Рейтинг@Mail.ru
"Мясо мою с мылом". Откровения людей, годами живущих в карантине - РИА Новости, 28.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Мясо мою с мылом»

Откровения людей, годами живущих в карантине

Анастасия Гнединская

Женщина на домашнем карантине

Эпидемия коронавируса заставила даже самых беспечных озаботиться масками и антисептическими гелями. В метро все стараются лишний раз не спускаться, поручни не трогают. Но есть те, кто живет так годами. Страдающих мизофобией преследует навязчивый страх заразиться. Они моют руки по сто раз в день, смартфоны протирают антибактериальными салфетками.

«У меня есть специальный карандаш — им нажимаю кнопки лифта», «С мылом мою все продукты», «После гостей протираю стул спиртом», — признаются мизофобы. РИА Новости узнало, как «стерильные люди» переживают пандемию COVID-19.

«Двери открываю ногой»

С Валентиной Васильевой мы встречаемся в кафе в последний день перед недельным карантином. Посетителей почти нет, но мы все равно уходим в самый дальний угол. Джи (так героиня себя просит называть — сокращение от английского «джинджер» — рыжая) брезгливо осматривает столешницу. Потом достает из сумки салфетки и расстилает одну перед собой.

«Я всегда так делаю, если чистота стола вызывает у меня сомнения. Да, при первой встрече это кажется странным. Но мои знакомые уже не обращают на это внимания. Хотя нет, однажды, когда я решила обработать антисептиком стул, мне сказали, мол, это уже слишком».

Вилку и ложку, лежащие на столе, она тоже тщательно «полирует». После чего удаляется в туалет, чтобы помыть руки. «Как, а вы не пойдете?» — удивляется.

Несмотря на фобию, Джи ведет активный образ жизни
Несмотря на фобию, Джи ведет активный образ жизни

Джи с детства была брезгливой. Но после того как в четвертом классе переболела желтухой, к чистоте стала относиться с педантизмом.

«Всех детей родители заставляли мыть руки, а я сама бежала к умывальнику. Делала это по двадцать раз в день. Потом пошло по нарастающей: сначала мне стали неприятны прикосновения чужих людей, затем — сложно браться за дверные ручки».

1 / 2
Из-за мизофобии в кафе Джи протирает приборы салфеткой

Джи долго не соглашалась на интервью в кафе — общественных мест она сейчас особенно избегает. «Работаю рядом с домом. Идя по улице, выбираю немноголюдную сторону. В магазин захожу, когда покупателей там очень мало. Из-за эпидемии коронавируса многие следуют этим правилам. А я так живу последние несколько лет».

Если и приходится выйти «в свет», Джи старается ни к чему не прикасаться. Двери открывает ногой, за ручки берется салфеткой либо пытается ухватиться с внутренней стороны, где обычно другие не дотрагиваются. «В лифте кнопки нажимаю согнутым пальцем. Но знаю мизофобов, которые используют палочку, карандаш, зубочистку».

За поручни на эскалаторах и в метро Джи тоже не берется. «В вагоне я научилась балансировать с закрытыми глазами. На эскалаторе принимаю устойчивое положение, чтобы, если он внезапно остановится, не полететь кубарем вниз. И, конечно, не присаживаюсь на свободные места в общественном транспорте». На работе она ежедневно протирает антибактериальной салфеткой мышку, клавиатуру, стол. «Даже стулья после гостей обрабатываю спиртом».

— Джи, можете объяснить, чего именно вы боитесь?

— Микробов. Я их представляю. Вижу, как они сидят, например, на ручке двери. И если я вдруг коснулась этой поверхности, думаю, с какой скоростью они доберутся до моей ладони.

Джи Васильева
Джи Васильева

Многие мизофобы постоянно ходят в защитных масках и перчатках. Скупают их чуть ли не оптом. Джи это не нужно. «Я очень редко бываю в общественных местах. А антисептик считаю бессмысленным. Мыло и вода — лучшая защита».

Джи во время велопрогулки
Джи во время велопрогулки

Эпидемию коронавируса она восприняла без паники. «Образ жизни не поменяла, разве что дома стала чаще обрабатывать выключатели и дверные ручки спиртом. Но с удовольствием наблюдаю за коллегами. Даже те, кто раньше не мыл руки, прежде чем чем-то перекусить за рабочим столом, стали это делать. Только клавиатуру пока еще не обрабатывают — а ведь на ней так много микробов!»

«Все, что приношу с улицы, обеззараживаю»

Мизофобия (от греч. mysos — загрязнение, phobos — страх) — патологическая боязнь загрязнений или же заражений и, как следствие, навязчивое стремление избегать возможного прикосновения к окружающим предметам и контакта с другими людьми. О своем недуге мизофобы откровенно рассказывают в сообществе во «ВКонтакте». Вот несколько записей:

 

 

«Знаете, что самое мучительное? Постоянное ощущение страха. Боязнь того, что ты заденешь грязный объект. От этого стараешься сжиматься, сидеть свободно уже не получается, даже на кровати у тебя появляются «чистые» и «более-менее чистые» зоны».

«Из-за этой болезни перед стиркой своих вещей я мою стиральную машину, поскольку пользуюсь ей не я одна».

«Я настолько часто мою руки, что на них появляются мозоли (так как я их сильно тру полотенцем), но это меня не останавливает, и я продолжаю их мыть, после чего образуются болячки».

Тридцатитрехлетняя Светлана Новичкова из Ульяновска страдает «боязнью грязи» уже четыре года. В 2011-м у нее обнаружили аутоимунную тромбоцитопению, заболевание крови, при котором сильно снижается количество тромбоцитов. Падает и иммунитет.

Светлана Новичкова
Светлана Новичкова

«Врачи все время говорили: тебе нельзя болеть. И у меня начал развиваться страх заражения. Потом в моем подъезде обосновались наркоманы. Я постоянно находила шприцы, бинты. Однажды в крови была ручка входной двери. И я стала избегать контакта с сомнительными поверхностями».

Схема, по которой она входит в подъезд, отработана до автоматизма. «Достаю салфетку, использую ее, чтобы открыть дверь. Дальше кладу ее на кнопки в лифте — только так их нажимаю. Прихожу домой — кидаю салфетку на пол. Потом место, где она лежала, протираю дезинфицирующим средством».

Светлана Новичкова
Светлана Новичкова страдает мизофобией

Антибактериальным средством она также обрабатывает телефон.

«Вообще, все, что приношу с улицы, обеззараживаю хлоргексидином: бутылки с шампунем, с водой, упаковки продуктов».

Светлана с удовольствием бы надевала медицинские перчатки при каждом выходе на улицу, но на них у нее денег нет. Живет на пенсию по инвалидности в восемь тысяч рублей. «Работать не могу из-за тромбоцитопении — велик риск кровотечений».

Одежду она стирает всякий раз, как только приходит с улицы. Прежде чем помыться, обрабатывает ванную чистящим средством. «Друзей домой не привожу, на улице тоже долго не гуляю, так как не могу пользоваться общественным туалетом — это место у меня вызывает настоящее отвращение».

Руки Светлана может помыть раз двести за день
Руки Светлана может помыть раз двести за день

У Светланы есть молодой человек — встречаются они уже десять лет. Девушка говорит, что он единственный, чьими прикосновениями она не брезгует. «Но вот если он возьмет что-то немытыми руками, после него обязательно протираю. Телефон он уже сам обрабатывает, хотя первое время до скандалов доходило».

Наличные в магазинах Светлана не использует давно — после того как заметила, что бабушка в очереди сперва послюнявила палец, а потом начала отсчитывать деньги.

Двери Светлана открывает только через салфетку
Двери Светлана открывает только через салфетку

«Я вообще много такого замечаю. Как-то обратила внимание, что мужчина высморкался на землю, вытер нос рукой, а потом взялся за дверную ручку».

— А посуду в кафе не протираете?

— Нет, но я хожу в такие места очень редко — раз в полгода. И выбираю дорогие, где точно все в порядке с гигиеной.

После прогулки все вещи Светлана протирает дезинфицирующим раствором
После прогулки все вещи Светлана стирает

Чтобы избавиться от фобии, Светлана обращалась к психотерапевту — не помогло. Пыталась переключиться — окончила музыкальную школу. Но и это не заставило ее забыть о микробах. «Теперь учусь с этим жить».

«Две недели без остановки убирал в квартире»

Сергею тридцать. Занимается техподдержкой сайтов. Мизофобия проявилась на фоне неприязни к определенным людям. «Мне было противно с ними контактировать, даже стоять рядом. Со временем эта брезгливость перекинулась на большинство незнакомцев. А потом — на предметы или поверхности, с которыми соприкасаются люди».

Уличную обувь Сергей оставляет на коврике в прихожей. На ламинат встает только в чистых носках. Этот ритуал должны соблюдать все переступающие порог его квартиры. «Сейчас мне полегче, я даже гостей к себе приглашаю. Но объясняю, на какие стулья они могут садиться. После протираю все спиртом».

Упаковки продуктов он моет с мылом. В холодильнике две зоны — для чистого и для грязного. «Во вторую кладу, скажем, курицу, если не могу ее сразу обработать. Кстати, мясо тоже мою с мылом».

В кармане у Сергея постоянно пачка салфеток, предварительно замоченных либо в перекиси водорода, либо в хлоргексидине.

«Через салфетки прикасаюсь к поручням, кнопкам лифта. Также обтираюсь после рукопожатия с неприятным мне человеком. Был случай: в парикмахерской меня поприветствовал известный в нашем городе артист. Проигнорировать было неприлично. Но после я сразу выбежал на улицу, протер руку салфеткой».

Пика его фобия достигла года два назад — тогда он в течение двух недель без остановки убирал в квартире. «Мыл выключатели, стены. На следующий день мыл то, что уже было чистым. Это было очень похоже на фильм «Восемь утра» — на мой взгляд, единственный реальный фильм о мизофобии. После этого пошел к психотерапевту. Не сильно помогло. Сейчас пытаюсь сам разобраться в своей проблеме — читаю много книг о природе фобий. И вроде бы состояние улучшилось».

«Обувь стараюсь покупать ту, которую еще не мерили»

Павлу (имя изменено) — тридцать четыре. У него свой бизнес в строительной сфере.

«Началось все лет семь-восемь назад. Возможно, сказалось перенесенное во время службы инфекционное заболевание, возникающее из-за плохой гигиены рук. Сначала отвращение вызывали грязные вещи. Потом появилось осознание, что бактерии невидимы и надо как-то от них защищаться. Лично моя фобия заключается в том, что я боюсь грязных вещей, которые побывали на полу или земле, не терплю, когда чужие люди трогают мои. Брезгливо отношусь к физиологическим жидкостям человека и животных, к деньгам».

Руки он моет по 20-30 раз в день. И это не предел.

Лифт Павел вызывает костяшками пальцев или ключами. Двери открывает мизинцем или же старается браться за ручку там, где ее вряд ли трогали. Но самая большая проблема, признается он, — покупка продуктов.

«Ужасно раздражает, когда продавцы слюнявят пальцы, потом этими руками хватаются за упаковку. При готовке приходится сперва ее снимать, затем мыть руки. С одеждой и обувью тоже целая история. Джинсы мерить неприятно, после сразу бегу в душ. Обувь стараюсь покупать только ту, которую еще не мерили. Благо есть супермаркеты, где можно выбрать такую пару. Смотрю на заводскую упаковку, шнуровку, на подошву — по ней сразу видно, если ботинки надевали. То же самое можно сказать о головных уборах и куртках».

— Объясните, чего вы все же боитесь? Заразиться?

— Нет, это не страх заразы. Скорее желание ощущать свои руки в чистоте. Я понимаю прекрасно, что грязные руки не проблема. И что их можно помыть вечером, придя домой. Но я физически ощущаю грязь на руках. И трогать телефон, ключи или руль в машине такими руками мне неприятно.

«Не нужно путать фобию и оправданный страх»

По словам кандидата психологических наук, доцента института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета Ларисы Овчаренко, панические настроения в обществе в связи с эпидемией коронавируса усиливаются. Но не нужно путать вполне оправданные опасения за свое здоровье с фобией.

Дезинфекция
Дезинфекция поверхности

«Фобическое расстройство, в том числе мизофобия, — это диагноз с четкой клинической картиной. При этом расстройстве страх иррационален. Люди понимают, что до них миллионы нажимали кнопку лифта пальцем и не заражались, но продолжают использовать перчатки, палочки».

В ситуации пандемии, объясняет эксперт, это вполне нормально. Если же человек так поступает в относительно безопасное время — повод задуматься.

Дезинфекция
Дезинфекция рабочего места

«Природа фобий очень разная: у кого-то это детские травматические переживания. Например, ребенка наказывали за то, что он не моет руки. У других — гипертрофированная модель поведения, взятая от родителей». Впрочем, уточняет Лариса Овчаренко, во время эпидемий страхи усиливаются даже у психологически здоровых людей. 

«Чтобы себя обезопасить, нужно очень внимательно относиться к информации, стараться получать новости только из проверенных источников. И сохранять внутреннюю дисциплину — особенно на удаленке».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала