"Выкуп свечи-невесты": за что любили Николу Зимнего
© РИА Новости | Перейти в медиабанкРепродукция иконы "Николай Чудотворец" с клеймами чудес (1642 год) из собрания Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Читать ria.ru в
МОСКВА, 19 дек — РИА Новости. Православные христиане празднуют 19 декабря день памяти святителя Николая Чудотворца, Угодника Божия. В народе его называют Никола Зимний. С ним связано множество традиций, некоторые в наши дни позабыты. О самых интересных — в материале РИА Новости.
Посту вопреки
Стол, полный яств. Веселые песни и пляски. У каждого из детей — подарки под подушкой. Празднование не меньше трех дней.
Сейчас так отмечают Новый год или Рождество. Однако еще сто лет назад этим датам уделяли куда меньше внимания. В отличие от другой — дня Николы Зимнего.
В церковном календаре он называется днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Празднуют его в самый разгар Рождественского поста, когда одновременно нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и, как велит устав, "праздности всякой". Про песни и пляски и говорить не приходится.
Однако русских крестьян запреты не останавливали. А духовенство, что интересно, смотрело на их увеселения сквозь пальцы. Хотя те же святочные развлечения, от Рождества до Крещения, сурово порицало.
Ответ прост: нет более популярного в Русской церкви святого, чем Николай Чудотворец. Больше всего храмов посвящено именно ему. Хотя, казалось бы, он так далек от нас: смуглое лицо, греческий нос, всю жизнь провел в Малой Азии, где легкий морозец — вселенская катастрофа. Да и жил он в IV веке, когда ни о какой христианской Руси и речи не было.
© Public domain Картина И. М. Прянишникова "Общий жертвенный котел в престольный праздник". Начало 1890-х годов
© Public domain
Картина И. М. Прянишникова "Общий жертвенный котел в престольный праздник". Начало 1890-х годов
С принятием христианства в русских землях "Житие святителя Николая" передается из уст в уста, звучит и в храмах, и в домах. Особенно народу нравится описание чудес, совершенных "батюшкой Николой".
Вот самое любимое: в городе Миры, где служил святой, у одного вдовца было три дочери. Но он не мог их выдать замуж, потому что был очень беден. А без приданого брак не состоится. Дочерей ждала типичная для того времени участь — стать блудницами.
Прознав об этом, святитель Николай решил помочь бедной семье. Три вечера подряд ходил мимо их дома, стараясь остаться незамеченным, и бросал по мешочку с золотом. Однако вдовец однажды подкараулил его — но святой уговорил того сохранить все в тайне.
"Как Христос"
"Никола с мешочком" в Средние века был одним из самых популярных иконографических образов. От этого сюжета пошло поверье, что святитель тайно приносит подарки. В Западной Европе из этого вырос культ Санта-Клауса — главного персонажа Рождества.
На Руси было аналогичное поверье. Оно тоже связывало Николу с грядущим Рождеством.
"Начало зимних Святок, знаменующих окончание Рождественского поста, во многих местах на Руси приурочивали не к Рождеству Христову, а к Николину дню", — говорит российский этнограф Татьяна Мануковская.
Это, по ее словам, связано с народным восприятием святителя Николая. В некоторых губерниях его ставили чуть ли не на один уровень с Иисусом Христом.
"Например, в свадебной обрядности невесте полагалась икона Богоматери, а жениху — с изображением либо Спасителя, либо святителя Николая. До сих пор молодоженов благословляют образом Николая Угодника, так же провожают и умерших в последний путь", — объясняет Мануковская.
© Аукционный дом "Кристис"Николай Чудотворец. Икона
© Аукционный дом "Кристис"
Николай Чудотворец. Икона
Поэтому простые крестьяне со спокойной душой нарушали Рождественский пост, чтобы отметить Николу Зимнего. Это был один из немногих праздников, когда в деревнях устраивали братчины — большие пиры, где собирались все сельчане.
"Поселяне ставят общим миром в церкви большую свечу и служат молебен о ниспослании на них всяких благ. После угощают на свой счет поселян из своего околотка; остатки от стола раздают нищим; хлебные крохи бросают на воздух, чтобы нечистые духи не портили ни деревьев, ни полей", — описывал эти празднества в XIX веке известный русский этнограф Александр Терещенко.
Такие многодневные пиршества даже получили отдельное название — никольщины.
Раздвоение святого
Никольщины проводились дважды в год. Сначала в мае, 22 числа. В церковном календаре этот день называется перенесением мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В народе же — покороче: Никола Вешний.
Братчина весной длилась всего один день. Неудивительно, ведь после Николы Вешнего начиналась посевная. Собственно, и молитвы святому были соответствующие — о добром урожае.
Все обряды совершали только мужчины. Да и пировали только они. Отсюда еще одно название весеннего праздника — Никола Мужицкий.
"Также его называли Николой Травным. Согласно особо древним поверьям, именно с него начиналось лето. Раньше год делился только на два сезона", — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.
А с Николой Зимним наступала настоящая зима. Считалось, что самые крепкие морозы приходят именно в этот день. По сути, в старину этот праздник был новогодним.
"Поэтому Никола Зимний почитался больше, чем Вешний. Он связан с особыми обрядами. Например, до сих пор в некоторых деревнях на Смоленщине поют "никольские песни". И ставят "никольские свечи" — это огромная свеча, почти в человеческий рост. Она весь год стоит в одном доме, а потом ее передают в другой дом. Причем сам ритуал передачи очень похож на свадьбу — свечу украшают, как невесту, и происходит своеобразный выкуп. С песнями и гармонью", — рассказывает фольклорист.
CC BY-SA 3.0 / Sailko / Фрагмент иконы "Никола с Козьмой и Дамианом и житием Николы". Начало XV века, Новгород
CC BY-SA 3.0 / Sailko /
Фрагмент иконы "Никола с Козьмой и Дамианом и житием Николы". Начало XV века, Новгород
Столь разительное отличие обрядов на Николу Зимнего и Николу Вешнего привело к интересному феномену. По словам Дороховой, в народном сознании существовало два Николы — "люди считали их совершенно разными: у каждого свое назначение, свои молитвы".
Забытая дата
Народное "раздвоение Николы" отразилось и на иконах. Считалось, если Николай Угодник изображен "без шапки"— без митры (богослужебный головной убор епископа), то это вешний. А если в ней, то зимний.
Причем тем самым Николаем Мирликийским, малоазиатским греком, считали того, что без шапки. А в шапке — якобы сугубо русский святой. Что интересно, сто лет назад в деревнях были уверены, что такая иконография, в митре, появилась сравнительно недавно. Крестьяне пересказывали друг другу удивительную историю, больше похожую на анекдот.
Известно, что император Николай I был человеком армейского склада и большой въедливости — чуть ли не ежедневно отчитывал офицеров за неуставной вид. Однажды во время службы его взгляд остановился на иконе Николая Чудотворца с непокрытой головой. Государь возмутился, что святой облачен "не по предписанной форме", и распорядился пририсовать митру.
С приходом советской власти эта байка довольно быстро забылась. Как и сам праздник Николы Зимнего. Сейчас его древние обычаи соблюдают разве что в очень отдаленных деревнях. Но не исключено, что со временем традиции некогда самого популярного на Руси праздника возродятся в народной жизни и Никола Зимний составит конкуренцию Новому году.
"Ужаснулись, едва увидев". Чей праздник Покров — русский или иностранный
14 октября 2020, 08:00