Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кругосветка 200-летия

Совместная экспедиция Минобороны России и РГО к Южному полюсу вернулась в Кронштадт 8 июня

Первая русская антарктическая экспедиция вышла из Кронштадта 16 июля 1819 года. Группа отважных моряков под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный" прошла почти 100 тысяч километров за 751 день.

Результатом той кругосветки стало одно из самых значительных в истории мировых географических исследований, а также открытие побережья шестого континента — Антарктиды, которое состоялось 28 января 1820 года.

Мероприятия на Беллинсгаузене в честь 200-летия открытия Антарктиды русскими моряками
Юбилейные монета и марки, посвященные 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками

И вот 200 лет спустя в путь отправились участники новой совместной кругосветной океанографической экспедиции Министерства обороны России и Русского географического общества, маршрут которой частично повторил легендарный путь первооткрывателей.

По следам Беллинсгаузена и Лазарева

Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России "Адмирал Владимирский" взяло курс на Антарктику 3 декабря 2019 года. По дороге к Южному континенту участники кругосветки прошли по Балтийскому и Северному морям, водам Атлантического океана, на обратном пути проследовали через Индийский океан, обогнули Африку и по водам Атлантики вернулись к родным берегам Финского залива. По маршруту следования им удалось посетить порты разных государств, например Лиссабон, Рио-де-Жанейро, Монтевидео и порт Виктория.

1 / 10
Магнитометрист исследовательского судна Балтийского флота "Адмирал Владимирский" Михаил Кузькин

В плавании, посвященном не только 200-летию открытия Антарктиды, но также и 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна, приняла участие группа специалистов из Росгидромета, Росгеологии и Русского географического общества, в том числе Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова Российской академии наук и акционерного общества "Южморгеология", которые прошли строгий конкурсный отбор.

Праздник с пингвинами

Океанографическое исследовательское судно "Адмирал Владимирский" достигло Антарктиды 27 января. Корабль встал на якорь в заливе Максвелла, вблизи российской антарктической станции "Беллинсгаузен", расположенной на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо).

На следующий день вся команда российской экспедиции, экипаж судна и научные сотрудники антарктических станций Чили, Уругвая, Республики Корея и Китая собрались на торжественный митинг в честь 200-летия открытия южного континента и старта Года Антарктиды в России. Был поднят юбилейный флаг и состоялся официальный прием, на котором присутствовал министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин.

Круг почета

Экспедиция провела у берегов шестого континента около двух месяцев. "Антарктика — все, что южнее 60-й параллели, — очень сурова. В течение всего времени работы у нас было только девять солнечных дней. В остальное время — серое, низко висящее небо, постоянные снег и туман. Когда видимость составляет 300–500 метров, ты просто ничего не видишь", — рассказал руководитель экспедиции, капитан первого ранга Олег Осипов.

1 / 10
Метеоролог Алексей Спиридонов наблюдает за льдом в Тихоокеанском секторе Антарктики в районе моря Росса

Несмотря на все трудности, удалось провести немало исследований. В частности, были уточнены многие координаты побережья Антарктиды. Максимально подробно был изучен рельеф дна моря Беллинсгаузена в районе островов Земля Александра I и Ардли, а также создана его трехмерная модель. По словам Олега Осипова: "До этого было недостаточно сведений о горах и ложбинах, чтобы можно было подробно описать всю структуру рельефа дна. Особенно интересны впадины, напоминающие подводные русла рек: они четко ограничены в берегах и довольно протяженные — это не просто какая-то выемка в рельефе дна, а целое русло".

Также интересно, что дно моря Беллинсгаузена в непосредственной близости от берегов имеет массу глубоких продольных борозд, оставленных сползающими айсбергами и ледниками. А в непосредственной близости от острова Земли Александра I и залива Беллинсгаузена была обнаружена очень большая впадина глубиной порядка 800 метров, притом что средние глубины на этом участке составляют порядка 200 метров. Такое явление у побережья — редкость.

Эти записи в дальнейшем позволят переиздать российскую навигационную карту моря Беллинсгаузена (INT9172), последние изменения в которую были внесены в 1998 году.

Потехе час

Спустя несколько месяцев после начала путешествия личный состав начал чувствовать усталость, хотя все исправно несли вахту и выполняли запланированные научные работы. Чтобы разрядить обстановку и немного отвлечься, члены экспедиции устраивали турниры по различным видам спорта. Наибольший интерес вызвал трансантарктический межокеанский турнир по дартсу, в котором приняла участие треть экипажа. Остальные активно болели за товарищей.

"Был огромный ажиотаж. Участвовало девять команд: "Морские дротики", "Банда лучников", "Жвака-галс", "Утки в промежутке" и другие. Победила "Фантастическая четверка", — рассказал руководитель экспедиции.

После небольшой передышки все вернулись к своим делам, в том числе были продолжены обширные океанографические и гидрометеорологические исследования. Также велось непрерывное наблюдение за развитием опасных погодных явлений по всему маршруту следования. Эти данные позволят существенно пополнить имеющиеся базы климатических данных, столь востребованные научно-исследовательскими организациями по всему миру.

Кругосветная экспедиция на исследовательском судне Адмирал Владимирский
Кругосветная экспедиция на исследовательском судне "Адмирал Владимирский"

Например, в проливе Дрейка были обнаружены интересные формы рельефа дна. Поднятие имеет практически идеальную круглую форму и возвышается на 300–500 метров над уровнем основного рельефа. Также удалось пополнить данные о рельефе Срединно-Атлантического хребта.

Заново нанесли на карту остров

23 марта экспедиция подошла к острову Петра I. Накануне температура опустилась ниже -2℃, на палубу выпал снег. В свободное время команда играла в снежки и слепила несколько снеговиков и снежную русалочку. После небольшой передышки перед исследователями снова стояла серьезная задача: определить точные координаты и размеры острова.

Член команды лежит в снегу на юте корабля
Член команды лежит в снегу на юте корабля

"В примечаниях к навигационным морским картам сказано, что фактическое местоположение острова Петра I южнее, чем указано. И это действительно так, — рассказал руководитель экспедиции. — Помимо этого очертания побережья изменяются под влиянием времени и за счет сползания ледников. Мы дважды обошли вокруг острова, определили координаты всех приметных пунктов побережья и нарисовали его форму. По полученным данным, размеры острова составляют примерно 6,1 на 9,9 мили. К сожалению, погода была плохая. Ветер достигал 20 метров в секунду, были снежные заряды, поэтому нам не удалось проверить высоту острова. Вершина находилась в облаках".

Потерянный день

Интересно, что в календаре экипажа "Адмирала Владимирского" не было одного дня — 2 апреля.

"Существует линия перемены дат, которая проходит по 180-му меридиану. По одну сторону — сегодня, по другую — уже вчера. Если бы судно двигалось с запада на восток, то при пересечении линии дат мы бы снова попали в тот же день — было бы два дня одной даты. Но поскольку наш путь лежал с востока на запад, то один день мы потеряли", — рассказал Олег Осипов.

Дезинфекция на судне Адмирал Владимирский
Дезинфекция на судне "Адмирал Владимирский"

Помимо этого, когда экспедиция была на пути к Сейшельским островам, во многих странах уже началась эпидемия коронавируса. На рейде порта Виктория экипажу судна удалось планово пополнить запасы продовольствия, воды и топлива, чтобы продолжить путь.

"Мы получили рекомендации не сходить на берег, чтобы не заразить экипаж, — отметил руководитель экспедиции. — По счастью, единственные живые существа, которых нам удавалось иногда встречать в пути, были киты, морские котики и пингвины".

1 / 9
Южная оконечность острова Петра в антарктической части Тихого океана, в море Беллинсгаузена, в 400 км от побережья Антарктиды

Намагнитили полюс

Несмотря на сильные шторма в Южном океане — ветер более 30 метров в секунду и семиметровые волны, — команда проявила сплоченность и смогла выполнить одну из основных задач экспедиции: ученые исследовали точку, которая на сегодняшний день определена как Южный магнитный полюс Земли.

"Одни из первых измерений проводил еще Беллинсгаузен. Но магнитное поле — одно из самых подвижных естественных полей нашей планеты, оно постоянно меняется. Это связано в том числе со вспышками на Солнце. Сегодня его смещение происходит примерно на 40 километров в год, — уточнил Олег Осипов — Предыдущие исследования отечественной гидрографической службы проводились в точке полюса Южного полушария в 1983 году". По научным данным, в 1960-х годах Южный полюс переместился с материка (Земля Адели), прошел шельфовый ледник и сейчас находится в море Дюрвиля, где и сделала остановку экспедиция.

"О том, что мы находились непосредственно в районе местонахождения Южного магнитного полюса, свидетельствовала, например, и "сошедшая с ума" стрелка компаса, которая меняла направление вместе с судном, разворачивалась на 180 градусов и так далее", — рассказал руководитель экспедиции.

Он также отметил важность проводимых исследований для морской навигации. Сегодня для определения местоположения человечество создало спутниковую сеть, которая используется в навигаторах. Спутники создают искусственное радиополе, при этом на Земле есть и естественные поля — магнитное, гравитационное. И измерения в районе Южного магнитного полюса — это одна маленькая составная часть глобальных исследований. Каждый мореплаватель может оказаться в ситуации без электричества на судне, яхте или шлюпке, а магнитный компас будет работать всегда. Эта же технология применяется и в некоторых моделях беспилотных аппаратов, которые в случае потери спутникового сигнала используют магнитный компас для определения направления движения.

1 / 9
Зарядка курсантов на исследовательском судне "Адмирал Владимирский"

Под впечатлением

Экспедиция вернулась в Кронштадт 8 июня 2020 года.

"Я очень доволен, потому что мы даже перевыполнили план. В этом заслуга всего замечательного экипажа "Адмирала Владимирского", который работал с энтузиазмом, с охотой и преодолел все трудности, победил очень непростую Антарктику. Экспедиция была сложной по погодным условиям: мы неоднократно попадали в такие шторма, которые не снились многим. К тому же вокруг нас постоянно практически вплотную находилось порядка 100 айсбергов, имеющих не только надводные, но и подводные части. Выполнить целую карту за полтора месяца в таких условиях — это очень хороший результат. Тем более поражает, что 200 лет назад экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева шла на парусных судах, [они] обогревались дровами и еще успевали проводить исследования в таких условиях. Просто фантастические люди!" — отметил Олег Осипов.

Всего "Адмирал Владимирский" прошел чуть больше 45 тысяч морских миль. Судно пересекло Южный полярный круг 36 раз: 18 раз — в южном направлении, 18 — в северном. Самые неблагоприятные гидрометеорологические условия были 30–31 марта при нахождении судна севернее моря Росса. Скорость ветра достигала 31,5 метра в секунду, высота волн — 7,5 метра, крен судна доходил до 30°, температура воздуха опустилась до -6°C, что привело к обледенению. Несколько раз судно заходило в ледовые поля сплоченностью до 8 баллов и вынуждено было корректировать маршрут движения вплоть до разворота на обратный курс. Айсберги встречались все время работы в Антарктике. Первый появился 14 марта в проливе Брансфилд на подходах к острову Кинг-Джордж (Ватерлоо), последний — в Индийском океане.

 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала