https://ria.ru/20200803/1575212780.html
Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году
Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году - РИА Новости, 03.08.2020
Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году
3 августа 1995 года самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании "Аэростан" выполнял коммерческий рейс из Тираны (Албания) в Баграм (Северный... РИА Новости, 03.08.2020
2020-08-03T07:39
2020-08-03T07:39
2020-08-03T07:40
справки
талибан
кандагар
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/1f/1575216654_0:179:3025:1881_1920x0_80_0_0_fcac5b7412479dbe7f7b67bb0586ca29.jpg
3 августа 1995 года самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании "Аэростан" выполнял коммерческий рейс из Тираны (Албания) в Баграм (Северный Афганистан). Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова. На борту были 1304 ящика с патронами калибра 7,62 мм, которые, согласно международным нормам, относились к амуниции и были разрешены к перевозке на самолетах. Ил-76 совершал коммерческий рейс по заказу правительства Бурхануддина Раббани в Кабуле, фактическим получателем груза был министр обороны Афганистана Ахмад Шах Масуд – главный враг исламского движения "Талибан". Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителем МиГ-21 движения "Талибан" и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. При досмотре в одном из ящиков были обнаружены крупнокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки. По одной из версий, злополучный ящик был загружен на борт в последний момент агентами "Талибана" в Тиране. Всех семерых членов экипажа самолета посадили под домашний арест. "Талибан" обвинил их в поставке оружия войскам "Северного альянса" Раббани и Масуда. Более года (378 дней) члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Огромные усилия для освобождения экипажа из плена прилагал президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Помощник президента Тимур Акулов 26 раз лично летал в Афганистан на переговоры с талибами. К переговорам с "Талибаном", кроме МИД РФ и делегации Татарстана, привлекались посредники из Организации Исламская конференция и ООН. В переговорном процессе принимали участие президент США Билл Клинтон, вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто. Однако усилия дипломатов и международных посредников не увенчались успехом. Им удалось добиться лишь разрешения на переписку и ряда встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить их побег. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолет требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, летчикам было разрешено раз в месяц проводить техобслуживание захваченного самолета, который все это время стоял заправленным в аэропорту Кандагара. 16 августа 1996 года экипаж по согласованию с талибами проводил очередное техобслуживание. Воспользовавшись ослаблением бдительности из-за пятницы (выходной у мусульман) и времени молитв, летчики завели самолет и начали поднимать его в воздух. Трое охранников, которые в этот момент находились на борту, были оперативно обезоружены. Пока самолет набирал высоту, службы аэродрома безуспешно пытались найти пилота единственного истребителя – воспользовавшись выходным, он уехал из города. Для обмана погони экипаж направил самолет не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив – в Объединенные Арабские Эмираты. Полет над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50-100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечен средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полет окончился успешно. К вечеру 16 августа экипаж самолета Ил-76 совершил благополучную посадку в Объединенных Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину. 22 августа 1996 года указом президента Российской Федерации за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, командиру самолета Владимиру Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Этим же указом высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденами Мужества. В 2004 году грузовой транспортный самолет Ил-76, регистрационный номер RA-76842, был приобретен авиакомпанией "Авиакон Цитотранс" из Екатеринбурга. В составе летного парка авиакомпании самолет перевозит грузы по всему миру, участвует в гуманитарных миссиях ООН и Красного Креста. За время нахождения в собственности "Авиакон Цитотранс" воздушное судно побывало более чем в 100 странах. В 2009 году по событиям 1995-1996 годов режиссером Андреем Кавуном был снят фильм "Кандагар". В прокат фильм вышел в феврале 2010 года. В 2015 году самолету авиакомпании "Ямал" было присвоено имя Героя России Владимира Шарпатова. Его имя также носит кадетская школа в Новом Уренгое. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
кандагар
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/1f/1575216654_294:0:3025:2048_1920x0_80_0_0_6a231d67a1bde9fd4337fc84b17175a8.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, талибан, кандагар, россия
Справки, Талибан, Кандагар, Россия
3 августа 1995 года самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании "Аэростан"
выполнял коммерческий рейс из Тираны (Албания) в Баграм (Северный Афганистан). Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова.
На борту были 1304 ящика с патронами калибра 7,62 мм, которые, согласно международным нормам, относились к амуниции и были разрешены к перевозке на самолетах.
Ил-76 совершал коммерческий рейс по заказу правительства Бурхануддина Раббани в Кабуле, фактическим получателем груза был министр обороны Афганистана Ахмад Шах Масуд – главный враг исламского движения "Талибан".
Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителем МиГ-21 движения "Талибан" и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. При досмотре в одном из ящиков были обнаружены крупнокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки.
По одной из версий, злополучный ящик был загружен на борт в последний момент агентами "Талибана" в Тиране.
Всех семерых членов экипажа самолета посадили под домашний арест. "Талибан" обвинил их в поставке оружия войскам "Северного альянса" Раббани и Масуда.
Более года (378 дней) члены экипажа самолета
находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.
Огромные усилия для освобождения экипажа из плена
прилагал президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Помощник президента Тимур Акулов 26 раз лично летал в Афганистан на переговоры с талибами.
К переговорам с "Талибаном", кроме МИД РФ и делегации Татарстана,
привлекались посредники из Организации Исламская конференция и ООН. В переговорном процессе принимали участие президент США Билл Клинтон, вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто.
Однако усилия дипломатов и международных посредников не увенчались успехом. Им удалось добиться лишь разрешения на переписку и ряда встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить их побег.
Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолет требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, летчикам было разрешено раз в месяц проводить техобслуживание захваченного самолета, который все это время стоял заправленным в аэропорту Кандагара. 16 августа 1996 года экипаж по согласованию с талибами проводил очередное техобслуживание. Воспользовавшись ослаблением бдительности из-за пятницы (выходной у мусульман) и времени молитв, летчики завели самолет и начали поднимать его в воздух. Трое охранников, которые в этот момент находились на борту, были оперативно обезоружены. Пока самолет набирал высоту, службы аэродрома безуспешно пытались найти пилота единственного истребителя – воспользовавшись выходным, он уехал из города.
Для обмана погони экипаж направил самолет не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив – в Объединенные Арабские Эмираты. Полет над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50-100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечен средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полет окончился успешно. К вечеру 16 августа экипаж самолета Ил-76 совершил благополучную посадку в Объединенных Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину.
22 августа 1996 года указом президента Российской Федерации за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, командиру самолета Владимиру Шарпатову
присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Этим же указом высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденами Мужества.
В 2004 году грузовой транспортный самолет Ил-76, регистрационный номер RA-76842, был
приобретен авиакомпанией "Авиакон Цитотранс" из Екатеринбурга. В составе летного парка авиакомпании самолет перевозит грузы по всему миру, участвует в гуманитарных миссиях ООН и Красного Креста. За время нахождения в собственности "Авиакон Цитотранс" воздушное судно побывало более чем в 100 странах.
В 2009 году по событиям 1995-1996 годов режиссером Андреем Кавуном был
снят фильм "Кандагар". В прокат фильм вышел в феврале 2010 года.
В 2015 году самолету авиакомпании "Ямал" было
присвоено имя Героя России Владимира Шарпатова. Его имя также
носит кадетская школа в Новом Уренгое.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников