Рейтинг@Mail.ru
ОП разработала рекомендации, как отличить фейки о коронавирусе в сети - РИА Новости, 09.04.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ОП разработала рекомендации, как отличить фейки о коронавирусе в сети

© РИА Новости / Антон ДенисовЗдание Общественной палаты РФ в Москве
Здание Общественной палаты РФ в Москве
Читать ria.ru в
МОСКВА, 9 апр - РИА Новости, Евгения Стогова. Общественная палата РФ и Фонд защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) разработали рекомендации, как отличить фейковые сообщения о коронавирусе в сети и правильно потреблять новости: аудитории советуют не доверять призывам "к максимальному репосту", уточнять авторство сообщения и отслеживать опровержения.
Разработкой рекомендаций занималась рабочая группа ОП РФ по защите прав пользователей интернета совместно с экспертами ФЗНЦ, презентация имеется в распоряжении РИА Новости.
"Распространяют фейки о коронавирусе у нас четыре группы. Первая – это профессиональные провокаторы из-за рубежа. Их задача понятна – дестабилизация социальной обстановки. Вторая группа – это местная "пятая колонна", которая живет по принципу "чем хуже у нас, тем лучше для них". Третья – это блогеры, в том числе юные, которым рассказывают, что вот сейчас они что-нибудь остренькое сделают и прославятся. И четвертая группа – это люди, которых используют "втемную", это мамы, бабушки, которые состоят в чатах подъездов, родителей. Это самая массовая группа", - рассказал РИА Новости президент ФЗНЦ, глава комиссии ОП РФ по СМИ Александр Малькевич.
Симптомы коронавирусной инфекции Covid-19
10 марта 2020, 13:44
Инфографика
Как отличить коронавирусную инфекцию COVID-19 от простудыПосмотреть

Главные признаки фейка

Эксперты ФЗНЦ и рабочей группы выделяют ряд признаков, указывающих на недостоверную информацию, целью которой является вселение страха и паники.
"Как правило, сообщение анонимное и очень эмоциональное. При этом не содержит ни одного факта, который можно было бы перепроверить. Распространяются сведения об угрозе жизни и здоровью неограниченного числа людей и о наличии жертв, как правило, многочисленных", - говорится в перечне признаков фейковых новостей.
Кроме того, как отмечено в презентации, имеется указание на то, что власти скрывают информацию во избежание паники или народных волнений. Якобы именно поэтому в СМИ об этом нет ни слова. Отдельно подчеркивается, что значимая для общества информация об "истинных" масштабах реально произошедшего бедствия скрывается. Источником указывается далекий родственник, знакомый или "свой человек в правоохранительных органах".
"Просьба к максимальному распространению информации. Сообщение распространяется в социальных сетях и через мессенджеры. Часто, если погуглить, можно обнаружить точно такой же слух, распространявшийся в другом регионе или стране несколько лет назад", - указано в перечне.
Самые популярные мифы о новом коронавирусе
8 апреля 2020, 17:08
Инфографика
Самые популярные мифы о новом коронавирусеПосмотреть

Аудитория склонна верить плохому

Вообще фейковые новости, как рассказала доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа Галина Солдатова, воспринимают только 10% аудитории. Однако для эффекта хватает и этого, тем более что в кризисной ситуации число распространителей ложной информации увеличивается в два-три раза.
"Нужно развивать в себе критичность. Очень часто мы попадаемся на то, что репостят люди, которым мы доверяем. Надо проверять источник информации: кто автор текста, профессионал ли он, есть ли у него авторитет. Сообщение по принципу "британские ученые установили…" вообще должны вызывать скепсис. Хорошо сработает и правило, которым пользуются журналисты: проверять информацию в трех независимых друг от друга источниках", - сказала РИА Новости Солдатова.
Однако, как утверждает Малькевич, общие слова о том, что нужно изучать и перепроверять информацию, на людей уже не действуют.
"Но это психология. Люди склонны верить в плохое. Они склонны вестись на это, к сожалению", - объясняет феномен член ОП РФ.
Как остановить коронавирус
21 марта 2020, 07:57
Инфографика
Так победим: как остановить коронавирусПосмотреть

Меньше фейков, больше новостей

Впрочем, полная самоизоляция от информационного поля – вряд ли разумный выход из ситуации. Так, эксперты ФЗНЦ подготовили рекомендации о том, как читать новости и получать при этом минимальное количество фейков.
"Подпишитесь на ленты разных СМИ и сверяйте информацию. Эмоциональные СМС в "родительском чате" поставьте на последнее место в списке достоверных. Не рассылайте сообщения, не убедившись в их достоверности, не плодите фейки", - говорится в рекомендациях фонда.
Солдатова советует обращать внимание на ошибки в тексте, странные выражения и словосочетания, плохой перевод с иностранного языка. Эксперты ФЗНЦ и ОП РФ также рекомендуют подписаться на официальные каналы министерств и ведомств, а также ресурсы, посвященные угрозе коронавируса в России. Следует, помимо прочего, отслеживать опровержения, поскольку власти достаточно оперативно реагируют на информационные вбросы.
"Отдельно хочется высказать пожелания к традиционным большим СМИ, которые в погоне за яркими заголовками тоже повышают градус тревожности, сообщают, что за день прибавилось 1000 заболевших. А вы скажите, что 800 из них в легкой форме и сидят дома, и только 10 тяжелых. СМИ смакуют, что вот, наконец, в нашем регионе первый умерший. Это же тоже очень больно бьет по людям. А потом выясняется, что человеку 70 лет и куча хронических заболеваний. Приводит это к тому, что в ряде регионов начинается интернет-травля тех, кто вышел на улицу, публичные доносы, жители пишут губернаторам в соцсетях с просьбой изъять детей у тех, кто гуляет", - рассказал Малькевич.
Насколько опасен коронавирус: заразность, летальность и группы риска
19 марта 2020, 14:44
Инфографика
Насколько опасен коронавирус: заразность, летальность и группы рискаПосмотреть
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала