Без аплодисментов и суеты: как прошел Московский кинофестиваль
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкАктриса Юлия Пересильд и актер Павел Акимкин выступают на торжественном вечере в рамках 42-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ)
![Актриса Юлия Пересильд и актер Павел Акимкин выступают на торжественном вечере в рамках 42-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) Актриса Юлия Пересильд и актер Павел Акимкин выступают на торжественном вечере в рамках 42-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) - РИА Новости, 1920, 08.10.2020](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578620631_0:405:2921:2048_1920x0_80_0_0_b55df65c017666db7192714cb7c965b1.jpg)
МОСКВА, 8 окт — РИА Новости, Анна Нехаева. Премьеры, показы и онлайн-встречи без толп и очередей — Московский международный кинофестиваль завершает работу. В параллельных программах показали около двухсот разных лент: про первую любовь, взросление и даже тюремный театральный кружок. О том, как это было и какие фильмы ждать на экранах, — в материале РИА Новости.
Осторожно и негромко
В этот раз фестиваль был немноголюдным — без привычной шумихи, суеты и беготни. А меры предосторожности (за их соблюдением следили волонтеры смотра и работники кинотеатров) добавляли градус сюрреалистичности.
"На входе в кинотеатр замеряли температуру, сотрудницы выдавали перчатки и предупреждали, чтобы гости не снимали маски, — рассказала РИА Новости кинокритик Настасья Горбачевская, которая работает на международных смотрах в Москве и Каннах. — Честно говоря, находиться в залах было комфортнее, чем ездить, например, в метро".
Если в предыдущие годы перед показами ажиотажных картин выстраивалась очередь из желающих попасть на сеанс, то теперь свободных мест было гораздо больше, чем занятых.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкНа церемонии открытия 42-го Московского международного кинофестиваля
![На церемонии открытия 42-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) в Москве. На церемонии открытия 42-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) в Москве. - РИА Новости, 1920, 07.10.2020](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578672693_0:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_2792a8762c2ae8e98e16247d52b751cb.jpg)
На церемонии открытия 42-го Московского международного кинофестиваля
"В кулуарах" — коридорах и на лестницах площадок проведения ММКФ — нет привычной беготни и шумихи, никто не дефилирует в нарядах по пути на пресс-конференции, да и ритм фестиваля в целом более расслабленный. Залы не полностью заняты, зарубежных гостей и дискуссионных площадок нет. Впрочем, некоторых журналистов все равно радует то, что "пир во время чумы состоялся".
Как смотрели фильмы
Кинокритик, киновед и начинающий режиссер Иван Афанасьев, посещающий Московский кинофестиваль уже с десяток лет, отмечает, что "ММКФ — это всегда немножко сутолока, суета. А в этот раз ее нет, есть только какое-то легкое беспокойство организаторов".
Конечно, кто-то радовался возможности попасть на долгожданный фильм, но осторожность сказалась и на общей атмосфере фестиваля.
«
"Меня удивило то, что никто не аплодирует после фильма (это обычная практика на фестивалях. — Прим. ред.), — отмечает Горбачевская. — То ли это тревога, то ли усталость или слишком рабочее настроение, но после большей части показов в зале не звучало ни одного хлопка".
Любовь и другие чувства
На ММКФ, кроме основной программы, есть и параллельные, которые всегда — повод для дискуссий. Невозможно предугадать, окажется картина шедевром или "пустышкой". Так что каждый сеанс — своего рода сюрприз.
В этом году — сразу несколько интересных фильмов о любви. Например, режиссерский дебют Сюзанн Линдон (дочери известного французского актера и режиссера Венсана Линдона) "Шестнадцатая весна" в программе "Время женщин".
«
"Люби меня по-французски" — "сувенир" из несостоявшихся Канн (премьера должна была пройти на Лазурном Берегу. — Прим. ред.), — описывает картину Горбачевская. — Двадцатилетняя Сюзанн Линдон написала сценарий, срежиссировала и сыграла главную роль в воздушном и очаровывающем дебюте. На вкус — как гренадин с содовой".
© Avenue B Productions (2020)Кадр из фильма "Шестнадцатая весна"
![Кадр из фильма Шестнадцатая весна Кадр из фильма Шестнадцатая весна](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578611649_0:0:3640:2048_600x0_80_0_0_4cd390d158c41612f5746d298fc0867d.jpg)
Кадр из фильма "Шестнадцатая весна"
© Avenue B Productions (2020)
1 из 3
© Фото : пресс-служба ММКФРежиссер, актриса и сценарист Сюзанн Линдон
![Режиссер, актриса и сценарист Сюзанн Линдон Режиссер, актриса и сценарист Сюзанн Линдон](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578616679_0:184:1567:1065_600x0_80_0_0_2662da52ba6e9268edf05e0a6d354eea.jpg)
Режиссер, актриса и сценарист Сюзанн Линдон
© Фото : пресс-служба ММКФ
2 из 3
© Matriuska Producciones S.L. (2019)
Сцена из фильма "Вполголоса"
![Кадр из фильма Вполголоса Кадр из фильма Вполголоса](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578627501_0:0:1852:1041_600x0_80_0_0_3368add83b6b8d06bb1313fe8817426a.jpg)
Сцена из фильма "Вполголоса"
© Matriuska Producciones S.L. (2019)
3 из 3
Кадр из фильма "Шестнадцатая весна"
© Avenue B Productions (2020)
1 из 3
Режиссер, актриса и сценарист Сюзанн Линдон
© Фото : пресс-служба ММКФ
2 из 3
Сцена из фильма "Вполголоса"
© Matriuska Producciones S.L. (2019)
3 из 3
Фильм о том, что разница в возрасте — любви не помеха. Шестнадцатилетняя главная героиня скучает в школе со сверстниками, пока не влюбляется в 35-летнего мужчину, да еще и актера.
Картина "Вполголоса" Хайди Хассан и Патриции Перес из секции "Свободная мысль" — про двух подруг из кубинской диаспоры, которые откровенно говорят о том, каково строить жизнь на новом месте, о материнстве, любви к кино, дружбе и свободе.
Фильм — не просто женский взгляд на современный мир и нравы. Это почти притча о расставании, новом начале и важности веры в себя.
© Giraffe Pictures (2019)Кадр из фильма "Сезон дождей"
![Кадр из фильма Сезон дождей Кадр из фильма Сезон дождей](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578613680_0:0:1600:800_600x0_80_0_0_ecdeb39ad11887f57abdbcaf8f93f4d7.jpg)
© Giraffe Pictures (2019)
Кадр из фильма "Сезон дождей"
В программе "Мастера" тоже поговорили о чувствах. Среди нескольких картин особенно выделяется "Сезон дождей" Энтони Чэня.
"Красивая, эстетичная драма про дружбу, которая перерастает в платоническую, а потом и не только, любовь между неудовлетворенной жизнью учительницей и старшеклассником, которому она преподает китайский литературный язык", — отмечает Иван Афанасьев.
Возраст, тюрьма и война
© Garagefilm International (2019)Кадр из фильма "Позвони маме"
![Кадр из фильма Позвони маме
Кадр из фильма Позвони маме](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578614808_0:0:600:400_600x0_80_0_0_403968618da3a9a981bd2924b0f4b9cc.jpg)
© Garagefilm International (2019)
Кадр из фильма "Позвони маме"
Без драмы и фильмов о душевных переживаниях не обходится ни один фестиваль, в том числе и ММКФ.
Афанасьев отмечает шведский фильм Лизы Ашхан "Позвони маме" из секции "Время женщин". По сути, это кино coming-of-age, история про взросление подростка. Хотя "подростку" 35 лет.
"Он про 35-летнюю молодую женщину, которая никак не вырастет из пубертата, постоянно ругается с матерью, — говорит Афанасьев. — Это кино, как мне кажется, про поиск идентичности. И со сногсшибательной актрисой Санной Сундквист".
© Leopardo Filmes (2020)Кадр из фильма "Москит"
![Кадр из фильма Москит Кадр из фильма Москит](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578635768_0:0:2048:1152_600x0_80_0_0_fe4f732e0f48aafbe39ef1d12b7c4e6f.jpg)
© Leopardo Filmes (2020)
Кадр из фильма "Москит"
Фильм "Москит" Настасья Горбачевская назвала симметричным ответом оскароносной картине "1917" Сэма Мендеса. Португальский режиссер Жоа Нуну Пинту пересказывает историю деда и его Первой мировой в Мозамбике. "Колониальная политика, грехи белого человека, война и мир, реальность и видения смешиваются в сновидческом путешествии одинокого солдата по саванне", — объясняет Горбачевская.
© Canal+ (2020)Кадр из фильма "Триумф"
![Кадр из фильма Триумф Кадр из фильма Триумф](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/07/1578628139_0:0:3071:2048_600x0_80_0_0_e5cd27e7253a5b30dbe93150f3ad7f92.jpg)
© Canal+ (2020)
Кадр из фильма "Триумф"
Комедии, причем стоящие внимания, тоже были представлены. Среди них — французский "Триумф" Эммануэля Курколя из программы "Спектр". По сюжету неудачливый актер Этьен руководит тюремным театральным кружком. Для дебюта он выбирает "В ожидании Годо" Беккета.
У режиссера получилась вдохновляющая картина о том, что важно не место, а человек. Ну и без прекрасного французского юмора (который рассмешит любого даже в полупустом зале) не обошлось.