Рейтинг@Mail.ru
Алексис Родзянко: страшнее думать о 2021 годе – там неопределенность - РИА Новости, 13.04.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Алексис Родзянко: страшнее думать о 2021 годе – там неопределенность

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкПрезидент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко
Президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко
Читать ria.ru в
Распространение коронавируса стало серьезным испытанием для бизнеса во всем мире, и американские компании в России не стали исключением. Глава Американской торговой палаты в России (AmCham) Алексис Родзянко надеется, что диалог между Россией и США, который постепенно налаживается перед лицом общего врага – пандемии, будет иметь продолжение и в будущем. В интервью РИА Новости он рассказал о том, как COVID-19 повлиял на компании из США, какие возможности для сотрудничества двух стран открывает пандемия, что может помешать диалогу и как изменится мир, когда она будет позади. Беседовала Вероника Буклей.
— Год начался для бизнеса непросто. Распространение коронавируса, обвал на мировых рынках. Как в этих условиях чувствует себя американский бизнес, работающий в России?
— Как и бизнес во всем мире, наверное. Сегодня большинство офисных сотрудников работает удаленно. Что касается производственных компаний, то кто-то находит себя в списках тех, кто может продолжать работать в условиях объявленного в стране карантина, а кто-то нет. Те, кто не могут, чаще всего пишут письма в регулирующие организации с просьбами о том, чтобы им позволили не останавливать производство. У нас был пример компании, которая производит чистящие средства и которая не входила в список компаний, необходимых для жизнеобеспечения. Мы написали письмо и буквально вчера получили от компании информацию, что им разрешили продолжать работать: это и для них, и для страны хорошо.
Мы находимся в той фазе кризиса, когда все думают, как быть именно сейчас. Мысль о том, какие будут последствия, откладывают на потом. Приведу еще один пример – небольшая компания, хозяин которой американец, столкнулась с проблемой выплаты зарплат. Хозяин пытался получить такие же льготы по снижению социальных выплат, как и все компании, работающие в России. Ему отказали, поскольку его компания более чем на 49% принадлежит иностранцу. Мы пытаемся обратить внимание регуляторов на эту проблему, просим, чтобы в таких случаях льготы тоже были предоставлены, потому что они работают здесь, в России, и сейчас ничуть не лучше себя чувствуют, чем аналогичные компании с хозяевами-россиянами.
Американские доллары
Аналитик: после карантина США могут недосчитаться 30% малого бизнеса
— Компании каких секторов пострадали больше всего, а какие еще держатся? Есть ли те, кто смог обернуть ситуацию в свою пользу?
— Конечно, есть такие компании, спрос на продукцию которых сейчас только вырос, но это редкие исключения из общего правила. Понятно, что это компании фармацевтического сектора, производители медицинского оборудования. Спрос на их продукцию сейчас высок как никогда. Эти компании работают особенно напряженно и, по всей вероятности, не пострадают от кризиса. Но они как раз исключение из общего правила.
Кому хуже всего, так это малому бизнесу в сфере услуг. Они столкнулись с полным отсутствием доходов, рестораны работают только на вынос, поэтому большая часть сотрудников, официанты сидят без работы. Такая ситуация складывается не только в России.
— Как коронавирус повлиял на работу американских производителей продовольствия, которые работают в России? Насколько сложные у них сейчас условия деятельности?
— Пока я не слышал от них жалоб, они работают, как работали. Это одна из сфер бизнеса, которые менее затронута, чем остальные.
— Можно ли уже оценить масштаб убытков американских компаний в России от коронавируса?
— Думаю, что пока рано делать такие оценки. Могу сказать, что мы посмотрели свой собственный бюджет (бюджет AmCham), сделали прогноз на год при разных сценариях развития эпидемии коронавируса. Получается, что в этом году мы при любом сценарии выходим адекватно, то есть расходы у нас падают так же, как и доходы, соответственно, мы выйдем в балансе. Страшнее думать о 2021 годе – там полная неопределенность.
— Падение на рынке нефти спровоцировало ослабление рубля. Насколько комфортно бизнесу работать в России при таком курсе?
— Это приблизительное повторение того, что мы уже видели в 2014 году. Менее резкое, чем мы наблюдали тогда. Падает покупательная способность населения по двум показателям: что может купить рубль (учитывая, что какая-то доля покупательной способности связана с валютным курсом), а второе – многие теряют работу или свои доходы. Это, безусловно, отразится на экономике.
Президент США Дональд Трамп
Трамп сообщил о "хорошем разговоре" с Путиным по нефти
— Коронавирус и его последствия стали серьезным вызовом для США. Каков ваш прогноз по экономике страны на этот год? Будет это плюс или минус?
— Мне кажется, на США пришелся очень серьезный удар. Там доля сектора услуг в экономике больше, чем в России и в других странах, а эта та сфера, которая пострадала больше всего. Поэтому мне кажется, что положительного роста в стране точно не будет. Насколько отрицательный – это вопрос, на который трудно ответить, потому что он сильно зависит от того, как долго будет продолжаться кризис, как скоро пройдет или пойдет на спад пандемия, когда станет возможным вернуться к нормальному состоянию.
— Сейчас проходит серьезное испытание и американская система здравоохранения. На ваш взгляд, придется ли ее реформировать, когда пандемия будет позади?
— То, что систему нужно реформировать, было известно и до пандемии. Как – это главный вопрос, который никак не найдет своего решения. В США еще до пандемии тратили значительную долю ВВП на здравоохранение, а получали результат не такой качественный, как другие страны, которые тратили меньшую долю своего ВВП на эту сферу. Исходя из этих показателей, четко было понятно, что нужно реформировать здравоохранение. Но как именно – это предмет большого спора. Может быть, пандемия даст возможность принять какие-то решения.
— На прошлой неделе в Нью-Йорк был доставлен груз со средствами защиты и медоборудованием из России. Половину оплатил РФПИ. Как вы оцениваете такой шаг и в целом это событие?
— Это жест доброй воли, который особенно ценен, потому что это помощь в нужную минуту. В США ситуация с пандемией гораздо хуже, чем в России в настоящий момент. Не дай Бог, чтобы в России она развивалась так интенсивно, как в Штатах. Мы все надеемся, что этого не произойдет. Но если в России это и случится, то позже. К тому моменту, надо полагать, США смогут вернуть этот добрый жест, который, возможно, понадобится и России. Это хороший пример того, как страны могут помогать друг другу в трудную минуту.
Российский военно-транспортный самолет Ан-124 с медицинским оборудованием и защитными масками в международном аэропорту Кеннеди
В США выразили признательность за медицинские материалы из России
— Глава РФПИ Кирилл Дмитриев призвал оставить в стороне политические разногласия и сплотиться перед лицом общего врага. Согласны ли вы, что сейчас у стран есть шанс наладить диалог и сотрудничать более продуктивно?
— Пандемия – это действительно общий враг, все в мире должны бороться с ним, все могут и, наверное, хотят в этих условиях работать вместе. Это будет опыт работы вместе на общую задачу, который может пригодиться и потом. Я надеюсь, что этот диалог между нашими странами будет расширен. Когда пандемия пройдет, нужно будет решить те вопросы, которые стоят на пути нашего сотрудничества. Возможно, приобретенный опыт совместной работы поможет решить их лучше и быстрее.
— Дмитриев также призвал активизировать диалог на уровне "капитанов бизнеса". Видите ли вы возможности для этого? Возможно, эта тема уже обсуждалась?
— Слышал, что о ней опять говорили. Здесь, как всегда, что-то стоит на пути. В настоящий момент из-за пандемии просто нет возможности физически встретиться или лететь куда-то. Конечно, пандемия пройдет, рейсы возобновятся и возможности встречаться появятся опять. К сожалению, суды перестали работать в России и вопрос дела Baring Vostok тоже повис, а он, естественно, по-прежнему остается тем барьером, который необходимо устранить.
— AmCham уже провела онлайн-встречу с послом США в России Джоном Салливаном. Какое впечатление он на вас произвел?
— Для меня это была третья встреча с послом. Можно сказать, что он очень положительно относится к бизнесу, к тому, что американские компании работают в России. Он считает это важным фактом, считает, что чем больше такой работы, тем лучше и для американских компаний, и для России. Он сказал, что будет всячески нам помогать в этом.
Чрезвычайный и полномочный посол США Джон Джозеф Салливан
Посол США Салливан проводил рейс из Москвы с американскими гражданами
— Какие еще темы обсуждались на онлайн-мероприятии?
— Очень большая часть разговора касалась коронавируса, того, как США с ним борются. Салливан рассказал и о работе с российским правительством, о том, что сотрудничество есть и оно очень конструктивное.
Я задал ему вопрос, похожий на то, о чем говорил глава РФПИ. Он сказал: "Да, мы работаем вместе, и это, конечно, хорошо, но когда пандемия пройдет, вопросы между нами и наши страновые интересы останутся". То есть, по его мнению, есть возможность улучшить отношения и желание к этому есть, однако вопросы как были, так и остаются, и их надо решать.
— Насколько эффективны, на ваш взгляд, меры, принимаемые правительством, чтобы противостоять кризису? Сможет ли экономика России выстоять перед лицом пандемии и пройти по благоприятному сценарию?
— Конечно, очень хочется, чтобы Россия прошла по благоприятному сценарию. Если смотреть на число зараженных, то Россия выгодно смотрится в сравнении с другими странами такого размера. Меры, которые принимаются во всем мире, очень похожи. Буквально вчера говорил со своими коллегами в Вашингтоне: рекомендации мыть руки, соблюдать дистанцию, оставаться дома — все эти меры один в один.
— Требуется ли особая поддержка правительства РФ компаниям какого-то сектора?
— Мне кажется, что малому бизнесу и компаниям сектора услуг, консультантам наиболее тяжело. Программа помощи, которую приняло правительство России, чтобы все сидели дома и чтобы им платили, ударяет очень сильно по малому бизнесу, который из последнего, что у него есть, сможет заплатить своим сотрудникам, но потом, по всей вероятности, очень многие просто закроются. Крупный бизнес куда более устойчив в этом смысле, он доживет до той помощи, которая обещана.
Опустевший Бродвей в Нью-Йорке
В Америке вирус разбудил древнюю лихорадку. Придет ли она к нам
— Каким будет мир после того, как коронавирус будет побежден? Что изменится в нем?
— Мне кажется, что усилятся тенденции к самостоятельности. Значимость границ и физическая, и с точки зрения торговли, наверное, будет более четко обозначена. Нынешняя ситуация проявила те проблемы и ограничения, которые создает глобализация и полная зависимость от бесперебойной работы международной торговли. Пандемия показала, что есть варианты, когда могут быть такие барьеры к свободной торговле и даже свободному передвижению товаров, как сейчас. Думаю, будут еще больше смотреть на локализацию: America first, Россия first, Китай first — все будут больше думать о себе.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала