https://ria.ru/20210314/proschenie-1601015405.html
В каком случае просить прощения — грех
В каком случае просить прощения — грех - РИА Новости, 02.02.2023
В каком случае просить прощения — грех
Православные верующие отмечают Прощеное воскресенье. В этот день принято примиряться друг с другом, чтобы с чистой совестью вступить в Великий пост. О том, как... РИА Новости, 02.02.2023
2021-03-14T08:00
2021-03-14T08:00
2023-02-02T18:00
религия
русская православная церковь
аналитика - религия и мировоззрение
прощеное воскресенье
иисус христос
великий пост
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156315/88/1563158873_0:87:3076:1817_1920x0_80_0_0_64ed3f7848973c5dda3f3cda2574d92d.jpg
МОСКВА, 14 мар — РИА Новости. Православные верующие отмечают Прощеное воскресенье. В этот день принято примиряться друг с другом, чтобы с чистой совестью вступить в Великий пост. О том, как это делать и в каких случаях просьба о прощении неуместна, — в материале РИА Новости. Простые трудные словаЭти слова, пожалуй, одни из ключевых для понимания христианской веры. Ученые подчеркивают, что они — своего рода "визитная карточка" этой религии.Их произнес сам основатель — Иисус Христос: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".Евангельскую фразу читают на службе в последнее воскресенье перед Великим постом. И неспроста, ведь в этот день совершают, пожалуй, самый трогательный церковный обряд.При погашенном свете в храме собираются священники в черных облачениях и прихожане. И все друг у друга просят прощения. У многих на глазах слезы. Вроде бы простая фраза, но произнести ее очень трудно."Я уже много лет хожу в храм на чин прощения. И каждый раз прямо ком в горле, еле выдавливаю слова. Даже когда говорю их давно знакомому батюшке, у которого часто исповедуюсь", — рассказывает москвичка Людмила Ильина.Словесная формула, которую произносят верующие, такая: "Прости меня, брат/сестра!" И делают поклон. А ответ звучит так: "Бог простит! И я прощаю! И ты меня прости!"Монашеский обрядЧин прощения не только уникальный, но и довольно древний обряд. Он появился еще в IV веке у египетских монахов. Они жили неподалеку от поселений в киновиях — монастырях с общежитийным уставом. Общими там были не только молитва и распорядок, но даже имущество. Насельники видели друг друга каждый день. За исключением одного периода — Великого поста.На время говения монахи уходили в пустыню, где жили в уединении с минимальным количеством продуктов. Раз в неделю они собирались на литургию, чтобы причаститься. И так — до Пасхи.Даже сейчас пустыня полна опасностей, а тогда и подавно. Поэтому возвращались не все. Монахи, зная, что встреча может оказаться последней, примирялись друг с другом. Они стремились жить в полном соответствии с учением Спасителя.Со временем обычай переняли и миряне. Правда, везде его исполняли в разное время. В Римской церкви, например, он приходился на пятидесятый день до Пасхи, за несколько дней до начала Великого поста. В восточных же церквях — сразу перед ним."По сути, это и есть начало Великого поста. В воскресенье вечером на службе совершают переход к великопостному богослужению: произносят великие прокимны (отрывки из псалмов. — Прим. ред.), читают молитву Ефрема Сирина", — объясняет глава учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.А чин прощения, по его словам, "дает нравственную установку", как вступить в Великий пост. В нем глубокий назидательный смысл."Цель в том, чтобы мы, начиная духовно-аскетические упражнения и наведение порядка в душе, не забывали, что никакая аскетика не имеет смысла, если нет мира с ближними. Особенно если мы отягощены виной и у нас нет мужества попросить прощения или, наоборот, простить кого-то", — говорит протоиерей."Чтоб не было хуже"Главное, от чего предостерегают верующих, — формальный подход к обряду. Уж лучше забыть, как правильно просить прощения, но сделать это от чистого сердца, говорят священники. Правда, и тут не все так однозначно."Вот в чем парадокс. В одних случаях формальность в просьбе о прощении бывает уместной. Например, когда в храме собралось множество людей и никто толком друг друга не знает. За что просить прощения, если видишь человека впервые? Тут вполне можно ограничиться словесной формулой "Простите меня!", — рассказывает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).Другое дело — отношения с близкими. Именно с ними в Церкви и призывают примириться прежде всего. Причем священники советуют делать это лично. В крайнем случае — по телефону. Текстовые сообщения не принесут пользы.По словам отца Макария, прежде чем просить прощения у конкретного человека, верующий должен подготовиться."Допустим, с кем-то я поссорился, и мы оба забыли об этом. Вот я решаю попросить прощения. И тем самым напоминаю о раздоре, вновь пробуждаю дурные чувства", — объясняет иеромонах.В таком случае он советует сначала "разведать обстановку": узнать у общих знакомых, готов ли человек примириться. Если нет, "лучше его не провоцировать на повторную обиду"."Наша цель — не формально следовать правилу, а делать добро. Если я понимаю, что тем самым только приношу зло, лучше уклониться. Иначе будет хуже. А это уже грех", — предупреждает священнослужитель. Он призывает к продуманному подходу. Иначе благая христианская традиция может стать причиной новых конфликтов.
https://ria.ru/20210308/maslenitsa-1600148653.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156315/88/1563158873_266:100:2730:1948_1920x0_80_0_0_d499586ba8d227dede3f47e2b6dfe468.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
русская православная церковь, аналитика - религия и мировоззрение, прощеное воскресенье, иисус христос, великий пост
Религия, Русская православная церковь, Аналитика - Религия и мировоззрение, Прощеное воскресенье, Иисус Христос, Великий пост
МОСКВА, 14 мар — РИА Новости. Православные верующие отмечают Прощеное воскресенье. В этот день принято примиряться друг с другом, чтобы с чистой совестью вступить в Великий пост. О том, как это делать и в каких случаях просьба о прощении неуместна, — в материале РИА Новости.
Эти слова, пожалуй, одни из ключевых для понимания христианской веры. Ученые подчеркивают, что они — своего рода "визитная карточка" этой религии.
Их произнес сам основатель — Иисус Христос: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
Евангельскую фразу читают на службе в последнее воскресенье перед
Великим постом. И неспроста, ведь в этот день совершают, пожалуй, самый трогательный церковный обряд.
При погашенном свете в храме собираются священники в черных облачениях и прихожане. И все друг у друга просят прощения. У многих на глазах слезы. Вроде бы простая фраза, но произнести ее очень трудно.
"Я уже много лет хожу в храм на чин прощения. И каждый раз прямо ком в горле, еле выдавливаю слова. Даже когда говорю их давно знакомому батюшке, у которого часто исповедуюсь", — рассказывает москвичка Людмила Ильина.
Словесная формула, которую произносят верующие, такая: "Прости меня, брат/сестра!" И делают поклон. А ответ звучит так: "Бог простит! И я прощаю! И ты меня прости!"
Чин прощения не только уникальный, но и довольно древний обряд. Он появился еще в IV веке у египетских монахов. Они жили неподалеку от поселений в киновиях — монастырях с общежитийным уставом. Общими там были не только молитва и распорядок, но даже имущество. Насельники видели друг друга каждый день. За исключением одного периода — Великого поста.
На время говения монахи уходили в пустыню, где жили в уединении с минимальным количеством продуктов. Раз в неделю они собирались на литургию, чтобы причаститься. И так — до Пасхи.
Даже сейчас пустыня полна опасностей, а тогда и подавно. Поэтому возвращались не все. Монахи, зная, что встреча может оказаться последней, примирялись друг с другом. Они стремились жить в полном соответствии с учением Спасителя.
Со временем обычай переняли и миряне. Правда, везде его исполняли в разное время. В Римской церкви, например, он приходился на пятидесятый день до Пасхи, за несколько дней до начала Великого поста. В восточных же церквях — сразу перед ним.
"По сути, это и есть начало Великого поста. В воскресенье вечером на службе совершают переход к великопостному богослужению: произносят великие прокимны (отрывки из псалмов. — Прим. ред.), читают молитву Ефрема Сирина", — объясняет глава учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
А чин прощения, по его словам, "дает нравственную установку", как вступить в Великий пост. В нем глубокий назидательный смысл.
"Цель в том, чтобы мы, начиная духовно-аскетические упражнения и наведение порядка в душе, не забывали, что никакая аскетика не имеет смысла, если нет мира с ближними. Особенно если мы отягощены виной и у нас нет мужества попросить прощения или, наоборот, простить кого-то", — говорит протоиерей.
Главное, от чего предостерегают верующих, — формальный подход к обряду. Уж лучше забыть, как правильно просить прощения, но сделать это от чистого сердца, говорят священники. Правда, и тут не все так однозначно.
"Вот в чем парадокс. В одних случаях формальность в просьбе о прощении бывает уместной. Например, когда в храме собралось множество людей и никто толком друг друга не знает. За что просить прощения, если видишь человека впервые? Тут вполне можно ограничиться словесной формулой "Простите меня!", — рассказывает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Другое дело — отношения с близкими. Именно с ними в Церкви и призывают примириться прежде всего. Причем священники советуют делать это лично. В крайнем случае — по телефону. Текстовые сообщения не принесут пользы.
По словам отца Макария, прежде чем просить прощения у конкретного человека, верующий должен подготовиться.
"Допустим, с кем-то я поссорился, и мы оба забыли об этом. Вот я решаю попросить прощения. И тем самым напоминаю о раздоре, вновь пробуждаю дурные чувства", — объясняет иеромонах.
В таком случае он советует сначала "разведать обстановку": узнать у общих знакомых, готов ли человек примириться. Если нет, "лучше его не провоцировать на повторную обиду".
"Наша цель — не формально следовать правилу, а делать добро. Если я понимаю, что тем самым только приношу зло, лучше уклониться. Иначе будет хуже. А это уже грех", — предупреждает священнослужитель.
Он призывает к продуманному подходу. Иначе благая христианская традиция может стать причиной новых конфликтов.