08:00 26.09.2020
(обновлено: 16:40 25.12.2020)
"Зверь и шифр". В древнерусском храме нашли таинственное послание
© Фото : предоставлено Переславской епархией РПЦНайденное учеными граффити XII века на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
© Фото : предоставлено Переславской епархией РПЦ
Читать ria.ru в
МОСКВА, 26 сен — РИА Новости, Антон Скрипунов. На стене древнейшего белокаменного храма Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили загадочное животное и шифр. Ученые полагают, что на граффити XII века изображен неизвестный ранее религиозный обряд. Об уникальном открытии и спорах вокруг него — в материале РИА Новости.
"Редчайший пример"
Если сегодня начертить на стене храма надпись в духе "Здесь был Вася", можно заработать солидный штраф. Или даже тюремный срок — если памятник федерального значения. Но 800 лет назад думали иначе. Оттого стены церквей домонгольской эпохи испещрены многочисленными граффити.
Но об этом ученые узнали лишь в последние десятилетия: многие века надписи и рисунки покоились под толстым слоем штукатурки. Изображения, которые находят исследователи, порой становятся настоящей сенсацией.
Так случилось и с граффити Спасо-Преображенского собора. Уже установлено, что изображение относится к середине XII века, тогда храм только-только построили. Неизвестный выцарапал фигуру бегущего человека: левой рукой он поднимает над собой странное существо с головой птицы, телом змеи и хвостом рыбы.
"Перед нами — редчайший пример изображения фантастических животных, по преданиям, обитавших в дальних странах", — говорит руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимир Седов.
© предоставлено Переславской епархией РПЦНайденное учеными граффити XII века на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
© предоставлено Переславской епархией РПЦ
Найденное учеными граффити XII века на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
По словам ученого, таких мифических тварей обычно рисовали в странах Западной Европы. На Руси по неизвестным науке причинам это не было принято. Тем более в святом месте — храме.
"На стенах Преображенского собора очень много крестов — люди оставляли о себе молитвенную память. Очень похоже на современную традицию "именных кирпичиков": человек жертвует деньги на строительство храма, и на кирпич краской наносят его имя или имена тех, чье поминовение он закажет", — объясняет пресс-секретарь Переславской епархии священник Сергий Савенков.
Само собой, отмечает он, в храмах "абы что не чертили". Все надписи так или иначе связаны с христианской тематикой. На стенах Софийского собора в Новгороде в виде граффити встречаются даже народные подражания иконам Христа и Богоматери. Кроме того, в новгородских церквях исследователи обнаружили интересный феномен того времени: верующие царапали свое мирское имя и тут же — крестильное. Например, "Путята написал это", а рядом тем же почерком: "Раб Божий Илия".
© Фото : Пути Великого Новгорода: История и современностьГраффити на древних участках внутренних стен и столпов Софийского собора в Новгороде
Граффити на древних участках внутренних стен и столпов Софийского собора в Новгороде
Загадочный посланник
Авторы храмовых граффити изображали и самих себя. Благодаря этому, например, ученые узнали, как выглядела повседневная одежда во времена домонгольской Руси. Процарапывали иногда и фигуры животных — либо домашних, либо связанных с тем или иным библейским эпизодом.
Оттого и необычен найденный в Переславле рисунок. На нем запечатлено фантастическое существо, о котором ни в Библии, ни в церковном предании нет ни слова.
"Часть картинки отколота, поэтому сомневаюсь, что у существа рыбий хвост. По всей видимости, изображено противоборство птицы и змеи, чему есть параллели в других памятниках древнерусской культуры", — рассуждает историк Савва Михеев.
© предоставлено Переславской епархией РПЦАрхеологи исследуют граффити XII века на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
© предоставлено Переславской епархией РПЦ
Археологи исследуют граффити XII века на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
По словам ученых, в средневековых представлениях змея олицетворяла зло — ведь в Библии именно из-за змея-искусителя Адама и Еву изгнали из Эдема. Птица же — небесный символ. Поэтому исследователи считают: в необычном граффити аллегорически запечатлена борьба добра со злом, то есть вполне церковный мотив.
Однако под рисунком и слева от него исследователи обнаружили надпись. Автор тот же, уверены они. Внизу отчетливо читается лишь конец фразы: "…но не всем ладно. Игнат писал".
А перед этой фразой вырезана последовательность из пяти славянских букв, причем в осмысленный текст они не складываются. То есть ученые наткнулись на некий шифр.
"Народный обряд"
"Можно предположить, что начальная часть надписи связана с некой процедурой гадания, которая была принята в ту эпоху. В древнерусской эпиграфике (надписях на камне, железе и дереве - прим.ред.) обнаруживаются и другие ее отражения", - говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ Алексей Гиппиус.
© Фото : пресс-служба Института археологии Российской академии наукАрхеологические исследования в Спасском соборе Переславля-Залесского
© Фото : пресс-служба Института археологии Российской академии наук
Археологические исследования в Спасском соборе Переславля-Залесского
По его словам, надпись относится к довольно большому пласту "народной магической культуры". В письменности домонгольской Руси его представляют также надписи на амулетах-"змеевиках" и берестяные грамоты с текстами заговоров. С точки зрения тех, кто писал и использовал эти тексты и предметы, как отмечает ученый, "они не противопоставлялись христианской вере".
"Мы имеем дело с периферией официальной религии, где христианские элементы сочетались с магическими практиками, часто очень древними. Например, известен обряд принесения клятвы или присяги. Он назывался "ходить ротЕ" ("ротА" – слово, однокоренное с реку, рок, – это и есть устная клятва). Это обряд языческого происхождения, но в христианскую эпоху мог совершаться в храме", - рассказывает лингвист
Однако это, по его словам, противоречило церковным канонам. Поэтому духовенство боролось с подобными обычаями. Сохранились древнерусские поучения, запрещающие "роты и клятвы", как и другие пережитки языческой поры, включая и гадания.
© предоставлено Переславской епархией РПЦГраффити XII века на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
© предоставлено Переславской епархией РПЦ
Граффити XII века на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
"До наших дней дошли "Слова" и "Поучения", запрещающие такие обычаи", — добавляет исследователь.
Скорее всего, граффити из Переславля укажет ученым на неизвестный религиозный обряд. Или же это послание потомкам — несколько лет назад в том же Преображенском соборе нашли граффити с именами убийц Андрея Боголюбского, завершившего возведение этого храма.
Новое открытие, надеются исследователи, поможет узнать неизвестные подробности о жизни Руси домонгольского периода, ведь от него осталось мало свидетельств. Как сообщил Гиппиус, результаты расшифровки надписей скоро представят широкой публике.
"Необычно для Руси". Ученые бьются над загадкой ростовского саркофага
10 февраля 2019, 08:00