08:00 27.01.2021
(обновлено: 08:10 27.01.2021)
"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны
© Фото : U.S. Air Force / Senior Airman Omari BernardСамолет F-35 ВВС США на авиабазе Кадена в Японии
Читать ria.ru в
МОСКВА, 27 янв — РИА Новости, Николай Протопопов. В Пентагоне признали, что к реальным боевым операциям готова лишь треть истребителей пятого поколения F-35 Lightning. С конвейера сошли уже сотни самолетов, но все они до сих пор страдают "детскими болячками". Более того, список "недугов" расширяется. Эксперты считают, что на бумаге у США получился действительно качественный авиационный комплекс, однако на практике что-то пошло не так. О проблемах с американскими "невидимками" — в материале РИА Новости.
Неопределенное будущее
Замминистра обороны Эллен Лорд сообщила, что только 36 процентов многофункциональных истребителей F-35 Lightning полностью пригодны для полетов и выполняют все поставленные перед ними боевые задачи. Остальные машины "функционируют лишь частично".
Столь низкие показатели боеготовности F-35 в первую очередь связаны с конструктивными недостатками самолета и неспособностью американских инженеров исправить их. В ходе эксплуатации выявились серьезные проблемы с кабиной пилота, так называемым стелс-покрытием фюзеляжа и силовой установкой.
Американские эксперты отмечают, что, несмотря на постоянные доработки и попытки устранить многочисленные недочеты, уровень боеготовности истребителя повышается очень медленно. Причем проблема с всплывающими тут и там конструктивными дефектами в последние годы приобрела катастрофический характер.
"Такого еще не было": зачем США перебрасывают ударную авиацию на Аляску
26 сентября 2020, 08:00
В начале января сообщили, что полномасштабное производство "тридцать пятых" Пентагон сдвинул вправо на неопределенный срок из-за неготовности самолета к полноценным испытаниям, которые и без этого неоднократно откладывались с 2017-го и по скорректированным планам должны были состояться не позднее марта 2021-го. Новую машину планировали тестировать на наземном полигоне, где сымитированы условия для противодействия системам противовоздушной обороны.
На работах по устранению многочисленных дефектов негативно сказались также пандемия коронавируса и смена власти в Вашингтоне. Вопрос о массовом производстве F-35 теперь предстоит решать команде Джо Байдена. И, очевидно, судьба истребителя надолго останется в подвешенном состоянии.
© Фото : U.S. Air Force / Senior Airman Keifer BowesПара истребителей F-35A Lightning II
Пара истребителей F-35A Lightning II
Врожденные дефекты
По словам военного эксперта Алексея Леонкова, технические неисправности преследуют самолет-"невидимку" с самого начала эксплуатации. F-35 так спешили принять на вооружение на смену F-22 Raptor, что не считали денег, а на все огрехи проекта попросту закрывали глаза, уверен Леонков.
"Последний доклад исследовательской группы Пентагона выявил 871 недостаток, — отмечает он в беседе с РИА Новости. — Их разделили на группы и подгруппы: те, что могут угрожать жизни пилота, и не слишком критичные. Это проблемы, связанные и с покрытием, и кислородным обеспечением, с нашлемной системой управления, с программным оснащением и многие другие".
"У них нет шансов": почему пилоты истребителей могут остаться без работы
23 сентября 2020, 08:00
В частности, после несколько полетов выяснилось, что на сверхзвуковой скорости повреждается покрытие некоторых частей фюзеляжа. Устранить этот дефект оказалось невозможно, поэтому новейшим сверхзвуковым истребителям разрешили летать только на дозвуковых скоростях. Еще один серьезный изъян — сильные и неожиданные скачки давления в кабине, которые не только вызывают болевые ощущения, но и приводят к баротравмам.
Зачастую после выполнения некоторых маневров в воздухе пилоты теряют управление и не могут полностью контролировать самолет по тангажу, крену и курсу. А двигатели палубной версии в жаркую погоду не обеспечивают необходимую тягу для взлета и посадки.
Леонков напомнил, что F-35 — не единственная сырая разработка для американской армии. Например, у Пентагона было много проблем с боевой машиной пехоты M2 Bradley, танками Abrams, винтовкой M-16.
"В США действуют определенные лоббистские структуры, которые всеми способами желают заработать, — объясняет эксперт. — Они не учитывают, что в процессе создания сложной военной техники могут возникать различного рода неисправности, которые приходится устранять во время опытной эксплуатации".
© Фото : U.S. Air Force / Staff Sgt. Jensen StidhamИстребитель ВВС США F-35A Lightning II
Истребитель ВВС США F-35A Lightning II
Постоянные клиенты
Тем не менее F-35 довольно успешно расходится по всему миру. В американские ВВС и союзные армии пристроили уже порядка 600 машин.
Один из последних контрактов заключили Объединенные Арабские Эмираты, куда США продадут около полусотни F-35. Другой крупный клиент — Израиль, где заявили, что хотят расширить парк истребителей до трех эскадрилий.
"Тридцать пятые" летают в Великобритании, Норвегии, Южной Корее, Японии, Италии, Сингапуре. Всего же США планируют построить более трех тысяч машин.
По словам военного эксперта аналитического клуба "Валдай" Артема Куреева, вне зависимости от недочетов F-35, высокой стоимости машины и обслуживания партнерам США по Североатлантическому альянсу придется ее закупать и дальше.
Нелетающие крепости: cтратегическую авиацию США сразил глубокий кризис
22 марта 2020, 08:00
"Трамп, неоднократно заявлявший о завышенной стоимости F-35 и требовавший снизить либо цену, либо закупки для Вооруженных сил США, сам при этом проводил политику "экспорта безопасности", — отметил Куреев. — То есть пытался создать систему, в которой младшие партнеры по альянсу больше тратят на оборону, сами обеспечивают инфраструктуру для войск США в их странах и закупают американское вооружение. По сути, это такой государственный лоббизм".
При Джо Байдене ситуация с продвижением "тридцать пятого" вряд ли изменится. А заявления о недостатках машины никогда не перевесят политическую поддержку Вашингтоном своих оружейников, добавляет Куреев.
"Думаю, Байден не откажется от весьма выгодной для США политики в сфере обороны союзников, — пояснил эксперт. — F-35 будут дорабатывать, модифицировать, но поставки партнерам США продолжатся. Тот же Израиль согласился на закупки, оговорив частичную замену электронной начинки и вооружений".
© Фото : United States government work/Lockheed Marti/Darin RussellНаземный истребитель F-35A Lightning II, AF-4 во время испытаний, проводимых группой F-35 Integrated Test Force, на базе ВВС Эдвардс, Кали
© Фото : United States government work/Lockheed Marti/Darin Russell
Наземный истребитель F-35A Lightning II, AF-4 во время испытаний, проводимых группой F-35 Integrated Test Force, на базе ВВС Эдвардс, Кали
Стоимость программы истребителя F-35 — рекордная, приближается к триллиону долларов. Причем значительная часть средств уходит на обслуживание "невидимок". Так, в прошлом году Пентагон пообещал заплатить компании Lockheed Martin 1,9 миллиарда долларов за техническое сопровождение.
Один самолет обходится покупателям примерно в 90 миллионов долларов. Палубные версии стоят около 120 миллионов. И это цена "голой" машины. За вооружение заказчики доплачивают отдельно. Так, например, вышло с Польшей, заказавшей у американцев 32 истребителя на 4,6 миллиарда долларов. Помимо затрат на дорогостоящие боеприпасы, полякам также потребуется с нуля и за свой счет построить инфраструктуру. Эту сделку внутри страны многие до сих пор считают очень сомнительной.
"Невидимки" охотно покупают, хотя они не успели толком проявить себя в реальной боевой обстановке. В мае 2018-го, когда разным странам уже поставили около трехсот самолетов, F-35 ВВС Израиля атаковали цели в Сирии, чуть позже истребители F-35B морской пехоты США нанесли удары по позициям боевиков в Афганистане. Многие эксперты назвали эти боевые вылеты показательными PR-акциями Пентагона.
© Фото : US Air Force/Staff Sgt. Madelyn BrownАмериканские истребители Lockheed Martin F-35 Lightning II
Американские истребители Lockheed Martin F-35 Lightning II