Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"С Россией было лучше": что происходит с украинской "оборонкой"

© РИА Новости / Стрингер / Перейти в фотобанкЛегкий многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-1 на международной специализированной выставке "Оружие и безопасность - 2019" в Киеве.
Легкий многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-1 на международной специализированной выставке Оружие и безопасность - 2019 в Киеве. - РИА Новости, 1920, 05.09.2020
Читать ria.ru в
МОСКВА, 5 сен — РИА Новости, Николай Протопопов. Передача технологий, продажа оборудования и сворачивание производства — проблемы на крупнейшем украинском двигателестроительном предприятии "Мотор Сич" начались сразу после госпереворота в 2014-м. Компания прекратила сотрудничество с Россией и понесла большие убытки. Последние несколько лет за "Мотор Сич" борются инвесторы из КНР, которым сильно мешают американские покровители Киева: на днях госсекретарь США Майк Помпео выразил обеспокоенность планами продажи завода Китаю. Чем закончится история с последним гигантом украинской "оборонки" — в материале РИА Новости.

Былое лидерство

Лидер советского двигателестроения "Мотор Сич" после распада СССР сохранил тесные связи с Россией, благодаря чему не просто оставался на плаву в 1990-е, а стал одним из самых успешных в украинском ОПК. Россия покупала почти 80 процентов продукции завода.
Все изменилось в 2014-м, когда новые киевские власти потребовали разорвать с восточным соседом все контакты. Президент Украины Петр Порошенко запретил любое военно-техническое сотрудничество с Россией и поставки продукции двойного назначения, в том числе вертолетных и авиационных двигателей. При этом в Киеве прекрасно осознавали, что прекращение торговых отношений с Москвой вызовет безработицу и закрытие многих промышленных предприятий.
Корабль Королевских ВМС Великобритании HMS Duncan - РИА Новости, 1920, 28.08.2020
"Возьмутся серьезно": возродят ли британцы военный флот Украины
Руководство "Мотор Сич" какое-то время пыталось продлить поставки хотя бы по действующим контрактам. Озвучивали даже идеи совместных предприятий. Однако реализовать их по понятным причинам не удалось. Дороги российского авиапрома и "Мотор Сич" окончательно разошлись.
Компания прекратила поставки в Россию всех изделий — двигателей для самолетов и вертолетов, газотурбинных двигателей для крылатых ракет, отказалась от сервисного сопровождения техники и понесла колоссальные убытки. А Москве пришлось срочно налаживать полное импортозамещение в такой сложной и наукоемкой отрасли, как двигателестроение.
© Фото : запорожская ОГАПрезентация первого украинского вертолета "Надежда" компании "Мотор Сич". 19 августа 2017
Презентация первого украинского вертолета Надежда компании Мотор Сич. 19 августа 2017 - РИА Новости, 1920, 04.09.2020
Презентация первого украинского вертолета "Надежда" компании "Мотор Сич". 19 августа 2017
"Разрыв отношений серьезно повлиял на выполнение программ гособоронзаказа, — напоминает РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — К счастью, программу импортозамещения удалось успешно реализовать. Сегодня все наши вертолеты оснащаются отечественными двигателями. А украинское предприятие потеряло большой рынок сбыта".
Так, российские специалисты уже к середине 2015-го освоили производство двигателя ВК-2500 для Ми-8 и Ми-17. На эти же силовые установки заменили украинские ТВЗ-117, которые ставили на ударные вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник". Предприятия "Ростеха" наладили выпуск двигателей Д-18Т для тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан".
© РИА Новости / Марина Лысцева / Перейти в фотобанкДвигатель Д-18Т в цехе ОАО "Мотор Сич" в Запорожье
Двигатель Д-18Т в цеху ОАО Мотор Сич в Запорожье - РИА Новости, 1920, 04.09.2020
Двигатель Д-18Т в цехе ОАО "Мотор Сич" в Запорожье

Указания с Запада

Надеясь спасти предприятие, в 2018-м более 50 процентов акций "Мотор Сич" продали частной китайской компании. Но украинский суд наложил арест на сделку. В Киеве не хотели терять контроль над компанией и обвинили президента "Мотор Сич" в попытках вывести мощности завода за границу. Эксперты склоняются к версии, что это произошло под чутким руководством кураторов из США.
На самом деле производственные мощности "Мотор Сич" Китай интересуют мало. Пекину необходимы только технологии — уникальная научная база в области авиационного двигателестроения, которая формировалась десятки лет.
Патрульные катера MKVI - РИА Новости, 1920, 20.06.2020
"Нам нужна кровь": для чего США вооружают украинскую армию
"Китайцы создают собственную двигателестроительную промышленность на высоком, качественном уровне, — объясняет Леонков. — Они практически с нуля хотят сразу перепрыгнуть в двигатели четвертого-пятого поколений. Попытки сделать силовые установки для самолетов J-20 не удаются — пока они летают на российских. Китайцы вели переговоры с "Мотор Сич", чтобы совместно наладить производство. И, понятное дело, американцы принялись вставлять палки в колеса. Ведь любое усиление Пекина действует на Вашингтон, как красная тряпка на быка".
В США прекрасно знают, что как только в руки китайцев попадает какая-либо технология, они ее очень быстро осваивают и налаживают серийный выпуск. В пример Леонков привел кораблестроительную отрасль. По объемам и темпам Пекин тут сильно опережает Вашингтон. Американцев это отнюдь не радует, ведь КНР для них главный геополитический противник.
© РИА Новости / Марина Лысцева / Перейти в фотобанкВ цехе предприятия в Запорожье
В цеху предприятия в Запорожье - РИА Новости, 1920, 04.09.2020
В цехе предприятия в Запорожье
"С точки зрения экономики "Мотор Сич" для Вашингтона не настолько крупное предприятие, ради которого стоило бы напрягаться, — добавляет Леонков. — Белый дом из принципа мешает Пекину получить технологии. Экономические и технические возможности позволят китайцам быстро поставить на конвейер авиадвигатели и, соответственно, вертолетную технику. И США могут лишиться ведущих позиций в вертолетостроении — китайцы насытят рынки, на которых сейчас американцы чувствуют себя достаточно вольготно".
По словам члена-корреспондента Академии военных наук Сергея Судакова, Китай поставил перед собой задачу построить корпорацию, превосходящую "Боинг", чтобы обрести независимость от американской авиационной техники.
"США используют преимущество в авиастроении для шантажа: если у какой-либо страны нет самолетов собственного производства, то Белый дом в любую секунду может лишить ее крыльев, — отмечает эксперт. — Китай пытается диверсифицировать производство, хочет создать полноценный авиационный парк и уйти от зависимости".
© РИА Новости / Марина Лысцева / Перейти в фотобанкВ цехе ОАО "Мотор Сич" в Запорожье, Украина
В цеху ОАО Мотор Сич в Запорожье, Украина - РИА Новости, 1920, 04.09.2020
В цехе ОАО "Мотор Сич" в Запорожье, Украина

Добить остатки

В начале августа суд второй раз наложил арест на акции "Мотор Сич". Прокуратура переформулировала обвинение на "государственную измену". Предприятие пока остается в подвешенном состоянии.
Впрочем, даже если топ-менеджменту удастся урегулировать дело с продажей акций, особой выгоды ни компания, ни оборонная промышленность Украины не получат.
"Они выручат какие-то деньги, которые тут же потратят на оплату траншей по кредитам, — объясняет Леонков. — Гораздо выгодней было дружить с Россией. Были налажены прочные интеграционные связи, рабочие места, люди получали высокую по украинским меркам зарплату, у них было надежное предсказуемое будущее. Теперь всего этого нет".
Танк Т-84У Оплот. Архивное фото - РИА Новости, 1920, 17.07.2018
Трясущийся и старый. Почему украинский "Оплот" назвали тупиковым танком
Отметим, что "Мотор Сич" — не единственное предприятие, серьезно пострадавшее после разрыва отношений с Россией. Например, "Южмаш" — один из ведущих представителей ракетно-космической отрасли СССР, а впоследствии Украины — потерял более полумиллиарда рублей. В 2014-м исполнение контрактов по ракетам "Зенит" остановилось — компания лишилась денежных поступлений, что привело к задолженности перед собственными сотрудниками и поставщиками электроэнергии. Сейчас у "Южмаша" нет средств даже на утилизацию высокотоксичного топлива гептил. Приходится массово сокращать персонал, а заказы от государства не поступают уже пять лет.
© AP Photo / Pool/ Mykola LazarenkoПрезидент Украины Петр Порошенко и министр обороны Степан Полторак смотрят на танк "Оплот" во время открытия выставки "Сила непобедимого" в Киеве
Президент Украины Петр Порошенко и министр обороны Степан Полторак смотрят на танк Оплот во время открытия выставки Сила непобедимого в Киеве - РИА Новости, 1920, 04.09.2020
Президент Украины Петр Порошенко и министр обороны Степан Полторак смотрят на танк "Оплот" во время открытия выставки "Сила непобедимого" в Киеве
Еще одна жертва украинской политики — Харьковский танковый завод имени Малышева. После госпереворота бывший промышленный гигант также прекратил сотрудничество с Россией. Первый же зарубежный контракт на поставку 54 танков Т-84У "Оплот" Таиланду с треском провалился — украинцы не смогли собрать ни одного танка. В итоге Таиланд разорвал сделку и купил бронетехнику у китайцев.
Пострадало и госпредприятие "Антонов". Более 150 российских компаний поставляли комплектующие для среднемагистрального самолета Ан-148 — планировалось, что завод изготовит для стран СНГ почти 600 таких машин. Москва и Киев даже договорились о строительстве сборочной линии в Воронеже. Теперь комплектующих нет, и "Антонов" уже который год не может продать ни одного самолета.
© РИА Новости / Андрей АрхиповСборка Ан-148 на Воронежском авиазаводе (ВАСО)
Сборка Ан-148 на Воронежском Авиазаводе (ВАСО) - РИА Новости, 1920, 04.09.2020
Сборка Ан-148 на Воронежском авиазаводе (ВАСО)
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала