Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дворцы, сады и фонтаны московского метро

85 лет под землей

Ирина Овчинникова

Московское метро. О нем писали Ильф и Петров, складывал стихи Маяковский: «Я поеду с Танею в метрополитанию». Жители города почти сразу начали называть метро, открывшееся 15 мая 1935 года, подземными дворцами. Это неудивительно, ведь задача у известных зодчих — Ладовского, Фомина, Душкина и других — была такая: «строить красивые станции».

Кто-то выбирал ар-деко, неоклассику, сталинский ампир или неомодернизм, получилась энциклопедия стилей. Интерьеры и наземные вестибюли не раз попадали в кадр кинофильмов, но жители и гости столицы любят подземку, конечно, не только за это. Признаваться в своих чувствах они не устают ни на страницах метро в соцсетях, ни на самостоятельно созданных сайтах поклонников, среди которых есть даже палеонтологи.

Метрополитания: гид по «подземным дворцам» 

«Кропоткинская» (ранее — «Дворец Советов», 1935 год) с колоннами, парящие капители которых похожи на лотосы или пятиконечную звезду, «Маяковская» (1938) со стальными полукругами арок и мозаиками Александра Дейнеки, «Театральная» (1938) с фарфоровыми музыкантами, «Аэропорт» (1938) с зонтичными мраморными рельефами на своде — все это примеры ар-деко. 

1 / 3
Станция «Кропоткинская»

Русские образцы с восторгом принимали за границей — ансамбль «Кропоткинской» на международных выставках в Париже и Брюсселе получил Гран-при, такая же награда есть у «Маяковской» (Нью-Йорк, 1939), чьи арочные элементы изготовлены на «Дирижаблестрое». Кстати, именно на этой станции, самой глубокой на тот момент, по легенде, в 1941 году состоялось заседание Московского городского Совета депутатов трудящихся, на котором выступал Сталин. Гостям вроде как наливали пиво и угощали их бутербродами. 

1 / 2
Молодые люди на станции «Маяковская» Московского метрополитена

Стиль-компромисс между авангардом и классикой, манифестами которого стали «Русские сезоны» Дягилева, процветал в подземке до начала «борьбы с излишествами» 1950-х годов. 

Самыми подходящими для сравнения с дворцами стали станции, построенные в стиле сталинского ампира и неоклассики.

«Комсомольская Кольцевая» (1952) с «коктейлем» из нарышкинского стиля и готики, «Арбатская» (1953) с лепным декором растительного орнамента. Как дополнительная иллюстрация величественности — гигантская длина залов: 190 и 250 метров соответственно.

1 / 3
Уборщицы моют платформу станции метро «Арбатская». 1969 год

Еще «Таганская Кольцевая» с медальонами героев, а также «Киевская Кольцевая» (1954) с арками-проходами, обрамленными лепным жгутом и мозаиками о ключевых моментах отношений России и Украины. 

Мозаичное панно на станции  Киевская Московского метрополитена
Мозаичное панно на станции метро «Киевская»

Обычно именно эти станции чаще всего привлекают иностранцев, пытающихся поймать в объектив фотоаппаратов блеск позолоты, глянец майолики и блики люстр. И пусть красота неоклассических «Красных Ворот» (1935), «Охотного Ряда» (1935), «Электрозаводской» (1944) и других, возможно, кажется китайским туристам менее фотогеничной, знатоки архитектуры очень их любят.

1 / 3
Экскурсовод во время экскурсии, посвященной акции «Ночь в метро» на станции «Электрозаводская» в Москве

Кстати, «Красные Ворота» — образец идеи «пролетарской классики» архитектора Ивана Фомина. Для оформления вестибюля использовали темно-красный мрамор. Очевидно, из-за него другой знаменитый московский архитектор Щусев сказал: 

«Он (проект. — Прим. ред.) сделан большим мастером, но производит впечатление говядины». 

Эти стили, конечно, тоже стали жертвами борьбы с украшательством.

Московский метрополитен в период режима самоизоляции граждан
На станции метро «Охотный Ряд» в Москве

Есть в метро примеры и столь любимого в СССР соцреализма, и это в первую очередь — скульптура, живопись, мозаики, изображающие военные и трудовые подвиги, революционную борьбу и отдых.

Конечно, сразу вспоминается «Площадь Революции» (1938) с галереей фигур скульптура Матвея Манизера, посвященных, понятное дело, революции. На открытии станции Сталину они особенно понравились: «Как живые». 

1 / 3
Скульптурная композиция на перроне станции «Площадь Революции»

Продолжилась тема через две остановки — на «Бауманской» (1944). Советский спорт из фарфора и фаянса — на «Динамо» (1938), отдых в барельефах над эскалатором — на «Парке культуры» Кольцевой линии (1950), а круглые сутки — в панно на «Маяковской» (1938). 

1 / 6

С мозаиками на «Новокузнецкой» связана трагическая история. Это последняя работа Владимира Фролова, умершего от голода в блокадном Ленинграде. Он собирал своих «Садоводов», «Строителей», «Авиаторов», «Шахтеров» по рисункам Дейнеки. Десять лет назад на станции появилась посвященная ему мемориальная доска.  

Барельефы на станции метро Новокузнецкая в Москве
Барельефы на станции метро «Новокузнецкая» в Москве

Простота и открытость — именно с такими принципами в середине 50-х в историю московского метро вошла хрущевская оттепель. «Подземные дворцы» стали возводить, основываясь на рациональности и ее воплощении — модернизме. Типовые проекты станций-«сороконожек» (конструкций из двух шеренг колонн) отлично рифмовались с планировками хрущевок в новых спальных районах.

Именно так выглядят «ВДНХ» (1958), «Медведково» (1978), «Ленинский проспект» (1962), «Шаболовская» (1980) и роскошная по тем меркам «Чертановская» (1983) — со стальными колоннами, люстрами-каскадами, и замысловатой мозаикой, изображающей высотки и башенные краны. 

Самые современные стили «подземных дворцов» — пост- и неомодернизм. «Сретенский бульвар» (2007) с аппликацией и травленой черной сталью, «Достоевская» (2010) с пересказом четырех романов писателя флорентийской мозаикой. И, конечно, же «Римская» (1995) архитектора Попова, который размышляет о величии древней цивилизации: на обломках коринфских колонн у него сидят основатели Рима Ромул и Рем. Кстати, на этой станции есть фонтан, правда, работает он очень редко. 

1 / 3
Вестибюль станции метро «Достоевская»
1 / 6
Пассажиры на платформе новой станции «Тропарево»

Именно они использованы в оформлении «Тропарево» (2014) (чего стоят одни только металлические деревья с зеркальными кронами), «Новокосино» (2012) с потолком в диагональных ромбах и, конечно же, мондриановской «Румянцево» (2016) и авангардистско-конструктивистской «Саларьево» (2016).

Метро в кино: свидания, космопорт и вампиры

В московском метро снимали сцены для нескольких десятков фильмов. Многие из нас сразу же вспомнят «Я шагаю по Москве», где один из главных персонажей — молодой метростроевец (кстати, режиссер Георгий Данелия сам был сыном метростроевца). Финальную сцену, в которой звучит песня про Садовое кольцо и летнюю грозу, а юный Никита Михалков взбегает по эскалатору, снимали на станции «Университет». Кстати, персонажи фильма Володя и Алена, так знаково севшие в вагоны, которые шли в разные стороны, не смогли бы этого сделать в реальности — тогда ветки дальше не существовало. 

Кадр из фильма Я шагаю по Москве
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

При этом первой кинолентой, снятой в московском метро, считают «Цирк» Григория Александрова (1936). Первой прославившейся таким образом станцией стал «Охотный Ряд».

1 / 2
Кадр из фильма «Цирк»

Еще одна киноистория любви, связанная с метро, — Шарапов и Синичкина из фильма «Место встречи изменить нельзя». Первое свидание, во время которого они даже перешли на «ты», прошло у вестибюля станции «Сокольники». 

Кадр из фильма Место встречи изменить нельзя
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Еще одна пара — и снова свидание в метро: Людмила и Гурин в оскароносной ленте «Москва слезам не верит» Меньшова.

Герои садятся в поезд на «Новослободской» и проезжают станцию «Охотный Ряд», что в реальности невозможно. Кто-то считает это ляпом, кто-то — киноусловностью. 

Кадр из фильма Москва слезам не верит
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Появлялось московское метро и в мультфильмах, например в «Старой пластинке». Там есть экранизация песни Утесова с такими строчками: «Ну и как же это только получается // Что-то в жизни перепуталось хитро // Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся // От «Сокольников» до «Парка» на метро». Станция «Парк культуры» Сокольнической линии там узнается и без слов. 

1 / 2
Кадр из мультфильма «Старая пластинка»

Любят метрополитен и режиссеры фантастических фильмов. Так, в роли Космопорта в «Гостье из будущего» Арсенов снял вестибюль «Ботанического сада», тоннель у станции «Полянка» попал в «Кин-дза-дза» Данелии, у станции метро «Свиблово» в «Ночном дозоре» у Лукьяненко и его экранизации у Бекмамбетова жили вампиры.

1 / 3
Кадр из фильма «Ночной дозор»

А в фильме-катастрофе «Метро» по роману Дмитрия Сафонова почти все события происходят в подземке. Правда, в Москве снимали только вестибюли станций, а тоннели — в Самаре. 

Метро и мода

Первый показ мод в московском метро случился в ноябре 1997 года: были представлены как мужские, так и женские модели. 

На 70-метровом подиуме, построенном вдоль путей, гостям продемонстрировали вещи из осенне-зимней коллекции Givenchy (присутствовал сам Александр Маккуин). 

1 / 2
Дизайнер Александр Маккуин и топ-модель Наоми Кэмпбелл на модном показе

Гости добирались до локации на специальных поездах с официантами, где им наливали запрещенное в обычное время правилами подземки шампанское. 

В 2014-2015 годах модные эксперты много говорили о «метрошике» — стремлении отдельных пассажиров выделиться в серой толпе подземки. Появилось даже сообщество, где выкладывали фотографии наиболее ярких образов. 

Пассажир на станции Арбатско-Покровской линии метро Площадь Революции
Пассажир на станции Арбатско-Покровской линии метро «Площадь Революции»

В 2016 году половину работающей станции метро «Достоевская» перекрыли для показа российского дизайнера Александра Терехова. Приглашения на шоу были стилизованы под билеты на одну поездку в метро. Модели дефилировали на шпильках прямо по мраморному полу — как такового подиума не было. 

В 2019 году метро стало одной из главных площадок 25-й юбилейной Недели моды. Дефиле проходило на станции «Деловой центр», не работавшей для пассажиров. Место было выбрано неслучайно: модели вышли на подиум в образах типичных обитателей расположенного рядом бизнес-центра «Москва-Сити».

1 / 4
Модель демонстрирует одежду на станции метрополитена «Деловой центр» в рамках недели моды Moscow Fashion Week в Гостином дворе в Москве

До этого на станции метро «Воробьевы горы» проходила выставка костюмов российских дизайнеров. В десяти стеклянных колбах были выставлены костюмы от Валентина Юдашкина, Славы Зайцева, Виктории Андреяновой, Ирины Крутиковой.

Дикторы московского метро

Голоса, которые пассажиры слышат на каждой станции и в переходах, принадлежат профессиональным дикторам. Они записывают объявления для метрополитена уже много лет. 

Причем мужской голос звучит при движении в центр и по часовой стрелке на Кольцевой линии, а женский — соответственно из центра и против часовой. Есть шутка, что утром начальник строго зовет на работу, а вечером — ласково жена домой. Хотя изначально предложено это было для удобства слабовидящих людей.

1 / 2
Диктор Московского метрополитена Юлия Романова-Кутьина

Юлия Романова-Кутьина, актриса театра «На Басманной», работает «голосом» подземки больше 20 лет. Признается, что ей пришлось тренироваться около трех месяцев, чтобы привыкнуть говорить более низким тембром.

Мужских голосов в метро два: радиоведущего Сергея Куликовских и музыканта Алексея Россошанского. 

Московский метрополитен несколько раз проводил акцию «Голос метро», которая стартовала в 2004 году. Тогда роль дикторов подземки исполнили Галина Волчек, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Любовь Полищук, Константин Райкин, Александр Ширвиндт.

Актер и режиссер Александр Ширвиндт
Актер и режиссер Александр Ширвиндт

Особенно масштабно акция прошла в 2015 году на 80-летие метрополитена. Пассажиры узнавали знакомые интонации Иосифа Кобзона, Валерия Сюткина, Кристины Орбакайте, Екатерины Андреевой, Никиты Михалкова, Михаила Ефремова, Лолиты Милявской и других знаменитостей. Помимо обычных объявлений, они рассказывали пассажирам об истории метро.

Звери на удачу, фонтаны и цветы

На «Площади Революции» стоят 76 бронзовых фигур, впрочем, каждая повторяется четыре раза. Нос и лапы овчарок (кстати, по кличке Ирма) с 1938 года натерты до блеска — так приманивают удачу перед экзаменом школьники и студенты. Считается, что к туфелькам сидящих с книжкой бронзовых девушек нужно прикоснуться, чтобы хорошо прошло свидание, а гребешок петуха полируют жаждущие богатства. Однако одну из птиц, у которой едва блестит клюв, лучше обходить стороной, потому что она, по народным легендам, приносит несчастье. 

Девушка на станции Площадь Революции Московского метрополитена
Девушка на станции «Площади Революции» Московского метрополитена

На «Менделеевской», между входом и выходом, в 2007 году был установлен памятник «Сочувствие». Он посвящен бродячему псу по кличке Мальчик, жившему в подземном переходе у станции и погибшему в результате конфликта с породистой собакой от рук ее владелицы.

На лестницах «Кропоткинской» раньше стояли кадки с настоящими пальмами. Сегодня живые растения можно увидеть на новой станции «Филатов Луг», где они получают достаточно света благодаря прозрачному потолку.

Единственная станция с действующим фонтаном — «Римская», дизайн которой разрабатывался вместе с итальянскими архитекторами. Вода стекает по стене прямо за фигурами Ромула и Рема. 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала