Рейтинг@Mail.ru
"Мы не хотели на ней служить": что происходило с подлодкой К-19 - РИА Новости, 12.11.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Мы не хотели на ней служить": что происходило с подлодкой К-19

Подводная лодка К-19 - РИА Новости, 1920, 12.11.2020
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 12 ноя — РИА Новости, Андрей Станавов. Два ядерных реактора, три баллистические ракеты и вечная борьба за живучесть — ровно 60 лет назад, 12 ноября 1960-го, в состав Северного флота вошел первый подводный атомный ракетоносец проекта 658. За 40 лет службы К-19 заслужила репутацию, пожалуй, самого неудачливого корабля в ВМФ и получила среди моряков печальное прозвище "Хиросима". О непростой судьбе подлодки — в материале РИА Новости.

Течь в реакторе

В четыре утра 3 июля 1961-го электрик носовых отсеков старшина второй статьи Виктор Стрелец заступил на вахту. К этому моменту в контуре охлаждения правого реактора уже зияла трещина, через которую уходила вода. Лодка возвращалась на базу из первого дальнего похода.
"Минут через 15 пришел Коля Ефремов — штурманский электрик — и сказал: что-то случилось с реактором, — вспоминает Стрелец в беседе с РИА Новости. — Мы разбудили командира, он побежал во второй отсек. Вскоре узнали, что ушла вода, начался неконтролируемый разогрев. Командир собрал управленцев реактором и спрашивает: что будем делать? Надо было как-то охладить реактор, не допустить расплавления ТВЭЛов — тепловыделяющих элементов. Инструкции, предписывающей порядок действий в подобных случаях, не было. До нас таких аварий на флоте не случалось. Парогенераторы на других лодках летели, да. Но это другое".
© Фото : Военно-морской флот СССРПодводная лодка К-19
Подводная лодка К-19 - РИА Новости, 1920, 11.11.2020
Подводная лодка К-19
По словам подводника, дозиметры на борту начали зашкаливать не сразу. Лодка экстренно всплыла. Аварийная команда несколько раз пыталась пролить реактор водой, в том числе через магистраль воздухоудаления, но сломался насос и сорвало шланг. Кто-то предложил снять трубопроводы с торпедных аппаратов, подсоединить их к воздуховоду и снова дать воду. Героическая попытка удалась, но ситуацию осложнило то, что на лодке не было запасов очищенной от солей дистиллированной воды — охлаждать реактор пришлось обычной питьевой.
"В реактор можно подавать только дистиллят — объясняет Стрелец. — В обычной пресной воде много солей, которые "впитывают" радиацию. Однако другой тогда на борту не было. Те ребята, кто монтировал аварийную систему охлаждения, приваривал трубы, получили самые большие дозы и вскоре умерли от лучевой болезни. Восемь человек — шестеро почти сразу, двое потом". Из-за разгерметизации реактора и откачки радиоактивной воды трюмным насосом загрязнение стремительно распространилось по всей лодке. Экипаж экстренно эвакуировали на другие корабли ВМФ. Позже 26 подводников представили к государственным наградам — "за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевой задачи".

Встреча с "предметом"

По возвращении на базу весь экипаж отправили на обследование в госпиталь, после чего Виктора и нескольких моряков списали на берег по состоянию здоровья. Какая доза облучения ему досталась, Стрелец не знает до сих пор — ему не сообщили. Сожалеет, что пришлось навсегда распрощаться с военным флотом.
© Фото : US NavyПодводная лодка К-19
Подводная лодка К-19 - РИА Новости, 1920, 11.11.2020
Подводная лодка К-19
Надо сказать, неудачи преследовали К-19 еще со стапелей. Так, в 1959-м в балластных цистернах недостроенной субмарины вспыхнул пожар, в огне погибли трое рабочих. А незадолго до протечки реактора — в 1961-м — при загрузке баллистической ракеты захлопнулась крышка шахты и насмерть придавила матроса.
После дезактивации, которая заняла полгода, аварийную подлодку отбуксировали на ремонт в Севердвинск, где полностью заменили реакторный отсек и провели модернизацию по проекту 658М. После спуска на воду К-19 укомплектовали новым экипажем. А первый расформировали сразу после трагедии.
Однако на этом беды не закончились. Осенью 1969-го ракетоносец врезался под водой в американскую субмарину-"шпион" USS Gato.
© РИА Новости / К. Куличенко | Перейти в медиабанкПодводная лодка Краснознаменного Северного флота вернулась из длительного похода
Подводная лодка Краснознаменного Северного флота вернулась из длительного похода - РИА Новости, 1920, 11.11.2020
Подводная лодка Краснознаменного Северного флота вернулась из длительного похода
"Доношу обстоятельства столкновения подводной лодки К-19 с неизвестным подводным предметом в 07:13 15 ноября 1969-го, — написал в рапорте капитан первого ранга Лебедько. — Примерно в 07:12, решив уточнить суточный план, я взял журнал, и в это время в носовой части ПЛ раздалось два последовательных, почти слитных, сильных удара. Корабль вздрогнул, было ощутимо сильное сотрясение корпуса и буквально вибрация его носовой части".
Подлодка начала погружаться с дифферентом на нос. К счастью, экипаж успел продуть цистерны главного балласта, и К-19 всплыла. Обошлось без жертв. Выбравшись на верхнюю палубу, моряки увидели огромную вмятину на носу и развороченные торпедные аппараты. До базы лодка добиралась своим ходом в надводном положении.

Разлитое масло

В конце февраля 1972-го без жертв обойтись не удалось. Когда К-19 двигалась в подводном положении, лопнул один из трубопроводов гидравлической системы. Масло попало на воздухонагреватель фильтра узла очистки воздуха и вспыхнуло.
Аварийная команда вычислила очаг возгорания, но было уже поздно — огонь перекинулся в восьмой отсек, отрезав десятый, в котором находились 12 человек. Субмарина всплыла на поверхность, однако из-за проблем с дизель-генераторами быстро потеряла ход. В результате пожара на борту погибли 28 человек, еще двое — на других кораблях, участвовавших в спасательной операции.
Подводная лодка проекта Ясень-М - РИА Новости, 1920, 19.03.2020
Репортаж с новой подлодки, которую Запад считает главной угрозой
"Уже после всего этого как-то ехал в Москву, — вспоминает Виктор Стрелец. — Носил тогда на пиджаке значок "К-19". Ко мне подходит какой-то парень в гражданке. Тыкает пальцем в значок и спрашивает: а вы что, служили на ней? Я говорю, да, служил — из первого экипажа. А он в ответ: ой-ей-ей, нас после окончания медицинского факультета распределяли на лодки, так вот, на К-19 никто не хотел идти. Сложилось мнение, что лодка несчастливая".
Спустя десять лет после пожара К-19 снова отметилась в сводках флотских происшествий — в щите батарейных автоматов правого борта произошло короткое замыкание. Мощная электрическая дуга обожгла двоих моряков, один из них — старшина второй статьи Кравчук — позже скончался в госпитале.
Подводная лодка К-19 - РИА Новости, 1920, 11.11.2020
Между тем, несмотря на трагическую судьбу, К-19 осталась в истории отечественного ВМФ как символ героизма экипажей, не раз спасавших свой корабль, и как первый подводный носитель баллистических ракет, способный нанести удар по США. Самая знаменитая субмарина холодной войны пережила несколько модернизаций, выполнила множество боевых служб на отлично и продержалась в строю до 1990-го. Ее ходовая рубка как мемориал установлена в Подмосковье на берегу Пяловского водохранилища.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала