Рейтинг@Mail.ru
"В Майдане народ гордый": деревню с уникальным промыслом ждет забвение - РИА Новости, 15.12.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"В Майдане народ гордый": деревню с уникальным промыслом ждет забвение

© Фото : из личного архива Ивана ГрачеваСельская улица
Сельская улица - РИА Новости, 1920, 15.12.2020
Читать ria.ru в
МОСКВА, 15 дек — РИА Новости, Мария Марикян. Полховский Майдан — небольшое село в Нижегородской области. Всех майданов — так себя называют местные — объединяет одно большое дело: изготовление матрешек. С ранних лет мужчины берутся за топор, а женщины — за кисти. Однако старожилы говорят, что уже скоро некому будет поддерживать традицию — современную молодежь не интересует самый известный русский сувенир.

"Так заведено"

Иван Грачев делает матрешки с 13 лет. Ему 65, и он до сих пор этим занимается. Когда-то работал в колхозе токарем, затем устроился в местный Дом культуры, после — в администрацию. Последние десять лет возглавлял Полховско-Майданский сельсовет, сейчас на пенсии. "Не один вагон матрешек выточил на станке, — рассказывает он РИА Новости. — У нас все с деревом на "ты". Мужчины точат, женщины расписывают. Так заведено".
Изделия из дерева здесь изготавливают, по словам собеседника, с момента основания села. В XVII веке в нынешний Полховский Майдан сослали донских казаков, участвовавших в восстании под предводительством Степана Разина. Обосновавшись, они принялись мастерить игрушки и посуду — на это и жили. А в начале XIX века последовали примеру соседнего села Семеново: там разукрашенную куклу-укладку уже поставили на поток.
© Фото : из личного архива Ивана ГрачеваИван Грачев
Иван Грачев  - РИА Новости, 1920, 14.12.2020
Иван Грачев
"И у нас она быстро приобрела популярность, — продолжает Иван Грачев. — Наши умельцы ездили на обучение. В результате со временем у каждого дома появился токарный станок — точили, красили, продавали. А в 1930-х основали артель "Красная заря" и с тех пор работали не только на себя, централизованно — всем селом. Позже и при колхозе организовали подсобное хозяйство: нам помогали с материалами и реализацией".
Матрешками торговали по всему Советскому Союзу. Индивидуальное предпринимательство тогда, как известно, не поощрялось. Майданы неоднократно получали за самодеятельность выговоры и штрафы. Но продолжали мастерить матрешки и другие изделия из дерева и продавать их на рынках. Сувениры пользовались большим спросом — поездки окупались с лихвой. "Сам я торговал в Москве, Подольске, Краснодаре, — рассказывает Грачев. — На Украине бывал. Уезжали на месяц-два. Все зависело от того, насколько быстро раскупят товар".
Майданы искренне верили, что общее дело не только повысит их личное благосостояние, но и поможет селу. "Но в 60-х в райцентре Вознесенского района создали не просто кустарную артель, а целую фабрику. Сделали ее головным предприятием. Там мощности другие и деньги, соответственно. А нас как бы оставили не у дел. То же самое произошло и с подсобным хозяйством колхоза. Мы работали-работали, а потом вдруг центральную усадьбу открыли в соседней деревне Крутец, переправили туда всю технику, — вспоминает бывший глава сельсовета. — В Майдане народ гордый, трудолюбивый. Люди дело все равно не забросили — торговали по городам и весям".
© Фото : из личного архива Ивана ГрачеваПолховский Майдан
Полховский Майдан - РИА Новости, 1920, 15.12.2020
Полховский Майдан
Лучшие годы, говорит он, пришлись на период перестройки: "Проводились выставки в странах Европы и не только. Иностранцев много было. А потом грянули 90-е — ни колхоза, ни артели, ни фабрики". Впрочем, несмотря на сложности, добавляет Грачев, ни у кого и в мыслях не было свернуть производство.

"Прилетело так, что полдня лежал без памяти"

Наиболее подходящее дерево для матрешки — липа. Легко обрабатывается, с достаточно плотной структурой. Очень важно правильно ободрать кору и не повредить ствол. После нужно высушить брус — минимум год. Поэтому мастера закупаются впрок: под рукой всегда должны быть уже сухие бревна. По словам местных, в лесах вокруг Полховского Майдана почти не осталось лип — везут из соседних регионов.
«

"Придать форму деревянной болванке не так просто: полено то и дело вылетает со станка. Мои сыновья неоднократно травмы получали: то в глаз ударит, то бровь рассечет. Однажды брату — уже покойному — прилетело так, что он полдня в мастерской без памяти лежал", — говорит 61-летняя Анна Каверина.

Она расписывает матрешки без малого полвека. Раньше, признается Анна Васильевна, в доме не было свободного места для очередной партии готовых кукол-укладок. "А теперь спрос слабый. В товар вложились, потратились на материалы, но все стоит без дела, — вздыхает она. — Для меня это не работа, а отдых. Как-то раз сто штук выкрасила за два дня".
Покраска матрешки — долгий и трудоемкий процесс. Первым делом выточенную на станке деревянную заготовку необходимо накрахмалить. "Натереть как следует, не жалеть. И подождать, когда высохнет. Достаточно четырех часов. Затем повторно крахмал нанести и только потом расписывать, — объясняет нюансы художница. — Беру циркуль, вырисовываю личико, фартучек. Обвожу черным контуром: раньше использовали тушь с пером, теперь можно гелиевой ручкой. Краска была анилиновая, разведенная спиртом или самогоном, — у нее цвет такой глубокий, насыщенный. Сейчас просто гуашь. Цвета, как правило, — красный, желтый, голубой, фиолетовый, зеленый. В самом конце, когда уже все нарисовано, матрешку нужно покрыть дважды лаком. После первого покрытия выждать сутки, чтобы высохло".
© Фото : из личного архива Ивана ГрачеваМатрешки Ивана Грачева
Матрешки Ивана Грачева - РИА Новости, 1920, 15.12.2020
Матрешки Ивана Грачева
Основные элементы декора — птицы, животные, цветы (розы и шиповник). Встречается и сюжетная роспись — по мотивам сказок или сельские пейзажи. Узнают полхово-майданский узор по крупным и еще не распустившимся красным цветкам. Фон — желтый, у рисунка четкий черный контур.
Анна тоже выезжала торговать сувенирами в разные города: Москва, Чебоксары, Нижний Тагил, Ставрополь. Она затрудняется ответить, сколько матрешек расписала — не считала. Но уверяет: все — разные, не похожие. "Самый ходовой товар на рынке — пяти- и семиместные матрешки. "Пятерка" 200 рублей стоит. Это если дома продаем. На рынке чуть дороже".
Самым трудолюбивым и предприимчивым майданам удалось неплохо заработать на матрешках. "Мне было 26, когда началось строительство дома, где живу по сей день. Скопила и на второй — там с семьей младший сын", — отмечает Каверина.
Заброшенная церковь - РИА Новости, 1920, 17.08.2020
Живые и мертвые. Зарисовки из российской глубинки
Теперь же на куклах денег не поднимешь, продолжает собеседница. Сувениры сильно упали в цене. "И то не берут, представляете? — подхватывает Иван Грачев. — Матрешки я точил последний раз где-то год назад — предыдущую партию не раскупили. Смысла нет вкладываться в новые. Раньше никто не бедствовал, поэтому не жаловались. Не то что сейчас…"
Нынешний год для майданов очень тяжелый — пандемия совсем подкосила матрешечный бизнес. Люди, годами занимавшиеся этим, срочно искали другой заработок. "Те, кому позволяет здоровье, пошли строителями, поварами, уборщиками, охранниками. А многие просто разъехались".
Майданы не верят, что производство может выйти на прежний уровень: молодежь не горит желанием продолжать дело предков. И уезжает из глуши в города. Скоро поддерживать традиции будет попросту некому. В Полховском Майдане сейчас около полутора тысяч человек. Местным обидно, что власти перестали вкладываться в инфраструктуру и развитие села, прославившегося матрешками на весь мир.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала