https://ria.ru/20200427/1570641648.html
"Это дикое суеверие!" Почему Радоницу отмечают неправильно
"Это дикое суеверие!" Почему Радоницу отмечают неправильно - РИА Новости, 27.04.2020
"Это дикое суеверие!" Почему Радоницу отмечают неправильно
Православные христиане на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу (в этом году — 28 апреля). Верующие поминают усопших, причем особым чином. Однако сейчас... РИА Новости, 27.04.2020
2020-04-27T17:39
2020-04-27T17:39
2020-04-27T18:00
религия
общество
ссср
иерусалим
русская православная церковь
владимир вигилянский
пасха
аналитика - религия и мировоззрение
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155332/19/1553321992_0:158:3077:1889_1920x0_80_0_0_c1cf45f1070df2c1d228c0f64371a154.jpg
МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. Православные христиане на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу (в этом году — 28 апреля). Верующие поминают усопших, причем особым чином. Однако сейчас храмы и кладбища во многих регионах России закрыты из-за эпидемии коронавируса. Как молиться об умерших дома и не перепутать суеверие с церковной традицией — в материале РИА Новости.Недавняя традицияПо статистике, в "пасхальных мероприятиях", как их называют в МВД, участвуют почти 1,3 миллиона москвичей. Но лишь меньше четверти посещают ночную службу в храме — главную часть праздника. Большинство устремляются в этот день на кладбища.При этом в церковном уставе подобного предписания нет. И в народе еще сто лет назад такого не было. Поминать усопших в день главного христианского торжества начали лишь чуть более полувека назад. В разгар хрущевской антирелигиозной кампании подавляющее большинство храмов закрыли, поэтому люди принялись отмечать "праздник праздников" у могил родственников. Традиция прижилась и сохранилась после распада СССР. Правда, в Церкви призывают от нее отказаться."Еще с праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья, в этом году было 12 апреля. — Прим. ред.) в течение всей Страстной и Светлой недель поминовение усопших не совершается. Для этого в календаре выделен специальный день — Радоница, когда молитва за них возобновляется", — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.Причем поминовение усопших в этот день, по словам священнослужителя, — "рядовое". То есть Радоницы "не было изначально в церковном уставе", поэтому никаких изменений в богослужении, в отличие от той же Троицкой (или Вселенской) родительской субботы, не предусмотрено."У Радоницы языческие корни — так славяне называли день весенней тризны по усопшим. С приходом христианства Радоницу, что называется, воцерковили — теперь это церковное поминовение усопших после Пасхи", — уточняет он. Особые молитвыОбычно эти специальные молитвы произносят на кладбище. Однако из-за пандемии коронавируса посещение храмов и мест погребения ограничили. Поэтому в Русской православной церкви призвали поминать усопших дома."На официальном сайте Московского патриархата опубликован этот пасхальный чин поминовения. Он довольно объемный. Его желательно не читать, а петь", — советует отец Максим.Тем, кто не воцерковлен или не привык ежедневно совершать правило по молитвослову, священник рекомендует трижды пропеть пасхальный тропарь "Христос воскресе из мертвых…", а затем произнести молитву "Упокой, Господи, души усопших рабов твоих (перечислить имена)"."Можно еще пропеть "Со святыми упокой", "Вечную память" или пасхальный кондак "Аще и во гроб снизшел еси". Это уже хорошо и достаточно", — говорит протоиерей.Поминовение на Радоницу начинается в храмах в понедельник вечером. Миряне могут совершить его тогда же, так и в течение всего следующего дня.Важное условиеВообще, священнослужители советуют поминать усопших молитвой "Упокой, Господи" ежедневно во время утреннего правила. Вариант — чтение Псалтири.Но самое важное для православных христиан — конечно, поминовение в храме.Обычно верующие молятся за умерших родных и близких на литургии. Во время ее подготовительной части — проскомидии — священнослужитель произносит особые молитвы за живых и за мертвых. Он читает поданные прихожанами записки, называя каждое имя и вынимая при этом небольшую частичку из просфоры."Это главное поминовение. Ведь мы на литургии совершаем бескровную жертву, таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. И вот эти частички, каждая из которых соответствует упомянутому имени, мы помещаем в евхаристическую чашу, они омываются кровью Христовой. Тем самым происходит символическое соединений душ этих людей с Богом", — объясняет настоятель университетского храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский.Для этого прихожане и подают записки о поминовении. И оставляют пожертвования. Однако зачастую люди относятся к молитве как к услуге — мол, заплатил двести рублей, а батюшка все сделает сам.На самом деле такой потребительский подход, как отмечают священнослужители, пользы не принесет. Если человек попросил о поминовении своего близкого на службе или отдельной панихиде, важно его личное присутствие при совершении требы."Угощения для усопших"Не менее важно для верующего и посещение могил умерших родственников. Зачастую христианин приглашает священника — для панихиды или литии (краткого заупокойного богослужения).Если же священника рядом нет, достаточно прочесть молитву "Упокой, Господи" и пропеть "Со святыми упокой" и "Вечную память".Однако в народе во второй половине XX века появилось множество поминальных традиций, которые ничего общего с христианским учением не имеют. Например, сложилось поверье, что на могилу надо класть именно искусственные цветы. Или приносить с собой "угощения для усопшего". Поэтому на кладбищах после Пасхи много пасхальных куличей и крашеных яиц."Это дикое суеверие! Причем оно возникло из достаточно бытовых мелочей. Например, кто-то пришел на могилку, облагородил ее, а потом сел перекусить — у нас же многие приезжают на кладбище на целый день. Ну и остались какие-то крошки, которые птицы склевывают. А в итоге потом рождается поверье, будто надо "кормить" усопших", — отмечает авторитетный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).По его словам, для поминовения — дома, в храме или на кладбище — важна личная молитва. Пусть даже своими словами. Главное, призывает иеромонах, не относиться к этому как к формальности или "религиозной услуге".
https://realty.ria.ru/20200420/1570283950.html
https://ria.ru/20200426/1570540227.html
ссср
иерусалим
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155332/19/1553321992_174:0:2903:2047_1920x0_80_0_0_f3909cd9733999e48876a98f840cc238.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, ссср, иерусалим, русская православная церковь, владимир вигилянский, пасха, аналитика - религия и мировоззрение, коронавирус в россии
Религия, Общество, СССР, Иерусалим, Русская православная церковь, Владимир Вигилянский, Пасха, Аналитика - Религия и мировоззрение, Коронавирус в России
МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. Православные христиане на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу (в этом году — 28 апреля). Верующие поминают усопших, причем особым чином. Однако сейчас храмы и кладбища во многих регионах России закрыты из-за эпидемии коронавируса. Как молиться об умерших дома и не перепутать суеверие с церковной традицией — в материале РИА Новости.
По статистике, в "пасхальных мероприятиях", как их называют в МВД, участвуют почти 1,3 миллиона москвичей. Но лишь меньше четверти посещают ночную службу в храме — главную часть праздника. Большинство устремляются в этот день на кладбища.
При этом в церковном уставе подобного предписания нет. И в народе еще сто лет назад такого не было. Поминать усопших в день главного христианского торжества начали лишь чуть более полувека назад. В разгар хрущевской антирелигиозной кампании подавляющее большинство храмов закрыли, поэтому люди принялись отмечать "праздник праздников" у могил родственников. Традиция прижилась и сохранилась после распада СССР. Правда, в Церкви призывают от нее отказаться.
"Еще с праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья, в этом году было 12 апреля. — Прим. ред.) в течение всей Страстной и Светлой недель поминовение усопших не совершается. Для этого в календаре выделен специальный день — Радоница, когда молитва за них возобновляется", — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Причем поминовение усопших в этот день, по словам священнослужителя, — "рядовое". То есть Радоницы "не было изначально в церковном уставе", поэтому никаких изменений в богослужении, в отличие от той же Троицкой (или Вселенской) родительской субботы, не предусмотрено.
"У Радоницы языческие корни — так славяне называли день весенней тризны по усопшим. С приходом христианства Радоницу, что называется, воцерковили — теперь это церковное поминовение усопших после Пасхи", — уточняет он.
Обычно эти специальные молитвы произносят на кладбище. Однако из-за пандемии коронавируса посещение храмов и мест погребения ограничили. Поэтому в Русской православной церкви призвали поминать усопших дома.
"На официальном сайте Московского патриархата
опубликован этот пасхальный чин поминовения. Он довольно объемный. Его желательно не читать, а петь", — советует отец Максим.
Тем, кто не воцерковлен или не привык ежедневно совершать правило по молитвослову, священник рекомендует трижды пропеть пасхальный тропарь "Христос воскресе из мертвых…", а затем произнести молитву "Упокой, Господи, души усопших рабов твоих (перечислить имена)".
"Можно еще пропеть "Со святыми упокой", "Вечную память" или пасхальный кондак "Аще и во гроб снизшел еси". Это уже хорошо и достаточно", — говорит протоиерей.
Поминовение на Радоницу начинается в храмах в понедельник вечером. Миряне могут совершить его тогда же, так и в течение всего следующего дня.
Вообще, священнослужители советуют поминать усопших молитвой "Упокой, Господи" ежедневно во время утреннего правила. Вариант — чтение Псалтири.
Но самое важное для православных христиан — конечно, поминовение в храме.
Обычно верующие молятся за умерших родных и близких на литургии. Во время ее подготовительной части — проскомидии — священнослужитель произносит особые молитвы за живых и за мертвых. Он читает поданные прихожанами записки, называя каждое имя и вынимая при этом небольшую частичку из просфоры.
"Это главное поминовение. Ведь мы на литургии совершаем бескровную жертву, таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. И вот эти частички, каждая из которых соответствует упомянутому имени, мы помещаем в евхаристическую чашу, они омываются кровью Христовой. Тем самым происходит символическое соединений душ этих людей с Богом", — объясняет настоятель университетского храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский.
Для этого прихожане и подают записки о поминовении. И оставляют пожертвования. Однако зачастую люди относятся к молитве как к услуге — мол, заплатил двести рублей, а батюшка все сделает сам.
На самом деле такой потребительский подход, как отмечают священнослужители, пользы не принесет. Если человек попросил о поминовении своего близкого на службе или отдельной панихиде, важно его личное присутствие при совершении требы.
Не менее важно для верующего и посещение могил умерших родственников. Зачастую христианин приглашает священника — для панихиды или литии (краткого заупокойного богослужения).
Если же священника рядом нет, достаточно прочесть молитву "Упокой, Господи" и пропеть "Со святыми упокой" и "Вечную память".
Однако в народе во второй половине XX века появилось множество поминальных традиций, которые ничего общего с христианским учением не имеют. Например, сложилось поверье, что на могилу надо класть именно искусственные цветы. Или приносить с собой "угощения для усопшего". Поэтому на кладбищах после Пасхи много пасхальных куличей и крашеных яиц.
"Это дикое суеверие! Причем оно возникло из достаточно бытовых мелочей. Например, кто-то пришел на могилку, облагородил ее, а потом сел перекусить — у нас же многие приезжают на кладбище на целый день. Ну и остались какие-то крошки, которые птицы склевывают. А в итоге потом рождается поверье, будто надо "кормить" усопших", — отмечает авторитетный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
По его словам, для поминовения — дома, в храме или на кладбище — важна личная молитва. Пусть даже своими словами. Главное, призывает иеромонах, не относиться к этому как к формальности или "религиозной услуге".