https://ria.ru/20200302/1565351920.html
Что можно и нельзя делать в Великий пост
Что можно и нельзя делать в Великий пост - РИА Новости, 02.03.2020
Что можно и нельзя делать в Великий пост
Православные христиане второго марта вступают в Великий пост. Это особый период подготовки к главному празднику — Пасхе Христовой. Именно эти дни считаются... РИА Новости, 02.03.2020
2020-03-02T08:00
2020-03-02T08:00
2020-03-02T13:52
религия
общество
египет
иерусалим
аналитика - религия и мировоззрение
иордан
иисус христос
великий пост 2020
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151516/02/1515160281_31:0:1169:640_1920x0_80_0_0_e586ebf26541e1c3fc477515304e96ab.jpg
МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Православные христиане второго марта вступают в Великий пост. Это особый период подготовки к главному празднику — Пасхе Христовой. Именно эти дни считаются наиболее строгими из всех постных в году. Об особенностях, ограничениях и послаблениях Святой Четыредесятницы — в материале РИА Новости.Не такой, как остальныеНа самом деле, постных дней в церковном календаре очень много: большая часть года. В общей сложности — свыше двухсот.Немногие сегодня задумываются о том, что посты существовали в дохристианские времена, о чем постоянно упоминается в Ветхом Завете. Ограничения касались не только еды и питья, но и, например, разговоров.Самым же первым говеющим был, судя по Библии, ветхозаветный пророк Моисей. Выведя евреев из Египта, он в одиночку взошел на гору Синай, где пробыл сорок дней и ночей."Хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей. — Прим. ред.) на скрижалях слова завета, десятословие (десять заповедей. — Прим. ред.). Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним", — повествует книга Исход.Аналогичный пост выдержал, прежде чем начать свою проповедь людям, и сам Сын Божий Иисус Христос. После крещения в реке Иордан он удалился в пустыню на сорок дней, где его всячески искушал дьявол. Однако Спаситель поборол все соблазны.Собственно, преодоление как физических, так и духовных трудностей, согласно христианскому вероучению, — одна из главных целей воздержания. Внимание переключается с дел житейских и забот о телесном и материальном на жизнь духовную, молитву, участие в богослужениях и общение с Господом. Тем самым человек самосовершенствуется и приближается к Творцу.Это относится и к Рождественскому посту, длящемуся 40 дней — с 28 ноября по 6 декабря включительно, и Успенскому 14-дневному (начинается 14 августа), и Петрову, в который верующие вступают через неделю после праздника Троицы. Тот же смысл вкладывается и в предписанное уставом воздержание в среду и пятницу — если, конечно, эти дни не приходятся на двунадесятые праздники. Есть еще однодневные посты в Крещенский сочельник (18 января) и когда отмечаются Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября).Но Великий пост особый. И вот почему."Это семь подготовительных недель перед Страстной седмицей (когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя), за которой следует Пасха. В великопостных богослужебных текстах это отражается", — уточняет церковный публицист иеромонах Макарий Маркиш.Службы в этот период в Церкви не такие, как обычно. Прежде всего это выражается в аскетичности утренних и вечерних богослужений в будни: долгие молитвы и минимум песнопений."В период Святой Четыредесятницы человек, насколько это возможно, усиливает участие в церковной жизни. Сколько раз приходить в храм и когда именно — вопрос индивидуальный. Хорошо, конечно, явиться на литургию Преждеосвященных даров, которая совершается по средам и пятницам. А в первые четыре дня поста и в четверг пятой седмицы (в этом году — 1 апреля. — Прим. ред.) читается Великий покаянный канон Андрея Критского, тоже особенное богослужение", — поясняет иеромонах.Когда можно вино?Еще одно отличие Великого поста — более строгие ограничения в еде. Согласно церковному уставу, на протяжении всей Четыредесятницы и следующей за этим Страстной недели — вплоть до Пасхи — запрещается пища животного происхождения. Это целых 49 дней.Ведь в Рождественский и Петров пост, например, можно есть рыбу. В течение двух недель перед праздником Успения Богоматери устав тоже предписывает полное воздержание от мяса, молока, рыбы и яиц, но зато август, как известно, богат на фрукты."В Церкви есть градация строгости поста. Самый мягкий — сырная седмица за неделю до Великой Четыредесятницы, когда можно все, кроме мяса. Следующий по строгости пост — это когда разрешается есть рыбу. Потом исключается и рыба, но остаются вино и елей (растительное масло). На еще более строгом этапе в рационе присутствует вареная пища без масла, и самый жесткий пост — это сухоядение, хлеб с водой и полное невкушение пищи", — объясняет известный реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков).До Пасхи рыба, согласно уставу, разрешается только на праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (12 апреля). Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, допускается икра. Во все эти дни можно и вино.Еда — не самоцельВ великопостный период есть и моменты особо строгого воздержания, когда, согласно монастырскому уставу, вовсе нельзя ничего есть. Это первые два дня поста и Страстная пятница на одноименной неделе перед Пасхой.Но эти правила предназначены прежде всего для монахов — в некоторых обителях голодают даже четыре-пять первых дней. С мирянами тут нет полной ясности."Соблюдение Великого поста "по букве" подробно расписано в Типиконе и в соответствующих уставных указаниях. Мирянам применять их буквально следует лишь по благословению духовника. Многовековая традиция заключается в том, что миряне отказываются от мяса, молока, яиц и рыбы (послабления разрешаются в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). А про день Великой (Страстной) пятницы устав говорит: "Могущий воздержаться от пищи да воздержится от нее вовсе, а не могущий вовсе да приложит для себя максимально строгое ограничение", — уточняет председатель Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.Поэтому в Церкви призывают мирян держаться "золотой середины" — не увлекаться чересчур строгим воздержанием, что лишь навредит здоровью. И в то же время пытаться хоть как-то ограничить себя, помня, что пищевые запреты — не цель, а одно из средств."Пост предполагает освобождение от разного рода зависимостей. Они касаются и пищи — нужно постараться нивелировать, как говорится, "получение кайфа" от еды и свести к минимуму время, проводимое за трапезой. Можно ограничить для себя интернет, просмотр телепередач, общение в социальных сетях. Людей с алкогольной или табачной зависимостями Церковь тоже призывает взять волю в кулак", — отмечает священнослужитель.Еще одна цель поста, по его словам, — "прожить глубоко и молитвенно" великопостное время. Если кто-то вовсе не молится — пусть попробует. Кто редко, раз в год, ходит в храм, — пусть в пост делает это хотя бы раз в месяц."И третья цель: постараться быть добрее и внимательнее к людям, которые нас окружают. А к самому себе подходить пожестче. Больше времени уделять детям или родителям, следить за тем, как мы общаемся с коллегам и постараться вообще никого не обижать. В общем, нужно от бессознательного проживания жизни, когда человек просто реагирует на внешние раздражители, попытаться перейти на уровень, соответствующий образу и подобию Бога", — призывает отец Максим.
https://ria.ru/20200227/1565285464.html
египет
иерусалим
иордан
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151516/02/1515160281_174:0:1027:640_1920x0_80_0_0_96ca5a8b7267d8dee1f98ba245a9cd64.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, египет, иерусалим, аналитика - религия и мировоззрение, иордан, иисус христос, великий пост 2020
Религия, Общество, Египет, Иерусалим, Аналитика - Религия и мировоззрение, Иордан, Иисус Христос, Великий пост 2020
МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Православные христиане второго марта вступают в
Великий пост. Это особый период подготовки к главному празднику — Пасхе Христовой. Именно эти дни считаются наиболее строгими из всех постных в году. Об особенностях, ограничениях и послаблениях Святой Четыредесятницы — в материале РИА Новости.
На самом деле, постных дней в церковном календаре очень много: большая часть года. В общей сложности — свыше двухсот.
Немногие сегодня задумываются о том, что посты существовали в дохристианские времена, о чем постоянно упоминается в Ветхом Завете. Ограничения касались не только еды и питья, но и, например, разговоров.
Самым же первым говеющим был, судя по Библии, ветхозаветный пророк Моисей. Выведя евреев из Египта, он в одиночку взошел на гору Синай, где пробыл сорок дней и ночей.
"Хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей. — Прим. ред.) на скрижалях слова завета, десятословие (десять заповедей. — Прим. ред.). Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним", — повествует книга Исход.
Аналогичный пост выдержал, прежде чем начать свою проповедь людям, и сам Сын Божий Иисус Христос. После крещения в реке Иордан он удалился в пустыню на сорок дней, где его всячески искушал дьявол. Однако Спаситель поборол все соблазны.
Собственно, преодоление как физических, так и духовных трудностей, согласно христианскому вероучению, — одна из главных целей воздержания. Внимание переключается с дел житейских и забот о телесном и материальном на жизнь духовную, молитву, участие в богослужениях и общение с Господом. Тем самым человек самосовершенствуется и приближается к Творцу.
Это относится и к Рождественскому посту, длящемуся 40 дней — с 28 ноября по 6 декабря включительно, и Успенскому 14-дневному (начинается 14 августа), и Петрову, в который верующие вступают через неделю после праздника Троицы. Тот же смысл вкладывается и в предписанное уставом воздержание в среду и пятницу — если, конечно, эти дни не приходятся на двунадесятые праздники. Есть еще однодневные посты в Крещенский сочельник (18 января) и когда отмечаются Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
Но Великий пост особый. И вот почему.
"Это семь подготовительных недель перед Страстной седмицей (когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя), за которой следует Пасха. В великопостных богослужебных текстах это отражается", — уточняет церковный публицист иеромонах Макарий Маркиш.
Службы в этот период в Церкви не такие, как обычно. Прежде всего это выражается в аскетичности утренних и вечерних богослужений в будни: долгие молитвы и минимум песнопений.
"В период Святой Четыредесятницы человек, насколько это возможно, усиливает участие в церковной жизни. Сколько раз приходить в храм и когда именно — вопрос индивидуальный. Хорошо, конечно, явиться на литургию Преждеосвященных даров, которая совершается по средам и пятницам. А в первые четыре дня поста и в четверг пятой седмицы (в этом году — 1 апреля. — Прим. ред.) читается Великий покаянный канон Андрея Критского, тоже особенное богослужение", — поясняет иеромонах.
Еще одно отличие Великого поста — более строгие ограничения в еде. Согласно церковному уставу, на протяжении всей Четыредесятницы и следующей за этим Страстной недели — вплоть до Пасхи — запрещается пища животного происхождения. Это целых 49 дней.
Ведь в Рождественский и Петров пост, например, можно есть рыбу. В течение двух недель перед праздником Успения Богоматери устав тоже предписывает полное воздержание от мяса, молока, рыбы и яиц, но зато август, как известно, богат на фрукты.
"В Церкви есть градация строгости поста. Самый мягкий — сырная седмица за неделю до Великой Четыредесятницы, когда можно все, кроме мяса. Следующий по строгости пост — это когда разрешается есть рыбу. Потом исключается и рыба, но остаются вино и елей (растительное масло). На еще более строгом этапе в рационе присутствует вареная пища без масла, и самый жесткий пост — это сухоядение, хлеб с водой и полное невкушение пищи", — объясняет известный реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков).
До Пасхи рыба, согласно уставу, разрешается только на праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (12 апреля). Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, допускается икра. Во все эти дни можно и вино.
В великопостный период есть и моменты особо строгого воздержания, когда, согласно монастырскому уставу, вовсе нельзя ничего есть. Это первые два дня поста и Страстная пятница на одноименной неделе перед Пасхой.
Но эти правила предназначены прежде всего для монахов — в некоторых обителях голодают даже четыре-пять первых дней. С мирянами тут нет полной ясности.
"Соблюдение Великого поста "по букве" подробно расписано в Типиконе и в соответствующих уставных указаниях. Мирянам применять их буквально следует лишь по благословению духовника. Многовековая традиция заключается в том, что миряне отказываются от мяса, молока, яиц и рыбы (послабления разрешаются в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). А про день Великой (Страстной) пятницы устав говорит: "Могущий воздержаться от пищи да воздержится от нее вовсе, а не могущий вовсе да приложит для себя максимально строгое ограничение", — уточняет председатель Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.
Поэтому в Церкви призывают мирян держаться "золотой середины" — не увлекаться чересчур строгим воздержанием, что лишь навредит здоровью. И в то же время пытаться хоть как-то ограничить себя, помня, что пищевые запреты — не цель, а одно из средств.
"Пост предполагает освобождение от разного рода зависимостей. Они касаются и пищи — нужно постараться нивелировать, как говорится, "получение кайфа" от еды и свести к минимуму время, проводимое за трапезой. Можно ограничить для себя интернет, просмотр телепередач, общение в социальных сетях. Людей с алкогольной или табачной зависимостями Церковь тоже призывает взять волю в кулак", — отмечает священнослужитель.
Еще одна цель поста, по его словам, — "прожить глубоко и молитвенно" великопостное время. Если кто-то вовсе не молится — пусть попробует. Кто редко, раз в год, ходит в храм, — пусть в пост делает это хотя бы раз в месяц.
"И третья цель: постараться быть добрее и внимательнее к людям, которые нас окружают. А к самому себе подходить пожестче. Больше времени уделять детям или родителям, следить за тем, как мы общаемся с коллегам и постараться вообще никого не обижать. В общем, нужно от бессознательного проживания жизни, когда человек просто реагирует на внешние раздражители, попытаться перейти на уровень, соответствующий образу и подобию Бога", — призывает отец Максим.