ к Азовскому морю.

Петр на этом останавливаться не собирался. Однако тот факт, что построенный второпях, из мокрой древесины флот приходит в негодность на второй-третий год службы, перечеркивал его планы. И осенью 1696 года ему пришлось собирать Боярскую думу и ставить перед ней вопрос о строительстве нового флота – на этот раз постоянного, способного ходить по морям.

Дума приняла историческое для истории флота России решение. 20 октября 1696 года она постановила: «Морским судам быть», а Азов заселить русскими людьми и укрепить. Но одно дело – указ, и совсем другое – практическое его воплощение при отсутствии средств в государственной казне. Поэтому Петр ставит новый эксперимент: строительство флота доверяется частным компаниям. Создается 68 «кумпанств», кто-то строит корабли собственными силами, кто-то привлекает опытных подрядчиков из-за рубежа, но результат все тот же: качество кораблей (за очень редким исключением) оставляет желать лучшего. Тем не менее у Азова появляется русский флот – пусть не слишком мореходный и требующий постоянного ремонта, но вполне реальный. А ниже Воронежа по течению Дона и даже на самом Азовском море – в Таганроге – возникают верфи, на которых строятся корабли.

Лужская верфь

Бассейн Балтийского моря

1701–1713

Верфь на реке Луга в 1701 году начинает строить десантные суда по азовскому образцу для штурма шведского Нотебурга (крепость Орешек до захвата шведами в 1612 году).

Занимались этим люди, уже имевшие опыт Архангельска и Азова, поэтому за год было построено и вооружено не менее 300 стругов и иных лодок, которые и составили основную ударную силу гребного флота, штурмовавшего Нотебург осенью 1702 года. Но до этого гребному флоту в двух столкновениях в июне и августе 1702 года удалось нанести существенный ущерб эскадре Нумерса, вынудив ее уйти из Ладоги на Балтику.

Олонецкая верфь

Бассейн Балтийского моря

1702–1829

На впадающих в Ладогу реках началось строительство крупных парусных кораблей. Петр приказал основать две верфи – на реке Свири (Олонецкую по названию уезда или Лодейнопольскую по названию города) и на реке Сяси. Места для верфей выбирались исходя из возможности доступа к ним по глубокой воде.

Первые корабли на стапелях Сясьской верфи были заложены 1 мая 1702 года, а в 1703 году со стапелей Олонецкой верфи сошел первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», имевший 28 пушек. Первый поход «Штандарт» совершил в сентябре 1703 года: от верфи по Ладоге и Неве он дошел до нового города Санкт-Петербурга в устье Невы. Вел корабль капитан с очень хорошо известным псевдонимом – Петр Михайлов. На флаге фрегата вместе с двуглавым орлом были карты уже не трех, а четырех морей – Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского.

Олонецкая верфь пережила своего создателя – в 1818 году тут был построен шлюп «Мирный», прославившийся в деле открытия Антарктиды русскими моряками. Закрыта Олонецкая верфь была только в 1829 году.

Адмиралтейская верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

1704 – по настоящее время

Уже на следующий год после основания Санкт-Петербурга, в ноябре 1704 года, Петр I заложил в этом городе верфь – Адмиралтейскую (или «Адмиралтейский дом»). Шла война, город находился на отобранной у врага территории, и шведы продолжали попытки вернуть ее под свой контроль. Поэтому верфь с самого начала готовится к обороне – ее окружают валом, и к зиме 1705–1706 года это уже полноценная крепость с сотней корабельных орудий.

До 1709 года на Адмиралтейской верфи строятся небольшие суда, более крупные по-прежнему создаются на Олонецкой верфи. Но разгром главных сил шведов под Полтавой резко снизил активность противника, и в Петербурге начинается строительство более крупных кораблей. Первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи в 1709 году и вошедший в состав флота в 1712-м – знаменитая «Полтава». Корабль прослужил 12 лет, участвовал во многих походах и боях Северной войны.

Адмиралтейская верфь существует и сейчас – под именем «Адмиралтейские верфи». Это одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга входит в ОСК.

Новоладожская верфь

Бассейн Балтийского моря

1704–1741

Старинный Николо-Медведский монастырь в устье Ладоги, укрепленный в начале Северной войны на случай нападения шведов, в 1704 году был превращен в верфь.

В 1708 году здесь тоже строили линейные корабли – руководил этим англичанин Ричард Браун. Первые два новоладожских корабля – «Выборг» и «Рига» – были спущены на воду в 1710 году.

Новоладожская верфь ненадолго пережила петровскую эпоху – производство кораблей тут резко упало сразу после смерти императора и окончательно прекратилось в 1741 году.

Партикулярная верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

1716–1762

Для строительства речного транспорта, который удовлетворял бы потребности разрастающегося Санкт-Петербурга, Петр I учредил Партикулярную верфь. Мера была в какой-то степени вынужденной, так как жители города на Неве всячески уклонялись от водных прогулок, особенно под парусом. А это царя всерьез задевало – ему было неприятно, что люди не разделяют его увлечение флотом. Он издавал указы (например, от 15 июня 1710 года) о запрете гребли, если есть ветер, но дело шло трудно. И тогда Петр решил сделать невиданное.

В мае 1718 года Партикулярная верфь занялась раздачей судов по спискам, подготовленным Петром. Суда передавались в вечное пользование бесплатно, но у новых (вынужденных) владельцев возникала обязанность содержать суда в надлежащем порядке, чинить их по мере надобности, а если придут в негодность – построить новое размером не меньше утраченного, но уже на свои средства. В общей сложности Невский флот насчитывал 141 судно.

Поставив таким образом петербуржцев перед фактом судовладения, Петр стал прививать им вкус к плаванию по Неве под парусом – тоже в обязательном порядке. Под угрозой крупного штрафа судовладельцы или их дети должны были каждое воскресенье с мая по октябрь выходить под парусом на простор Невы и совершать многочасовые тренировки по судовождению под наблюдением невского адмирала – главы Невского флота (эта должность совмещалась с руководством Партикулярной верфью).

Таганрогская верфь

Бассейн Азовского моря

1698–1711

Таганрог (в петровские времена – Троицк-на-Таганьем Роге) был основан как морской порт и крепость, но фактически там возникла и верфь. Суда, которые строились на Дону и его притоках, были ограничены глубинами этой реки, поэтому их спускали на воду незавершенными, доводили до Таганрога и достраивали на воде уже там. Флот, который был собран и достроен к 1711 году в Таганроге, было достаточно внушителен (около 500 судов всех классов), хотя его корабли и не отличались хорошей мореходностью. Однако вести успешные войны на двух столь удаленных фронтах Россия на тот момент еще не могла, и Петр согласился на разрушение Таганрога как одно из условий мирного договора по итогам провального Прутского похода. Правда, в тайне от турок он приказал фундаменты не трогать, так как надеялся после решения шведского вопроса к турецкому вернуться.

Казанское адмиралтейство

Бассейн Каспийского моря

1718–1829

В 1711 году на двух верфях (правда, тут их называли просто пристанями) Верхней Волги – у нынешнего города Дубны и у впадения в Волгу реки Нерли около древнего города Константин (сейчас там дно Угличского водохранилища, на берегу которого стоит деревня Скнятино) – начали строить суда, которые направлялись в Петербург по новой Вышневолоцкой водной системе. Строили там тьялки по голландскому образцу – небольшие плоскодонные грузовые суда с парусным вооружением. В 1712 году флот из 200 таких судов был направлен с Волги в Петербург, но так как Вышневолоцкая система первые годы чаще стояла, чем работала, флот на ней застрял на зимовку, о чем очень сокрушался Правительствующий сенат.

Ниже по течению Волги судостроение было регулярным и имело давние традиции, которые Петр взялся заменить западными новшествами. Когда война со шведами после 1714 года немного пошла на убыль, Петр снова стал уделять внимание южному направлению, только на этот раз не Азовскому, а Каспийскому морю, которому нужен был серьезный флот.

И этот флот начал строиться в Казани (там в 1718 году было учреждено Казанское адмиралтейство), в Нижнем Новгороде и Астрахани. Поскольку противоборствующего флота на Каспии не было, строились главном образом десантные корабли, которые должны были переправить многотысячное войско из Астрахани к Дербенту, а затем Баку. Флот с этой задачей справился, хотя и не с первого раза – в экспедиции 1722-го удалось взять только Дербент из-за бури, потопившей часть транспорта с припасами. Зато в 1723 году флот, усиленный гекботами (разновидность фрегатов), бомбардировал Баку и принудил крепость сдаться. Противник убедился в бесполезности сопротивления, и по мирному договору Российская империя получила даже южное побережье Каспия (хотя и ненадолго).

Казанское адмиралтейство существовало до XIX века и славилось судами для Волги и Каспия. Одной из причин этого было отличное качество дуба, растущего в Поволжье, – особый указ о его добыче и сбережении датируется 1709 годом. Что же касается Астраханской верфи, основанной Петром в 1722 году, то ее можно считать предшественником астраханского Южного центра судостроения и судоремонта, который успешно существует и поныне.

Семейство верфей – могущественный флот

Пока верфи строили корабли, Петр I вел борьбу за качество. Только на Ладоге с 1703 по 1718 год потонуло 10 тысяч судов, и грузы, которые они перевозили, в Петербург не попали. Дело в том, что суда строили по старинке, в расчете на один рейс до Петербурга, а затем их бросали и возвращались посуху. И Петр год за годом пишет все новые и новые указы о переходе к строительству многоразовых судов «нового манира».

Петр пытался установить общие правила для судостроения. Одно из важнейших требований Петра к нему по сей день украшает русский язык в качестве поговорки. Плохо выполненную работу называют топорной, потому что неправильные «староманирные» суда строились из досок, обработанных грубо, при помощи топора, а правильные, «новоманирные» – из гладких пиленых досок.

На отечественных верфях и при помощи закупок за границей Петру удалось создать на Балтике могущественный флот, который смог победить шведов даже без генерального сражения линейных флотов.

В честь Ништадтского мира 1721 года, после которого Россия стала империей, была создана гравюра со словами Петра: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным, токмо флотом».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала