https://ria.ru/20200629/1573474089.html
Авоська, "Нива", "Зенит": легенды советского промышленного дизайна
Авоська, "Нива", "Зенит": легенды советского промышленного дизайна - РИА Новости, 29.06.2020
Авоська, "Нива", "Зенит": легенды советского промышленного дизайна
В Международный день промышленного дизайна вспоминаем изобретения, ставшие символами СССР. Вещи, которые оценили не только у нас, но и за рубежом, — от авоськи... РИА Новости, 29.06.2020
2020-06-29T08:00
2020-06-29T08:00
2020-06-29T08:03
культура
сша
япония
антарктида
вера мухина
кузьма петров-водкин
дизайн
стиль жизни
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149769/13/1497691379_0:0:1200:675_1920x0_80_0_0_0cee69e1b5c6f4d95604f4355d3617e0.jpg
МОСКВА, 29 июн — РИА Новости, Ольга Распопова. В Международный день промышленного дизайна вспоминаем изобретения, ставшие символами СССР. Вещи, которые оценили не только у нас, но и за рубежом, — от авоськи и электросамовара до знаменитого фотоаппарата "Зенит" и изъездившей мир "Нивы" — в материале РИА Новости. Советское — значит отличное!Все силы советской промышленности в основном были брошены на оборонку, поэтому экспериментировать с формой конструкторы не привыкли. Конечно, были исключения, но прежде всего в производство запускали вещи, которые выглядели непритязательно, а служить должны были десятилетиями."Дизайн товаров личного пользования из СССР, которые шли на экспорт, не был тем качеством, благодаря которому они пользовались спросом. Их покупали в основном из-за сочетания цены и надежности", — считает член Союза дизайнеров России Азат Романов.Необходимая для развития промышленного дизайна конкуренция тоже фактически отсутствовала, а дефицит жестко ограничивал сроки и возможности производства. Но и в таких условиях в СССР появлялись действительно уникальные предметы бытового дизайна и архитектуры, аналогов которым в мире нет. Сумка-авоськаЗабавным названием этот аксессуар, который вновь оказался в тренде благодаря моде на экологичный дизайн, обязан Аркадию Райкину. В одном из номеров артист изобразил советского гражданина, твердившего: "А это — авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…" Установка, знакомая тогда почти каждому. "В период дефицита посещение магазинов напоминало охоту: за добычей приходилось побегать", — говорит директор Московского музея дизайна Ольга Дружинина.Авоська, прототипом которой послужила сетка для фиксации прически, известная с XIX века, появилась в начале 1920-х годов, а уже в 30-х наладили ее массовое производство. Все по стандарту: сетка, сплетенная из 14 рядов, причем каждый состоял из 24 ячеек. Выдерживала компактная и легкая сумка до 70 килограммов. Конечно, ее содержимое видели все, но в советское время это был скорее не недостаток, а возможность похвастаться дефицитными покупками. Умельцы догадались найти для авоськи множество альтернативных применений: ее использовали как холодильник (зимой за окном так хранили скоропортящиеся продукты), вешали на кольцо для игры в баскетбол, а металлическую модель брали с собой на рыбалку. Автомобиль "Нива"Спроектировать первый доступный автомобиль повышенной проходимости — такую задачу поставили перед советскими конструкторами Волжского автомобильного завода в начале 1970-х. Эта идея пришла в голову председателю Совета министров Алексею Косыгину. Первая экспериментальная модель была без рамы и выглядела очень брутально: напоминала уазик. Обкатывали ее в строжайшей секретности: интересующимся говорили, что испытывают новый румынский внедорожник. Знакомый облик машине придал в 1972 году художник Валерий Семушкин. "Моя "Нива" должна выглядеть спокойно-уверенной. Быть своей на природе и в городе, в зимнем лесу и в глубокой колее", — цитирует его Владимир Аронов в книге "Дизайн в культуре ХХ века".Новый внедорожник без преувеличения стал мировым хитом. Более 80 процентов машин уходило на экспорт, причем за границей они продавались с перешитым салоном и в расширенной комплектации: высокая крыша, панорамные зеркала, задние дворники. Особенно "Нивы" ценили в Великобритании, Японии, их до сих пор хорошо покупают в Германии. Предназначенный для вечного российского бездорожья автомобиль разъезжал по Антарктиде, поднимался на высоту 5726 метров над уровнем моря в Гималаях, принимал участие в экстремальной гонке "Париж — Дакар". И даже море ему по колено: одна из самых необычных разновидностей "Нивы" — экспериментальная "Река", водоплавающая машина для рыболовов и охотников. Граненый стаканПредмет этот настолько культовый, что у него даже есть собственный праздник, который отмечают 11 сентября. Именно в этот день в 1943 году с конвейера в городе Гусь-Хрустальный сошел первый граненый стакан в привычном нам виде — с гладким ободком. До этого он был немного другим: достаточно взглянуть на полотно "Натюрморт с яблоками" Кузьмы Петрова-Водкина, написанное в 1918 году. Бытует мнение, что каноническую форму, предложенную еще в Петровскую эпоху стекольных дел мастером Ефимом Смолиным, до ума довела знаменитый скульптор Вера Мухина. Однако документальных подтверждений этому нет. По другой красивой легенде, граней в первой советской модели было ровно 16 — по числу советских республик, а ободок символизировал их объединение. Особенно прижился этот стакан в общепите, потому как отлично промывался в посудомоечных машинах. А еще благодаря граненому стакану появилось выражение "сообразить на троих": если доливать ровно до ободка, то стандартная советская бутылка водки делилась как раз на равные порции по 167 граммов. Фотоаппарат "Зенит"Советский Союз стал родиной нескольких легендарных камер: это и "Горизонт", и ставший культовым за границей ЛОМО, и необычное фоторужье, увековеченное в мультфильме "Каникулы в Простоквашино". Внешний облик всех трех разрабатывал Владимир Рунге. Ему же принадлежит и дизайн известного фотоаппарата "Зенит", который даже включили в Книгу рекордов Гиннесса как самую продаваемую "зеркалку" в мире. Основой послужил переработанный корпус дальномерного фотоаппарата "Зоркий".Авторитетный британский журнал What Digital Camera назвал изобретение Красногорского завода имени Зверева лучшей камерой 1979 года. "Сейчас эти советские фотоаппараты есть в экспозиции практически каждого музея дизайна в мире", — указывает Дружинина. Недавно обновленную камеру перевыпустили ограниченной партией, всего 500 штук. Хотя стоимость одного фотоаппарата почти достигала полумиллиона рублей, тираж раскупили. Ограда ПО‑2Так официально именуется знакомый абсолютно всем бетонный забор с ромбиками. Тоже образец промышленного дизайна, причем один из самых растиражированных в России и СНГ. Спроектировал его в семидесятых архитектор Борис Лахман, получивший за это бронзовую медаль на ВДНХ. На суд комиссии он представил три эскиза, и выбрали самый простой. Посчитали, что на рельефный рисунок красиво падает тень и это якобы избавляет массивный бетонный забор от ощущения монотонности. Впрочем, в расчет принимались не только эстетические качества: благодаря такой конструкции у ПО‑2 есть и другое важное преимущество — он создает шумовой барьер. В 1980-х заборами Лахмана, кажется, огораживали практически все: от воинских частей и заводов до больниц и библиотек. Сам архитектор, который давно эмигрировал в США, недоумевает, в чем же секрет такой популярности его изобретения на территории бывшего СССР. Наручные часы "Командирские"Часы, разработанные в 1965 году по заказу Министерства обороны, предназначались для награждения отличившихся бойцов, так что не совершившим подвигов приходилось выкупать их с огромной наценкой у спекулянтов. Из более 50 вариантов оформления маршал Родион Малиновский выбрал те, что в круглом корпусе. Модель собирали на заводе "Восток": ее отличал циферблат со звездой и светящимися цифрами, а также секундомер на основе механизмов военных мин. В конце 1980-х "Командирские" полюбили на Западе — впрочем, за ними до сих пор охотятся иностранные коллекционеры. Для США, которые тогда закупили 40 тысяч штук, придумали новый дизайн — скрещенные сабли на фоне пальмы и американского флага. Именно "Командирские" красовались на запястьях солдат американской армии во время операции "Буря в пустыне": в экстремальных условиях Персидского залива они показали себя лучше швейцарских и японских механизмов. Электрический самоварСпоры, где же был изобретен самовар — в Древнем Риме, Китае, Голландии или все-таки в России, — ведут до сих пор. Однако точно известно, что электрический аналог этого "водогрейного сосуда для чая" (так определяет его словарь Даля) появился в СССР в 1956 году. Выпуск советского гаджета наладили на тульском заводе "Штамп".К 1970-м, когда все больше семей переезжали из деревенских домов в квартиры, такие самовары пользовались большим спросом. Старожилы, конечно, ворчали, что с традиционным жаровым его не сравнить, вкус напитка получается другой, а старинный агрегат, когда-то бывший символом достатка и уюта, превратили в простой кипятильник. Большинство моделей особой оригинальностью не отличалась. Однако было несколько интересных образцов для экспорта и украшения стола партийной элиты. Это, например, сделанный в форме птицы "Петушок" и очень модный "Спутник".
https://ria.ru/20191225/1562768119.html
сша
япония
антарктида
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149769/13/1497691379_65:0:1136:803_1920x0_80_0_0_a4a5eb26a9080e106e94a726ee244f40.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
сша, япония, антарктида, вера мухина, кузьма петров-водкин, дизайн, стиль жизни
Культура, США, Япония, Антарктида, Вера Мухина, Кузьма Петров-Водкин, Дизайн, Стиль жизни
МОСКВА, 29 июн — РИА Новости, Ольга Распопова. В Международный день промышленного дизайна вспоминаем изобретения, ставшие символами СССР. Вещи, которые оценили не только у нас, но и за рубежом, — от авоськи и электросамовара до знаменитого фотоаппарата "Зенит" и изъездившей мир "Нивы" — в материале РИА Новости.
Советское — значит отличное!
Все силы советской промышленности в основном были брошены на оборонку, поэтому экспериментировать с формой конструкторы не привыкли. Конечно, были исключения, но прежде всего в производство запускали вещи, которые выглядели непритязательно, а служить должны были десятилетиями.
«
"Дизайн товаров личного пользования из СССР, которые шли на экспорт, не был тем качеством, благодаря которому они пользовались спросом. Их покупали в основном из-за сочетания цены и надежности", — считает член Союза дизайнеров России Азат Романов.
Необходимая для развития промышленного дизайна конкуренция тоже фактически отсутствовала, а дефицит жестко ограничивал сроки и возможности производства. Но и в таких условиях в СССР появлялись действительно уникальные предметы бытового дизайна и архитектуры, аналогов которым в мире нет.
Забавным названием этот аксессуар, который вновь оказался в тренде благодаря моде на экологичный дизайн, обязан Аркадию Райкину. В одном из номеров артист изобразил советского гражданина, твердившего: "А это — авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…" Установка, знакомая тогда почти каждому.
«
"В период дефицита посещение магазинов напоминало охоту: за добычей приходилось побегать", — говорит директор Московского музея дизайна Ольга Дружинина.
Авоська, прототипом которой послужила сетка для фиксации прически, известная с XIX века, появилась в начале 1920-х годов, а уже в 30-х наладили ее массовое производство. Все по стандарту: сетка, сплетенная из 14 рядов, причем каждый состоял из 24 ячеек. Выдерживала компактная и легкая сумка до 70 килограммов.
Покупатели в магазине "Овощи — фрукты", расположенном на улице Кирова.
1 из 3
Актриса Ирина Скобцева в главной роли в фильме "Аннушка" (режиссер — Борис Барнет).
2 из 3
Актер Андрей Мерзликин на съемках фильма Рената Давлетьярова "Однажды" в Астрахани.
3 из 3
Покупатели в магазине "Овощи — фрукты", расположенном на улице Кирова.
1 из 3
Актриса Ирина Скобцева в главной роли в фильме "Аннушка" (режиссер — Борис Барнет).
2 из 3
Актер Андрей Мерзликин на съемках фильма Рената Давлетьярова "Однажды" в Астрахани.
3 из 3
Конечно, ее содержимое видели все, но в советское время это был скорее не недостаток, а возможность похвастаться дефицитными покупками. Умельцы догадались найти для авоськи множество альтернативных применений: ее использовали как холодильник (зимой за окном так хранили скоропортящиеся продукты), вешали на кольцо для игры в баскетбол, а металлическую модель брали с собой на рыбалку.
Спроектировать первый доступный автомобиль повышенной проходимости — такую задачу поставили перед советскими конструкторами Волжского автомобильного завода в начале 1970-х. Эта идея пришла в голову председателю Совета министров Алексею Косыгину. Первая экспериментальная модель была без рамы и выглядела очень брутально: напоминала уазик. Обкатывали ее в строжайшей секретности: интересующимся говорили, что испытывают новый румынский внедорожник.
Знакомый облик машине придал в 1972 году художник Валерий Семушкин.
«
"Моя "Нива" должна выглядеть спокойно-уверенной. Быть своей на природе и в городе, в зимнем лесу и в глубокой колее", — цитирует его Владимир Аронов в книге "Дизайн в культуре ХХ века".
Новый внедорожник без преувеличения стал мировым хитом. Более 80 процентов машин уходило на экспорт, причем за границей они продавались с перешитым салоном и в расширенной комплектации: высокая крыша, панорамные зеркала, задние дворники. Особенно "Нивы" ценили в Великобритании, Японии, их до сих пор хорошо покупают в Германии.
Предназначенный для вечного российского бездорожья автомобиль разъезжал по Антарктиде, поднимался на высоту 5726 метров над уровнем моря в Гималаях, принимал участие в экстремальной гонке "Париж — Дакар". И даже море ему по колено: одна из самых необычных разновидностей "Нивы" — экспериментальная "Река", водоплавающая машина для рыболовов и охотников.
Предмет этот настолько культовый, что у него даже есть собственный праздник, который отмечают 11 сентября. Именно в этот день в 1943 году с конвейера в городе Гусь-Хрустальный сошел первый граненый стакан в привычном нам виде — с гладким ободком. До этого он был немного другим: достаточно взглянуть на полотно "Натюрморт с яблоками" Кузьмы Петрова-Водкина, написанное в 1918 году.
Бытует мнение, что каноническую форму, предложенную еще в Петровскую эпоху стекольных дел мастером Ефимом Смолиным, до ума довела знаменитый скульптор Вера Мухина. Однако документальных подтверждений этому нет.
По другой красивой легенде, граней в первой советской модели было ровно 16 — по числу советских республик, а ободок символизировал их объединение. Особенно прижился этот стакан в общепите, потому как отлично промывался в посудомоечных машинах. А еще благодаря граненому стакану появилось выражение "сообразить на троих": если доливать ровно до ободка, то стандартная советская бутылка водки делилась как раз на равные порции по 167 граммов.
Советский Союз стал родиной нескольких легендарных камер: это и "Горизонт", и ставший культовым за границей ЛОМО, и необычное фоторужье, увековеченное в мультфильме "Каникулы в Простоквашино". Внешний облик всех трех разрабатывал Владимир Рунге. Ему же принадлежит и дизайн известного фотоаппарата "Зенит", который даже включили в Книгу рекордов Гиннесса как самую продаваемую "зеркалку" в мире. Основой послужил переработанный корпус дальномерного фотоаппарата "Зоркий".
Авторитетный британский журнал What Digital Camera назвал изобретение Красногорского завода имени Зверева лучшей камерой 1979 года. "Сейчас эти советские фотоаппараты есть в экспозиции практически каждого музея дизайна в мире", — указывает Дружинина.
Недавно обновленную камеру перевыпустили ограниченной партией, всего 500 штук. Хотя стоимость одного фотоаппарата почти достигала полумиллиона рублей, тираж раскупили.
Так официально именуется знакомый абсолютно всем бетонный забор с ромбиками. Тоже образец промышленного дизайна, причем один из самых растиражированных в России и СНГ. Спроектировал его в семидесятых архитектор Борис Лахман, получивший за это бронзовую медаль на ВДНХ.
На суд комиссии он представил три эскиза, и выбрали самый простой. Посчитали, что на рельефный рисунок красиво падает тень и это якобы избавляет массивный бетонный забор от ощущения монотонности. Впрочем, в расчет принимались не только эстетические качества: благодаря такой конструкции у ПО‑2 есть и другое важное преимущество — он создает шумовой барьер.
В 1980-х заборами Лахмана, кажется, огораживали практически все: от воинских частей и заводов до больниц и библиотек. Сам архитектор, который давно
эмигрировал в США, недоумевает, в чем же секрет такой популярности его изобретения на территории бывшего СССР.
Наручные часы "Командирские"
Часы, разработанные в 1965 году по заказу Министерства обороны, предназначались для награждения отличившихся бойцов, так что не совершившим подвигов приходилось выкупать их с огромной наценкой у спекулянтов. Из более 50 вариантов оформления маршал Родион Малиновский выбрал те, что в круглом корпусе. Модель собирали на заводе "Восток": ее отличал циферблат со звездой и светящимися цифрами, а также секундомер на основе механизмов военных мин.
В конце 1980-х "Командирские" полюбили на Западе — впрочем, за ними до сих пор охотятся иностранные коллекционеры. Для США, которые тогда закупили 40 тысяч штук, придумали новый дизайн — скрещенные сабли на фоне пальмы и американского флага. Именно "Командирские" красовались на запястьях солдат американской армии во время операции "Буря в пустыне": в экстремальных условиях Персидского залива они показали себя лучше швейцарских и японских механизмов.
Споры, где же был изобретен самовар — в Древнем Риме, Китае, Голландии или все-таки в России, — ведут до сих пор. Однако точно известно, что электрический аналог этого "водогрейного сосуда для чая" (так определяет его словарь Даля) появился в СССР в 1956 году. Выпуск советского гаджета наладили на тульском заводе "Штамп".
К 1970-м, когда все больше семей переезжали из деревенских домов в квартиры, такие самовары пользовались большим спросом. Старожилы, конечно, ворчали, что с традиционным жаровым его не сравнить, вкус напитка получается другой, а старинный агрегат, когда-то бывший символом достатка и уюта, превратили в простой кипятильник.
Большинство моделей особой оригинальностью не отличалась. Однако было несколько интересных образцов для экспорта и украшения стола партийной элиты. Это, например, сделанный в форме птицы "Петушок" и очень модный "Спутник".