Путешествие по Транссибу
Как австрийский фотограф проехал по всей России
Светлана Баева
Австрийский фотограф и дизайнер Георг Валльнер приехал из Зальцбурга на поезде и совершил большое путешествие по Транссибирской магистрали. В интервью РИА Новости он рассказал, как преодолел почти десять тысяч километров, почему в плацкарте безопаснее, чем в купе, как рушились его стереотипы о России, а также о попутчиках — «почти секретных агентах».
Я с самого детства люблю путешествовать на поезде.
Мне нравится медленный темп, когда ты именно прибываешь в пункт назначения, а не просто оказываешься в нем, выйдя из самолета. Еще люблю спать в вагоне — это совершенно особенные ощущения. Именно поэтому прошлым летом мы вместе с журналисткой Мариной Дмуховской и Анютой Прохоровой выбрали такой способ передвижения.
Марина была менеджером по коммуникациям Международного союза биатлонистов в Зальцбурге, где мы и познакомились. Анюта, ее подруга, долгое время жила и работала в Дубае, увлекается психологией.
Моя детская мечта — работать машинистом.
Она не осуществилась, но поездка по Транссибирской магистрали сделала ее ближе, да еще и стала способом «завоевать Россию», как пошутил один из моих друзей.
Из Австрии до Владивостока можно добраться только с одной пересадкой.
Для этого нужно сесть на поезд Ницца — Москва, а затем — на прямой. Но я хотел увидеть побольше и в итоге сменил 13 составов: сначала отправился в Польшу, затем сел на поезд Берлин — Москва в Познани, из российской столицы мы уже ехали из города в город, до конца Транссиба.
Железнодорожные путешествия и отношение к ним в Австрии и России сильно отличаются.
У нас считают, что ехать четыре часа на поезде — это очень много. Людям сложно представить, как это — провести в вагоне больше суток! Еще в Европе в пути почти всегда ловит мобильный интернет, а в России, когда нет связи, просто убираешь телефон и разговариваешь с попутчиками или смотришь в окно.
Иногда мы проводили в поезде по двое суток, и я наслаждался этим.
Утром не нужно рано вставать, и можно целый день смотреть в окно, с перерывом на перекус. Мне очень понравились закаты над большими реками — Волгой и Амуром. Невероятно красиво! Еще меня поразило то, насколько приятны долгие остановки. Выходишь, покупаешь еду, гуляешь.
В путешествии мы десять раз ночевали в поездах.
А в отелях останавливались в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, на острове Ольхон, в Улан-Удэ, Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке. В каждом городе у нас были интересные приключения и встречи. Например, я увлекаюсь скалолазанием, поэтому одно из самых ярких впечатлений — покорение вершин возле Красноярска.
Мне очень понравилась альпинистка Ирина, которую мы встретили в местном заповеднике «Столбы».
Несмотря на возраст — 60 лет, она обгоняла меня на скалах. Ее английский не безупречен, а я вообще не говорю по-русски. Но мы оба знали альпинистскую терминологию и могли беседовать о многом. А вот мои русские друзья не понимали нас.
Меня даже посвятили в столбисты.
Это красноярское свободное сообщество скалолазов со своей субкультурой. Дома я занимаюсь скалолазанием со страховкой. Иногда — боулдерингом, это короткие, но технически сложные маршруты. В «Столбах» многие маршруты намного выше, опаснее.
Там мы покорили довольно высокую скалу Дед, было трудно и рискованно.
Не думал, что когда-нибудь совершу такое восхождение без страховки! На обратном пути к машине Ирина провела нас мимо стены, на которой выгравированы имена погибших столбистов. Это было отрезвляюще.
В России я очень хотел арендовать «Ниву» и покататься в свое удовольствие.
Однажды в небольшой деревне мои друзья увидели этот автомобиль, подошли к хозяйке и спросили, можно ли его одолжить. Она сказала: да! Это было невероятно! Не думаю, что в Австрии кто-нибудь просто даст покататься на своей машине незнакомцу.
Во Владивостоке после выступления в центре современного искусства «Заря» к нам подошел молодой человек и рассказал о своих друзьях и нелегальных гонках на автомобилях. Той же ночью мы пошли на место встречи драгрейсеров. Я даже поучаствовал в заезде! Это оказалось довольно захватывающим, были очень опасные виражи.
Как-то в нашем купе ехали двое пассажиров.
Они не захотели говорить под запись о своей работе и не назвали имен. Почти как секретные агенты. Один — следователь, специализирующийся на авиакатастрофах. Другой когда-то в армии занимался ракетами «Космос». Он не сказал больше ничего! А мне до сих пор интересно, что именно он там делал.
Перед поездкой в Россию мне говорили, что это замечательная страна, но чем дальше на восток, тем меньше цивилизации.
Стоит опасаться и природы, и людей. Все это неправда! У кого-то может быть и другой опыт, особенно если путешествовать в одиночку и не говорить по-русски. Но нас было трое, к тому же — две россиянки, поэтому языкового барьера не было.
Интересно, что люди порой казались мне немного неприветливыми.
Но, узнав, что я иностранец, все начинали улыбаться и сразу становились очень милыми. Думаю, именно это делает Россию суперинтересной для путешествий. Здесь не равнодушны к заграничным гостям, в отличие от стран, которые страдают от чрезмерного наплыва туристов.
Стереотип, что русский пьет водку, кажется, ушел в прошлое.
Мы видели, как одного пассажира выгнали из поезда, потому что он был пьян. Путешествовать по России очень безопасно. Особенно в третьем классе (плацкарт. — Прим. ред.), где многие едут семьями и каждый видит всех попутчиков.
Проект Mesto47 превратился в серию человеческих историй, которые раскрываются и на вершине гор, и в маленьких деревнях, и за чаем в ночном поезде.
«Это честный рассказ о России через обычных людей: попутчиков в поезде и случайных прохожих, встречавшихся нам в городах по дороге. Идея родилась в пивной Зальцбурга. Mesto47 — это рандомная цифра, символизирующая стихийность судьбоносных встреч, — поясняет Марина Дмуховская. — В купе нас было трое: я в роли журналиста, Георг в роли креативного лидера и фотографа и моя подруга Анна в качестве психолога».
«После того как пандемия коронавируса закончится, надеюсь вернуться, — говорит Георг. — Я очень хотел бы увидеть Ярославль и Новосибирск».